111222
Критерии отбора организаций и ИП для предпроверочного анализа с целью назначения выездной проверки установлены Приказом ФНС от 30.05.2007 года № ММ-3-06/333@. Это общедоступная информация, и любая компания может самостоятельно оценить свои риски.
Налоговики ориентируются на 12 контрольных точек. Именно эти параметры требуют постоянного мониторинга с вашей стороны:
Это один из ключевых критериев. Налоговики сравнивают рентабельность вашей компании со среднеотраслевым показателем. Важно понимать, что этот показатель не является абсолютным. Инспекторы не всегда корректно применяют статистику.
Более подробно рассмотрим на примере. Итак, ситуация следующая: Инспекция доначислила предпринимателю налоги расчётным путём. Из расчёта следовало, что затраты ИП составили менее 30% от доходов, а рентабельность – более 240%. Предприниматель возразил, что за проверяемый период средняя рентабельность для его отрасли – транспорт и связь – была равна всего 12% на основании приложения № 4 к приказу № ММ-3- 06/333.
В данном случае судьи пришли к выводу о необоснованности расчета налоговых органов, основанного на расчётном методе, который не учитывал специфику отрасли предпринимателя. Основные моменты, которые могли повлиять на решение суда, следующие:
Таким образом, указанные факторы могли существенно повлиять на решение суда о том, что расчёт налогового органа оказался необоснованным, и соответственно, предприниматель был вправе настаивать на учете реальных условий своей деятельности.
Низкая налоговая нагрузка сама по себе не является доказательством недобросовестности. ФНС должна доказать связь низкой нагрузки с противоправной деятельностью, представив убедительные доказательства. Суды неоднократно подтверждали эту позицию.
Постановления АС Уральского (от 22.03.2024 № А50-17706/2022), Поволжского (от 24.01.2024 № А55-37569/2022) и Центрального (от 07.11.2017 № А62-6233/2016) округов указывают на необходимость комплексного анализа, а не простого сравнения налоговой нагрузки с среднеотраслевым показателем.
Более того, без обоснованного расчета налоговой нагрузки, представленного налоговым органом, суд не примет во внимание данный аргумент (Постановление АС Уральского округа от 05.05.2023 № А50-516/2022). Важно отметить, что сравнение должно производиться с сопоставимыми данными за аналогичный период, а не с текущими среднеотраслевыми показателями, которые постоянно меняются, а сравнивать необходимо со среднеотраслевой.
Еще один критерий – уровень заработной платы сотрудников. Здесь также важен комплексный подход. Низкая зарплата может быть связана с особенностями отрасли, региональными факторами или иными объективными обстоятельствами. Простое утверждение о занижении зарплаты без подтверждающих доказательств не будет принято судом. Необходимо представить обоснование уровня заработной платы, учитывая специфику деятельности, квалификацию персонала и рыночную ситуацию.
Во всех спорах с налоговой инспекцией ключевое значение имеет тщательное документальное оформление всех операций. Все расходы, доходы и другие экономически значимые показатели должны быть подтверждены первичными документами, соответствующими требованиям законодательства. Это позволит успешно опровергнуть претензии налоговиков и защитить свою компанию.
Налоговые органы действительно акцентируют внимание на некоторых признаках, которые могут указывать на риск уклонения от налогообложения, в том числе на отсутствие рекламы или сайта у контрагентов. Однако суды, как показывает практика, принимают во внимание специфику бизнеса и рынка.
Согласно постановлениям АС Поволжского от 04.06.2024 № А65-18743/2023, от 19.01.2024 № А55-15408/2023, Уральского от 30.05.2023 № А76-605/2022 округов, суды приняли во внимание, что для некоторых компаний наличие сайта или активная реклама могут быть не столь значительными факторами, особенно если они работают на узких и специализированных рынках или с ограниченным числом заказчиков. Такой подход позволяет различать компании, которые действительно могут вести добросовестный бизнес, от тех, чьи методы ведения деятельности вызывают подозрения.
Важно, чтобы компании могли обосновать свои партнерские отношения и подтвердить легитимность своих контрагентов, даже если у последних нет традиционных инструментов продвижения.
Больше по теме:
Критерии для проведения проверок организаций при работе с плательщиками НПД
Предпроверочный анализ. Что это такое и когда он используется?
Отсутствие критериев риска не означает, что налоговой проверки не будет
Д. Афанасова
На сколько увеличатся максимум и минимум больничного в 2026 году
На сколько вырастет налоговая нагрузка малого бизнеса (МСП) с 2026 года
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет. Примеры расчета в 2025 году
Как учитывать расходы на продвижение товара в социальных сетях
Увольнение работника в связи с призывом на срочную службу осенью 2025 года
Комментарии (0)
Оставить комментарий