111222
Нормы, позволяющей организации учесть расходы на приобретение чистой питьевой воды для своих сотрудников для целей налогообложения прибыли организаций Налоговым кодексом РФ не предусмотрено. Вместе с тем, следует обратить внимание на положение подпункта 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, в соответствии с которым, к прочим расходам, связанным с производством и реализацией, относятся расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации.
Регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений в соответствии с Конституцией РФ, федеральными конституционными законами осуществляется, в частности, трудовым законодательством (включая законодательство об охране труда), состоящим из Трудового кодекса РФ, иных федеральных законов и законов субъектов Российской Федерации, содержащих нормы трудового права.
В соответствии с положениями статьи 163 Трудового кодекса РФ работодатель обязан обеспечить нормальные условия для выполнения работниками норм выработки. К таким условиям, в частности, относятся условия труда, соответствующие требованиям охраны труда и безопасности производства.
Понятие условий труда установлено положениями статьи 209 Трудового кодекса РФ. Так, под условиями труда следует понимать совокупность факторов производственной среды и трудового процесса, оказывающих влияние на работоспособность и здоровье работника. Также в соответствии с положениями статьи 22 Трудового кодекса РФ работодатель обязан, в частности, обеспечивать бытовые нужды работников, связанные с исполнением ими трудовых обязанностей.
Обеспечение санитарно-бытового и лечебно-профилактического обслуживания работников в соответствии с требованиями охраны труда возлагается на работодателя. В этих целях работодателем по установленным нормам оборудуются, в частности, санитарно-бытовые помещения, а также помещения для приема пищи (ст. 223 ТК РФ).
Для экономического обоснования, необходимого для учета расходов на приобретение чистой питьевой воды в расходах для целей налогообложения прибыли, организации необходимо принять во внимание вышеуказанные положения Трудового кодекса РФ. Также в целях экономического обоснования производимых расходов, требуемого статьей 252 Налогового кодекса РФ, организации необходимо предоставить налоговому органу санитарно-эпидемиологическое заключение о несоответствии питьевой воды санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам, утвержденным постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 26.09.2001 № 24.
Понятие санитарно-эпидемиологического заключения установлено Федеральным законом от 30.03.99 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее — Федеральный закон № 52-ФЗ). Так, в соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона № 52-ФЗ, под санитарно-эпидемиологическим заключением следует понимать документ, удостоверяющий соответствие или несоответствие санитарным правилам, в частности, факторов среды обитания, хозяйственной и иной деятельности, продукции, работ, услуг.
Следует также обратить внимание на то, что полномочиями давать гражданам, индивидуальным предпринимателям и юридическим лицам санитарно-эпидемиологические заключения наделены главные государственные санитарные врачи и их заместители (подп. 3 п. 1 ст. 51 Федерального закона № 52-ФЗ).
При рассмотрении данного вопроса следует также обратить внимание на мнение налоговых органов и судебную практику. Сразу следует отметить, что мнения налоговых органов отличаются друг от друга.
Так, например, Управление ФНС России по г. Москве в своем письме от 29.09.2003 № 26-12/54118 делает вывод о том, что расходы, связанные с приобретением чистой питьевой воды организация не вправе учесть в составе своих расходов учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций. Основанием является то, что нормальные условия для выполнения работниками норм выработки, установленные статьей 163 Трудового кодекса РФ, не содержат условия о приобретении чистой питьевой воды.
Межрегиональная инспекция ФНС России № 9 по Санкт-Петербургу в решении от 26.12.2005 № 15-04/21703 также делает вывод о том, что расходы, связанные с приобретением чистой питьевой воды, организация не вправе учесть в составе своих расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций. Вывод налогового органа, основанный на положениях статьи 223 Трудового кодекса РФ, сводится к тому, что расходы, связанные с приобретением питьевой воды, организация вправе учесть в составе своих расходов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, только в случае наличия в организации горячих цехов и участков. При этом следует отметить, что положения статьи 223 Трудового кодекса РФ говорят только о газированной соленой воде.
