111222

2 резерва в учете малого предприятия на ОСН

29.07.2022   |   Учет и отчетность  |   0Оставить комментарий
Малым предприятиям дано право применять упрощенный бухучет, отказаться от применения некоторых ПБУ и не формировать некоторые резервы. Вы, конечно, догадались, что речь идет о двух «неспецифических» резервах, которые касаются всех. Это резерв на оплату предстоящих отпусков и резерв по сомнительным долгам. Разберемся, в каком случае они должны быть в учете малого предприятия на общей системе налогообложения.
2 резерва в учете малого предприятия на ОСН

Резерв на оплату предстоящих отпусков в бухучете

Ответ на вопрос о резерве на оплату предстоящих отпусков в учете малого предприятия зависит от того, какую форму бухучета оно применяет – общую или упрощенную.

Те малые предприятия, которым предоставлено право применять упрощенный способ, не обязаны отражать в учете оценочные обязательства на оплату отпусков.

Такие предприятие могут не применять ПБУ 8/2010 «Оценочные обязательства, условные обязательства и условные активы». Это предусмотрено пунктом 3 этого ПБУ. Решение его не применять и не формировать резерв на оплату предстоящих отпусков в бухучете нужно прописать в учетной политике малого предприятия, которое ведет упрощенный бухучет.

Но вести бухучет в упрощенном порядке вправе не все представители малого бизнеса.

Если малое предприятие не имеет права на упрощенные способы ведения бухгалтерского учета, то формировать в бухучете резерв на оплату отпусков оно обязано.

Расходы на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков учитываются в расходах на оплату труда согласно  п. 2 ст. 324.1 НК РФ

Организация вправе самостоятельно определить, к какому виду расходов (прямым или косвенным) относятся затраты на формирование резерва предстоящих расходов на оплату отпусков. 

В учетной политике нужно указать, каким способом будет формироваться резерв, каким будет предельный размер отчислений в него.  

Сначала нужно спрогнозировать сумму расходов на оплату отпусков. Затем определить процент отчислений - соотношение суммы резерва к общей величине расходов на оплату труда. Общая величина расходов на оплату труда включает и предполагаемую сумму отпускных.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Как формировать резерв на оплату отпусков в бухгалтерском учете

Резерв по сомнительным долгам в бухучете

А вот формирование резерва по сомнительным долгам в бухгалтерском учете малого предприятия не зависит от способа ведения бухучета. Это резерв, создавать который придется в любом случае.

Все малые предприятия в бухгалтерском учете создают резервы по сомнительным долгам в общеустановленном порядке.

Эта обязанность возложена на все фирмы, если у них имеется сомнительная дебиторская задолженность (п. 70 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ, утв. приказом Минфина от 29 июля 1998 г. № 34н).

Величина резерва по сомнительным долгам тоже является оценочным значением. Об этом говорится в пункте 3 ПБУ 21/2008 «Изменения оценочных значений».

Но в ПБУ 21/2008 нет нормы, которая бы устанавливала льготы по его применения для кого-либо. То есть применять его должны все.

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Резерв по сомнительным долгам в бухгалтерском учете

Налоговый учет резервов

Что касается налогового учета, то и резерв на оплату отпусков, и резерв по сомнительным долгам малое предприятие на общей системе формировать вправе, но не обязано (ст. 324.1, 266 НК РФ). НК РФ дает право выбора, поэтому в учетной политике нужно отразить один из вариантов.

Правда, создание резервов в налоговом учете касается только организаций, применяющих метод начисления.

Так, компания на ОСН, которая применяет метод начисления, в налоговом учете может создавать резервы на оплату предстоящих отпусков и учитывать их в составе расходов на оплату труда (п. 24 ст. 255 НК РФ).

А вот при кассовом методе создание резерва на оплату отпусков вообще не имеет смысла. Отчисления в резерв должны относиться к расходам на оплату труда, а расходами на оплату труда при кассовом методе в налоговом учете признаются затраты только после их фактической оплаты, то есть после погашения задолженности перед работниками (подп. 1 п. 3 ст. 273 НК РФ).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

От обязанности учитывать требования каких ПБУ освобождены малые предприятия

Всегда есть, что обсудить. Решаем проблемы вместе. Присоединяйтесь к группе ВК Бухгалтерия.ру


Бератор Источник материала
12916 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий