111222
Материалы подготовлены группой
консультантов-методологов
ЗАО «Интерком-Аудит»
Конъюнктура рынка печатных изданий постоянно меняется, поэтому часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда реализован не весь тираж печатного издания. Особенно это характерно для периодических печатных изданий. Потребительская ценность периодических печатных изданий заключается в содержащейся в них информации, которая быстро теряет свою актуальность. По статистическим данным срок полезного использования журналов составляет 3-4 месяца, а газет – 1 месяц.
Отражение в бухгалтерском учете
При передаче печатной продукции распространителям по договору комиссии стоимость отгруженной продукции учитывается на счете 45 «Товары отгруженные» в корреспонденции со счетом 43 «Готовая продукция».
При возврате нереализованной части тиража стоимость соответствующего количества изданий списывается с кредита счета 45 в дебет счета 43.
Статьей 264 НК РФ определены сроки, после которых стоимость нереализованных изданий может быть списана:
Согласно пункту 11 ПБУ 10/99 «Расходы организации» расходы, связанные с продажей, выбытием и прочим списанием основных средств и иных активов, отличных от денежных средств (кроме иностранной валюты), товаров, продукции, относятся к операционным расходам организации. Такие расходы учитываются на счете 91 «Прочие доходы и расходы»/субсчет 91-2 «Прочие расходы».
Пример 1.Издательство передало распространителю по договору комиссии 8000 экземпляров журнала. Себестоимость одного экземпляра — 50 рублей. До выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 500 экземпляров возвратил издательству. Нереализованный тираж журнала уничтожен.
| Содержание
операции | Дт | Кт | Сумма,
руб. |
| Передан
распространителю тираж журнала (8000 х 50) | 45 | 43 | 400
000 |
| Списана
себестоимость реализованного тиража (7500 х 50) | 90-2 | 45 | 375
000 |
| Отражен
возврат нереализованного тиража
(500 х 50) | 43 | 45 | 25
000 |
| Списана
себестоимость нереализованного тиража | 91-2 | 43 | 25
000 |
Отражение в налоговом учете
С точки зрения налогового учета статьей 264 НК РФ определено, что в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией, относятся:
43) расходы на замену бракованных, утративших товарный вид в процессе перевозки и (или) реализации и недостающих экземпляров периодических печатных изданий в упаковках, но не более 7 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания;
44) потери в виде стоимости бракованной, утратившей товарный вид, а также не реализованной в пределах сроков, указанных в настоящем подпункте (морально устаревшей) продукции средств массовой информации и книжной продукции, списываемой налогоплательщиками, осуществляющими производство и выпуск продукции средств массовой информации и книжной продукции, в пределах не более 10 процентов стоимости тиража соответствующего номера периодического печатного издания или соответствующего тиража книжной продукции, а также расходы на списание и утилизацию бракованной, утратившей товарный вид и нереализованной продукции средств массовой информации и книжной продукции.
Согласно пункту 41 статьи 270 НК РФ расходы, превышающие нормативы, установленные статьей 264 НК РФ, не учитываются при определении налоговой базы.
Федеральным законом от 29 мая 2002 года №57-ФЗ в статью 250 НК РФ был внесен пункт 21, согласно которому к внереализационным доходам относятся доходы:
21) в виде стоимости продукции средств массовой информации и книжной продукции, подлежащей замене при возврате либо при списании такой продукции по основаниям, предусмотренным подпунктами 43 и 44 пункта 1 статьи 264 настоящего Кодекса.
Данное положение распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2002 года.
Таким образом, если реализован не весь тираж печатного издания, то по истечении сроков, указанных в статье 264, всю стоимость нереализованного тиража нужно включить во внереализационные доходы, а в расходы может быть включена только стоимость изданий в пределах, установленных пунктом 44 статьи 264 (10 % от общей стоимости тиража).
Пример 2.Издательство передало распространителю по договору комиссии 9000 экземпляров журнала. Общий тираж журнала — 10 000 экземпляров. Себестоимость одного экземпляра журнала - 50 рублей. В срок до выхода в свет следующего номера журнала распространитель реализовал 7500 экземпляров, 1500 экземпляров возвратил издательству.
| Содержание
операции | Сумма,
руб. |
| Определена
общая себестоимость тиража (10 000 х 50) | 500
000 |
| Стоимость
нереализованного тиража включена в состав внереализационных доходов (1500
х 50) | 75
000 |
| Стоимость
нереализованного тиража включена в состав прочих расходов (500 000 х
10%) | 50
000 |
Таким образом, если в целях бухгалтерского учета вся себестоимость нереализованного тиража относится в состав операционных расходов, то в налоговом учете может сложиться ситуация, когда часть стоимости нереализованного тиража увеличит налоговую базу по налогу на прибыль.

Как изменятся условия работы на УСН с 2026 года
Детские пособия с 1 января 2026 года
Пересчитывают ли ежемесячное пособие по уходу за ребенком, если отпуск переходит на 2026 год?
Иноагентам с 2026 года ужесточили налоговые условия работы в РФ
Ставки НДС на УСН в 2026 году: какую выбрать — 5%, 7% или 22%
Чем суд обосновал вывод о нереальности отношений с контрагентом
С 1 декабря 2025 года утильсбор рассчитывается по новым правилам
Поэтапное повышение «порогового значения» для уплаты НДС на УСН утвердили
Чем обернется продажа ОС, по которому применен ФИНВ
Нужна ли ККТ при расчетах через СБП между организациями и ИП