ФТС России и ФНС России поделят функции валютного контроля

Федеральный закон №285-ФЗ от 03.07.2016

10.09.2016  

Федеральный закон от 10.12.2003 № 173-ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле» (далее - Закон № 173-ФЗ) устанавливает:

  • правовые основы и принципы валютного регулирования и валютного контроля в РФ;

  • полномочия органов валютного регулирования;

  • права и обязанности валютных резидентов и нерезидентов в отношении владения, пользования и распоряжения валютными ценностями и ценными бумагами на территории РФ и за ее пределами;

  • права и обязанности органов валютного контроля и агентов валютного контроля.

Одним из органов валютного контроля являлась Федеральная служба финансово-бюджетного надзора (Росфиннадзор), пока Указом Президента РФ от 02.02.2016 № 41 эта структура не была упразднена. Функции Росфиннадзора как органа валютного контроля распределены между ФТС РФ и ФНС РФ. То есть эти органы, которые ранее являлись агентами валютного контроля, получили статус органов валютного контроля.

Такие изменения привели к корректировке текста Закона № 173-ФЗ. Поправки коснулись трех статей. Большинство из них носят технический характер, поскольку  упразднение Росфиннадзора не означает, что государство отказалось от исполнения функций и контроля, которыми занималась эта служба.

Одновременно Банку России предоставлено  право контролировать проведение валютных операций не только кредитными организациями, но и некредитными финансовыми организациями.

Для удобства сравнения старых и новых норм мы привели их в таблице.

Таблица. Изменения законодательства по передаче функций валютного контроля

Норма

Старая редакция

Закона № 173-ФЗ

Новая редакция

Закона № 173-ФЗ

Часть 6 статьи 20

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам и агентам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Уполномоченные банки передают оформленные паспорта сделок в электронном виде органам валютного контроля в порядке, установленном Центральным банком РФ. Срок передачи оформленного паспорта сделки не может превышать три рабочих дня с даты оформления паспорта сделки в уполномоченном банке

Часть 3 статьи 22

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)», таможенные органы и налоговые органы

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки и не являющиеся уполномоченными банками профессиональные участники рынка ценных бумаг, а также государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)»

Часть 4 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями осуществляет Центральный банк РФ

Контроль за осуществлением валютных операций кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» осуществляет Центральный банк РФ

Часть 5 статьи 22

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями, осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Контроль за осуществлением валютных операций резидентами и нерезидентами, не являющимися кредитными организациями и некредитными финансовыми организациями, осуществляющими виды деятельности, указанные в Федеральном законе от 10 июля 2002 года № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», осуществляют в пределах своей компетенции федеральные органы исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля, и агенты валютного контроля

Часть 

6 статьи 

22

Правительство РФ обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами и агентами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Правительство РФ обеспечивает взаимодействие таможенных и налоговых органов как агентов валютного контроля с Центральным банком РФ.

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля и другими агентами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам для выполнения ими функций агентов валютного контроля информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Правительство Российской Федерации обеспечивает координацию деятельности в области валютного контроля федеральных органов исполнительной власти, являющихся органами валютного контроля, а также их взаимодействие с Центральным банком РФ

Центральный банк РФ осуществляет взаимодействие с другими органами валютного контроля, а также осуществляет координацию взаимодействия уполномоченных банков и не являющихся уполномоченными банками профессиональных участников рынка ценных бумаг как агентов валютного контроля с органами валютного контроля при обмене информацией в соответствии с законодательством РФ.

Уполномоченные банки как агенты валютного контроля передают федеральным органам исполнительной власти, являющимся органами валютного контроля,  информацию в объеме и порядке, установленных Центральным банком РФ, за исключением случаев, установленных частью 13 статьи 23 Закона № 173-ФЗ

Часть 3 статьи 23

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих документов и информации при осуществлении валютных операций агентам валютного контроля устанавливается:

1) для представления агентам валютного контроля, за исключением уполномоченных банков и профессиональных участников рынка ценных бумаг, - Правительством РФ;

2) для представления уполномоченным банкам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг - Центральным банком РФ

Порядок представления резидентами и нерезидентами подтверждающих

документов   и   информации   при   осуществлении валютных операций устанавливается:

 1) для представления  федеральным  органам  исполнительной   власти, уполномоченным Правительством  РФ - Правительством РФ;

 2) для представления агентам валютного контроля - Центральным банком РФ

Абзац 6 части 5 статьи 23

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, территориальному подразделению органа валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Одни и те же документы представляются резидентами и нерезидентами органу валютного контроля, агенту валютного контроля, территориальному подразделению агента валютного контроля, непосредственно истребовавшим соответствующие документы, однократно и не подлежат повторному представлению до изменения сведений, указанных в представленных документах

Часть 8.2 статьи 23

Представление и передача документов и информации одним агентом валютного контроля другому агенту валютного контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 - 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Представление и передача документов и информации агентами валютного контроля таможенным и налоговым  органам  и  таможенными  и  налоговыми органами агентам валютного  контроля в объеме и порядке, указанных в частях 13 - 16 статьи 23, не являются нарушением коммерческой, банковской, налоговой, иной охраняемой законом тайны, а также нарушением требования об обеспечении конфиденциальности в отношении другой информации, которая стала известна таможенным и налоговым органам и агентам валютного контроля при осуществлении их полномочий

Часть 13 статьи 23

Уполномоченные банки и государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам в целях осуществления валютного контроля за проводимыми резидентами валютными операциями, открытием и ведением счетов имеющиеся в их распоряжении копии следующих документов, заверенные надлежащим образом:

1) документы, удостоверяющие личность физического лица;

2) документ о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя;

3) документ о государственной регистрации юридического лица - резидента;

4) документы (проекты документов), являющиеся основанием для проведения валютных операций, включая договоры (соглашения, контракты) и дополнения и (или) изменения к ним;

5) документы, подтверждающие факт передачи товаров (выполнения работ, оказания услуг), информации и результатов интеллектуальной деятельности, в том числе исключительных прав на них;

6) документы, оформляемые и выдаваемые кредитными организациями, включая ведомости банковского контроля, банковские выписки;

7) паспорт сделки;

8) таможенные декларации

В  целях осуществления  валютного  контроля за проводимыми резидентами валютными операциями,   открытием и  ведением счетов уполномоченные банки  и  государственная  корпорация  «Банк    развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» как агенты   валютного контроля передают таможенным и налоговым органам по их запросам имеющиеся

в их распоряжении заверенные надлежащим образом копии  документов  при условии,  что  запрошенные  документы входят  в  перечень документов,

предусмотренный частью 4 статьи 23

Поделиться


НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ ДЛЯ БУХГАЛТЕРА
Электронная версия популярного журнала

Новые документы с комментариями экспертов. Журнал помогает бухгалтерам разбираться в значениях и смыслах новых документов по учету и налогам.

Подписаться

Нормативные акты для бухгалтера

Комментарии (0)


Оставить комментарий


Введите код с картинки:

CAPTCHA
Бухгалтерия.ru
Подпишитесь на наши рассылки, чтобы первыми быть в курсе всего нового из мира бухучета, получать эксклюзивные издания и полезные подарки.

Loading...