Противоположная точка зрения вышеуказанным мнениям отражена, например, в письмах Минфина России от 02.12.2005 № 03-03-04/1/408 и ФНС России от 10.03.2005 № 02-1-08/46.
Таким образом, в случае наличия у организации санитарно-эпидемиологического заключения о несоответствии водопроводной воды санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам расходы на приобретение чистой питьевой воды могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций.
Что касается судебной практики, то в большинстве случаев судебные органы принимают решения в пользу налогоплательщиков, а именно — делают вывод о правомерности учета расходов, связанных с приобретением чистой питьевой воды в составе расходов учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций.
Так, например, ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 29.01.2007 № А56-1711/2006 сделал вышеуказанный вывод на основании того, что Трудовой кодекс РФ не содержит закрытого перечня условий, которые должны обеспечивать нормальные условия труда, а приобретенная питьевая вода использовалась организацией исключительно для обеспечения нормальных условий труда ее работников.
В постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12.04.2007 № А13-441/2005-21 был сделан вышеуказанный аналогичный вывод на основании положений статей 22 и 223 Трудового кодекса РФ, а также на основании того, что у организации имелось предписание контролирующего органа, подтверждающее отсутствие обеспечения питьевого режима. В связи с проведением ремонтных работ водопроводной сети имелись перебои в подаче воды. В поступающей воде имелись механические примеси, ржавчина, а вода имела металлический привкус и неприятный запах.
ФАС Московского округа в постановлении от 16.08.2007 № КА-А40/7304-07 сделал вышеуказанный вывод на основании положений статей 163, 209 и 212 Трудового кодекса РФ, а чистая питьевая вода приобреталась организацией для обеспечения нормальных условий труда работников во исполнение трудового законодательства Российской Федерации.
Отметим, что, например, ФАС Московского округа в постановлении от 13.08.2008 № КА-А40/7595-08 сделал вышеуказанный вывод на основании того, что приобретение питьевой воды и иные расходы, связанные с ее приобретением и использованием, осуществлялись организацией в целях обеспечения нормальных условий для деятельности трудового коллектива. Суд также отметил, что положения статьи 163 Трудового кодекса РФ не содержат исчерпывающий перечень нормальных условий для выполнения работниками норм выработки, а наличие заключения санитарно-эпидемиологических органов не является в соответствии со статьей 264 Налогового кодекса РФ условием для включения расходов на приобретение питьевой воды в состав расходов.
ФАС Северо-Западного округа в постановлении от 08.06.2007 № А66-10574/2006 сделал аналогичный вывод на основании положений подпункта 7 пункта 1 статьи 264 и статьи 252 Налогового кодекса РФ, а также на основании того, что обеспечение работников питьевой водой предусмотрено Правилами внутреннего трудового распорядка организации.
ФАС Центрального округа в постановлении от 25.12.2007 № А68-3553/06-247/18 сделал вывод, что необходимость в приобретении организацией питьевой воды для персонала обусловлена исполнением требований в области обеспечения нормальных условий труда. А ФАС Московского округа в постановлении от 12.09.2008 № КА-А40/8426-08 сделал вывод, что расходы на приобретение питьевой воды могут учитываться в расходах для целей налогообложения прибыли организаций на основании того, что относятся к мероприятиям по охране труда.
Обратите внимание: в постановлении ФАС Московского округа от 20.02.2008 № КА-А40/580-08 суд сделал вывод, что оплата питьевой воды для сотрудников относится к общехозяйственным расходам и связана с осуществлением обществом своей деятельности. Затраты на покупку питьевой воды как расходы на обеспечение условий труда в соответствии с подпунктом 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Вступает в силу в мае 2024 года: обзор для бухгалтера и директора
По какому региону определять размер зарплаты для льготы по НДС
Почему в балансе за 2024 год не придется заполнять строку 1120?
Продавец и грузоотправитель – разные лица: чьи данные вписывать в транспортную накладную?
В каком случае расходы на покупку земли остаются неучтенными
Комментарии (0)
Оставить комментарий