111222
С недавнего времени компании получили право выбора – использовать ли в своей деятельности круглую печать или нет. Новшества сразу породили массу вопросов, ответим на самые распространенные.
Итак, сначала уточним ситуацию с договорами. Обратите внимание: еще до принятия закона от 6 апреля 2015 года № 82-ФЗ, судьи решили, что обязательное наличие печатей договаривающихся сторон напрямую нигде не предусмотрено (например, постановления Восемнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19 января 2015 г. № А76-22079/2014, ФАС Московского округа от 22 марта 2012 г. № А40-62363/11-71-291). Однако в некоторых договорах наличие штампа четко предусмотрено законом (как, например, в договоре залога). Здесь ничего не меняется – необходимость печати сохраняется (поскольку в нормы закона, регулирующие эту область, поправки до настоящего времени не вносились).
Совсем другое дело, если стороны сами намеренно оговорили в соглашении, что «договор должен быть… скреплен печатями. В противном случае Договор будет считаться незаключенным». При наличии такой оговорки уже не важно, что закон не требует обязательного проставления штампов: раз стороны возвели наличие печати в ранг обязательного условия, значит оно должно быть четко исполнено.
Получается, что в плане подписания договоров существенных изменений так и не произошло – наличие в заключительном положении контракта штампа как было, так и остается «по умолчанию» необязательным.
«Обратите внимание: если фирма решила отказаться от использования штампа, об этом нужно известить контрагентов, – советует московский адвокат Сергей Воронин. – Для этого можно составить уведомление на бланке организации с приложением обновленной копии устава (или выписки из него). Еще одним приложением может стать копия приказа директора, в котором будет указано, что фирма с определенной даты отказалась от использования круглой печати».
Однако в жизнедеятельности компании присутствуют и другие бумаги, к наличию печати на которых мы уже привыкли. Это, например, относится к доверенности, подписанной от имени организации ее руководителем для участия в арбитражном процессе. Теперь доверенность скрепляется печатью только при ее наличии у компании (ч. 5 ст. 61 АПК РФ). То же самое можно сказать и об оформлении копий учредительных документов для регистрационной палаты. Печать там обязательна лишь при ее наличии (см. п. 4 ст. 16 ФЗ от 21 июля 1997 г. № 122-ФЗ).
Обратите внимание
Если в уставе компании не сказано, что фирма имеет печать, то налоговики не вправе потребовать от нее проставления штампов на документах, представляемых в ИФНС
Тем не менее, существует ряд документов, на которых круглая печать должна присутствовать обязательно. К ним относится, например, трудовая книжка. Кроме того, печать должна присутствовать на бумагах, предоставляемых в таможенные органы (Федеральный закон от 27 ноября 2010 г. № 311-ФЗ), на приходных и расходных кассовых ордерах № КО-1 и КО-2 (утв. постановлением Госкомстата РФ от 18 августа 1998 г. № 88) или платежных поручениях на перечисление денежных средств (п. 5.1 Указания ЦБ РФ от 11 марта 2014 г. № 3210-У «О порядке ведения кассовых операций»), а также на бланках строгой отчетности (пп. 3 и 13 Положения об осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт без применения ККТ, утв. ПП РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Рассмотрим теперь вопрос о том, как относятся к документам без печати налоговики. Более полугода назад Минфин выпустил письмо от 6 августа 2015 года № 03-01-10/45390. В этом документе чиновники указали, что если у фирмы, согласно уставу, отсутствует печать, то при оформлении первичных учетных документов, а также на налоговых декларациях и копиях документов, представляемых в инспекцию, ревизоры не вправе требовать ее проставления. «Дело в том, что, согласно закону, копии документов, запрашиваемых при проведении проверки, должны быть заверены надлежащим образом, – поясняет адвокат Николай Чигарин. – А это, по закону, означает, что на них должна присутствовать подпись руководителя или иного уполномоченного лица и (заверенная) печатью этой компании, если иное не предусмотрено законодательством РФ (п. 7.1 Рекомендаций по проведению мероприятий налогового контроля, связанных с налоговыми проверками, утвержденных письмом ФНС РФ от 17 июля 2013 г. № АС-4-2/12837). Теперь “иное” – это как раз возможность компаний отказаться от использования печати».
Буквально месяц назад специалисты Минфина решили «освежить» свои рекомендации. В письме от 16 февраля 2016 года № 03-02-07/1/8575 чиновники снова указали, что налоговики обязаны уважать выбор компании. И если в ее уставе предусмотрено, что фирма работает без использования печати, то потребовать проставления штампов инспекторы уже не вправе.
Теперь – несколько слов о присутствии печати на документах, сдаваемых в ПФР. Согласно правилу, прописанному в Порядке заполнения формы расчета по начисленным и уплаченным взносам в Пенсионный фонд и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, компании, которые сдают расчеты на бумаге и которые отказались от печатей, вправе не заверять их штампом (п. 5.13 Порядка, измененного постановлением Правления ПФР от 4 мая 2015 г. № 194п).
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Нужно ли сокращать на час рабочий день 27 апреля 2024 года?
Запрос налоговой документов по цепочке контрагентов
Выходные дни при шестидневке с учетом переносов и майских праздников 2024 года
Учет расходов на оплату труда при УСН: помним главное правило
Пособие на погребение: порядок возмещения из СФР в 2024 году
Какую отчетность должны подать физлица до 2 мая 2024 года?
Отказ от перевода на другую должность не лишает работника права на выходное пособие
Как платят НДС при импорте из стран ЕАЭС
От налога на офисные здания при ЕСХН освобождения нет
Что делать, если срочный трудовой договор заключили без указания причин
Комментарии (0)
Оставить комментарий