Приказ Министерства финансов РФ №164н от 18.12.2012

06.05.2013  

Государство всячески пытается поддерживать малый бизнес. Прежде чем говорить о конкретных мерах, напомним, кто относится к малому бизнесу.

Предприятие считается малым, если средняя численность работников в нем составляет до 100 человек включительно, а выручка от реализации (без НДС) не превышает 400 млн рублей. Оба показателя берутся за предыдущий календарный год. Есть еще ограничение по структуре уставного капитала (ст. 4 Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ). Не будем останавливаться на этом требовании, поскольку обычно оно неактуально – в подавляющем большинстве у представителей малого бизнеса учредителями являются физические лица.

Выделяются и микропредприятия. Это фирмы, в которых численность работников до 15 человек, а выручка не больше 60 млн рублей. Именно этой категории и посвящен комментируемый приказ № 164н. Он предусматривает поистине революционное новшество: вести бухгалтерский учет можно без применения двойной записи. То есть не нужно делать привычные проводки дебет такого-то счета, кредит такого-то. Осмелимся предположить, что на практике это должно выглядеть так: при поступлении какого-либо имущества или денег операция отражается только по дебету (по сути, доход), а при расходовании средств только по кредиту. Остается неясность, как заполнять баланс и остальные формы бухотчетности. Если вы не уверены, как правильно упрощать учет и отчетность, лучше дождаться официальных разъяснений Минфина России. Судя по всему, финансовое министерство скоро опубликует их на своем сайте.

К слову сказать, для малых предприятий действуют и другие поблажки в области бухгалтерского учета и отчетности. Подробно о них писал Минфин России (см. информацию № ПЗ-3/2012). Выделим основные моменты.

«Малыши» могут вести учет кассовым методом. При этом полученные авансы нужно отражать в составе доходов по мере фактического поступления средств. А вот выданную предоплату сразу списывать запрещено: придется дождаться, пока контрагент исполнит свои обязательства.

Малым предприятиям разрешено сократить количество применяемых синтетических счетов по сравнению с типовым планом счетов (утвержден приказом Минфина России от 31.10.2001 № 94н). Иными словами, допускается «укрупненное» использование счетов. Так, можно отражать на счете 10 информацию о производственных запасах вместо того, чтобы вести операции по счетам 07, 10 и 11. Кроме того, информацию о производственных затратах можно целиком показывать на счете 20. То есть разбивка на счета 20, 23, 25, 26, 28, 29 не нужна. Важно также, что для учета денег в банках малым предприятиям достаточно использовать счет 51 вместо счетов 51, 52, 55 и 57.

Для систематизации и накопления информации можно принять упрощенную систему регистров бухгалтерского учета. В зависимости от характера и объема учетных операций это может быть форма бухгалтерского учета без использования регистров (простая форма) или с использованием регистров бухгалтерского учета имущества.

Суть простой формы в том, что регистрация всех хозяйственных операций осуществляется только в Книге учета фактов хозяйственной деятельности. Данная книга является регистром аналитического и синтетического учета, на основании которого можно определить наличие имущества и денежных средств, а также их источников у субъекта малого предпринимательства на определенную дату и составить бухгалтерскую отчетность. Такой вариант специалисты рекомендуют для фирм с незначительным количество операций (не более 30 в месяц), которые не занимаются производством, связанным с большими затратами материальных ресурсов.

Наконец, малые предприятия имеют полное право игнорировать требования некоторых ПБУ. В частности, это ПБУ 18/02 и ПБУ 8/2010. Кроме того, все малые предприятия могут учитывать абсолютно все проценты по кредитам и займам как прочие расходы. Неважно, на покупку инвестиционного актива получены заемные средства или нет.

Что касается бухгалтерской отчетности, то у представителей малого бизнеса есть три варианта. Вариант первый – действовать по аналогии с остальными компаниями (заполнять все формы отчетности). Вариант второй – заполнять только баланс и отчет о прибылях и убытках. При этом разрешено приводить укрупненные показатели. То есть только по группам статей, без дополнительной расшифровки. Остальные же формы в состав отчетности можно не включать. Ну и третий вариант – для малых предприятий предусмотрены упрощенные формы бухгалтерского баланса и отчета о прибылях и убытках. Они приведены в приложении 5 к приказу Минфина России от 02.07.2010 № 66н. В упрощенных формах показатели еще более укрупнены, чем обычно. Почти все строки включают в себя несколько строк из традиционной формы. Надо писать тот код строки, которому соответствует наибольший удельный вес. Об этом сказано в пункте 5 приказа № 66н.

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...