111222
Процедура регистрации ККТ до сих пор вызывает довольно много вопросов и затруднений. Поэтому организации и предприниматели предпочитают обращаться в фирмы, которые занимаются постановкой ККТ на учет на платной основе. Благо предложений таких достаточно много. Однако если уделить данному вопросу должное внимание, то регистрация ККТ не займет много времени и обойдется совершенно бесплатно (п. 33 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент), утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н).
Заявители должны обращаться за предоставлением услуги по постановке ККТ на учет в свою налоговую. При этом ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговой по месту нахождения данного обособленного подразделения. Стоит отметить, что заявителями признаются организации и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг), а также осуществляющие деятельность по приему платежей физлиц с использованием платежных терминалов и банкоматов, либо их уполномоченные представители.
При регистрации ККТ в налоговую предоставляются:
Если регистрируемая ККТ уже была в эксплуатации, то представляется и старая регистрационная карточка с отметкой о снятии ее с учета в предыдущей инспекции либо ее копия.
Помимо вышеуказанных документов, налоговики иногда требуют договор аренды помещения или документ на право собственности помещения, где будет установлена ККТ, свидетельства ИНН и ОГРН, журнал кассира-операциониста и журнал учета вызовов специалистов (формы № КМ-4 и № КМ-8, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), паспорт ЭКЛЗ, учетный талон ККТ и т. д. Таким образом, перед походом в налоговую заявителю лучше всего уточнить, какие именно требования его инспекция предъявляет к пакету необходимых документов.
Обратите внимание
Переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде, как ожидается, создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг.
При подаче документов заявитель должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а уполномоченный представитель также обязан представить доверенность.
Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов производится специалистом налоговой. На заявлении проставляется штамп территориальной налоговой с указанием даты регистрации, а также инспектор заверяет заявление своей подписью с расшифровкой фамилии, имени и отчества. Заявитель имеет право попросить выдать расписку о принятии документов либо проставить соответствующую отметку на копии заявления. Затем пакет документов передается на рассмотрение в структурное подразделение инспекции, отвечающее за постановку ККТ на учет.
Инспектор, получив документы, начинает их проверку. Если были выявлены какие-либо ошибки, несоответствия с имеющейся информацией либо неверное оформление, то заявитель оповещается об этом не позднее дня, который следует за днем регистрации заявления. При этом инспекция должна удостовериться, что уведомление было получено.
Получив уведомление о выявленных ошибках, организация или предприниматель могут их исправить в течение одного дня, следующего за получением уведомления. Невыполнение данного требования влечет за собой отказ в регистрации ККТ.
Если с пакетом документов все в порядке, то инспектор согласовывает с заявителем время и место осмотра ККТ.
Осмотр ККТ производится инспектором совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО. Присутствие заявителя при осмотре обязательно.
Инспектор, осматривая ККТ, проверяет целостность корпуса, а также содержит ли тот марку-пломбу, знак «Сервисное обслуживание» и идентификационный знак, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении ККТ, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака). Помимо этого, проверяются документы, удостоверяющие право специалиста поставщика ККТ или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, проверяются заводские номера ККТ.
Когда осмотр закончен, производится опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима (фискализация), а также активируется накопитель фискальной памяти. В процессе фискализации инспектор вводит пароль доступа к содержимому фискальной памяти. После завершения фискализации инспектор проверяет наличие на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой ККТ. Для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
При успешной фискализации инспектор вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета ККТ. В паспорте и учетном талоне ККТ проставляются соответствующие отметки, которые подписываются инспектором с указанием фамилии, имени и отчества, а также заверяются печатью налоговой.
Далее инспектором заполняется карточка регистрации, которая подписывается начальником налоговой (его заместителем), и на ней проставляется печать. Данная карточка выдается заявителю и подтверждает регистрацию ККТ. Вместе с регистрационной карточкой заявителю возвращаются документы, которые были представлены для постановки ККТ на учет. Если в налоговую представлялся журнал кассира-операциониста, то он должен быть заверен инспектором.
Заявителю не имеют права отказать в приеме документов. Однако это не значит, что налоговая не вправе отказать в регистрации ККТ. Перечень оснований для отказа содержится в пункте 31 Регламента и является закрытым:
Уведомление об отказе в регистрации ККТ вручается заявителю лично либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов в налоговую. К уведомлению в обязательном порядке прилагается представленный для регистрации комплект документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Согласно пункту 2 Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470), кассовым чеком является первичный учетный документ, отпечатанный ККТ на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем наличного денежного расчета или расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами ККТ, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.
Таким образом, на основании вышеуказанных положений кассовый чек может быть «пробит» только ККТ, и использование иных технических средств для его распечатывания не допускается. Данной позиции придерживается и ФНС России. Так, в письме ФНС России от 20.10.2015 № ЕД-4-2/18258@ указано, что выдача кассового чека, отпечатанного принтером, не входящим в состав комплекса программно-аппаратных средств ККТ, не может быть расценена как выдача кассового чека согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Помимо этого, Верховный Суд РФ в определении от 24.11.2015 № 308-АД15-10504 напомнил, что кассовый чек должен быть отпечатан ККТ в момент оплаты. Допустимое отклонение времени составляет пять минут.
На заметку
Срок регистрации ККТ не может превышать пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговой.
Напомним, что нарушение вышеуказанных правил понимается контролирующими органами как неприменение ККТ и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ и введение онлайн-кассы, внесен в Госдуму. В пояснительной записке указывается, что законопроект предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, передающих информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Так, требование о применении онлайн-кассы вступит в силу:
Законопроект также предусматривает:
При этом законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде из-за отсутствия связи. Помимо этого, при отсутствии связи пользователь ККТ может не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Стоит отметить, что предусмотрено и внесение изменений в КоАП. Во-первых, планируется внести изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП в виде увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с двух месяцев до одного года.
Во-вторых, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 14.5 КоАП в виде повышения ответственности за неприменение ККТ посредством наложения штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения ККТ. Так, штраф для граждан составит от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 1,5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тысяч рублей.
Помимо этого, в статье 14.5 КоАП появятся части, предусматривающие ответственность:
Добровольный период применения онлайн-кассы начнется 1 апреля 2016 года.
Налоговый консультант Ольга Шабайкина
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>
Расходы на питание работников: учет и налогообложение
Бесплатное питание для сотрудников
Нужно ли сокращать на час рабочий день 27 апреля 2024 года?
Запрос налоговой документов по цепочке контрагентов
Выходные дни при шестидневке с учетом переносов и майских праздников 2024 года
Учет расходов на оплату труда при УСН: помним главное правило
Пособие на погребение: порядок возмещения из СФР в 2024 году
Какую отчетность должны подать физлица до 2 мая 2024 года?
Отказ от перевода на другую должность не лишает работника права на выходное пособие
Как платят НДС при импорте из стран ЕАЭС
От налога на офисные здания при ЕСХН освобождения нет
Что делать, если срочный трудовой договор заключили без указания причин
Комментарии (0)
Оставить комментарий