111222
Приказ Федеральной налоговой службы России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189 (далее – Приказ) утвердил формы 37-ти документов. Как следует из наименования самого приказа, рассматриваемые документы предусмотрены Налоговым кодексом РФ и используются налоговыми органами при реализации их полномочий при проведении выездных проверок.
Среди них: «Требование о представлении пояснений» (приложение № 1 к Приказу), «Протокол допроса свидетеля» (приложение № к Приказу), «Протокол осмотра территорий, помещений, документов, предметов» (приложение № к Приказу), «Акт налоговой проверки» (приложение № к Приказу) и многие другие.
Помимо форм документов Приказом утверждены следующие правила:
Формы некоторых документов утверждены впервые. Например, «Требование о представлении пояснений», которое содержится в приложении № 1 к Приказу.
Такой документ оформляется налоговиками в случаях, предусмотренных статьями 25.14, 88 и 105.29 Налогового кодекса РФ.
Статья 25.14 регулирует нормы об уведомлениях, которые налогоплательщики обязаны предоставить в связи со своим участием в иностранных организациях (об учреждении иностранных структур без образования юридического лица) или о фактах, что они являются контролирующими лицами иностранной компании.
На заметку
В случае непредставления такого уведомления по данным налогового органа, полученным ими по межведомственным международным каналам, налогоплательщику направляется указанное выше требование о представлении пояснений.
Требование может выставляться налогоплательщику и при проведении камеральной проверки в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса РФ. Пункт 3 этой статьи позволяет проверяющим требовать пояснения в отношении выявленных ошибок или противоречий в представленных налоговых декларациях, причин уменьшения сумм налогов по уточненной декларации, а также обоснования полученных убытков.
Запрос о пояснениях (требование) может направляться и в рамках проведения налогового мониторинга по статье 105.29 Налогового кодекса РФ. В этом случае налоговики могут также истребовать необходимые документы, которые связаны с правильностью, полнотой и своевременностью уплаты налогов.
Пример заполнения формы «Требования о предоставлении пояснений» . В примере отражена ситуация, когда налоговики затребовали внести уточнения в налоговую декларацию, в которой они обнаружили неверные данные в ходе проведения камеральной проверки.
Срок, который установлен в Требовании для представления уточненной декларации, 5 дней согласно пункту 3 статьи 88 Налогового кодекса РФ. Напомним, что речь идет о рабочих днях, что соответствует нормам статьи 6.1 Налогового кодекса РФ при исчислении срока «в днях».
В указанном примере Требование было оформлено в бумажном виде и вручено плательщику под роспись.
Обратите внимание, рассматриваемое Требование это отдельный документ, и его не надо путать с другим документом «Требование о предоставлении документов (информации)» по форме КНД 1165013, которое оформляется проверяющими органами в соответствии со статьями 93 и 93.1 и некоторыми другими нормами Налогового кодекса РФ в случаях истребования именно документов, а не пояснений. И документы в этих случаях требуются налоговикам для проведения налоговой проверки (камеральной или выездной), и могут запрашиваться не только у проверяемого лица, но и у контрагентов или иных лиц, располагающих необходимыми для проверки документами или информацией о проверяемой сделке или проверяемом лице.Форма Требования 1165013 в опубликованном Приказе изложена в обновленном виде и содержится в Приложении № 15 к нему.
В Приложении № 18 к Приказу приводится и обновленный Порядок взаимодействия налоговых органов по выполнению поручений об истребовании документов. Он касается внутреннего документооборота налоговиков между инспекциями. В новой версии Порядка убрали срок представления запрашиваемых документов/информации. В действительности, оснований запрашивать представления документов/информации теперь много, и в каждом случае срок установлен отдельный. Так, в случае запроса документов для подтверждения обоснованности применения нулевой ставки и налоговых вычетов по НДС – документы необходимо направить в течение 20 календарных дней (п. 15 ст. 165 НК РФ). При направлении документов по требованию в связи с проверкой доходов по ценным бумагам срок предоставления составляет три месяца (ст. 310.2 НК РФ), при проверке контролируемых сделок между взаимозависимыми лицами - 30 рабочих дней (п. 6 ст. 105.17 НК РФ) и т.д.
Кроме рассмотренного выше Требования есть и другие формы документов, которые вводятся в оборот впервые. Или, по крайней мере, утверждаются официально для применения в обязательном порядке всеми инспекциями налоговой службы РФ.
Это:
Кстати, при отсутствии зарегистрированных форм документов, налоговики пользовались рекомендованными формами. Например, ФНС России в своем письме от 07.08.2013 № СА-4-9/14460 рекомендовала в целях единообразия применять несколько различных форм протоколов, в том числе протокол ознакомления с результатами дополнительных материалов налогового контроля, протокол рассмотрения акта об обнаружении фактов, свидетельствующих о предусмотренных Налоговым кодексом РФ налоговых нарушениях, протокол рассмотрения материалов налогового контроля.
Отныне форма Протокола рассмотрения материалов (результатов) проверок одна (см. Приложение № 28 к Приказу).
Протокол заполняется при рассмотрении практически любых мероприятий налогового контроля. Его форма допускает идентифицировать мероприятие - камеральную или выездную проверку, иное мероприятие контроля. В Протоколе указываются наименование налоговой декларации и период, за который она составлена, или реквизиты решения о проведении проверки, акта об обнаружении фактов налоговых нарушений и пр.
Как зафиксировано в Налоговом кодексе РФ, налогоплательщик вправе участвовать в процессе рассмотрения материалов проверки, которая была проведена в отношении него. О месте и времени такого мероприятия его обязаны известить по новой форме документа, утвержденной опубликованным Приказом (см. Приложение № 25 к Приказу).
В процессе рассмотрения материалов налоговой проверки участвуют как ранее представленные доказательства, так и устные возражения налогоплательщика. Результаты рассмотрения теперь должны отражаться в Протоколе.
Такая поправка внесена Федеральным законом от 04.11.2014 № 347-ФЗ в Налоговый кодекс РФ - в пункт 4 статьи 101 «Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки», так и в пункт 7 статьи 101.4 «Производство по делу о предусмотренных настоящим Кодексом налоговых нарушениях». Помимо этого, основанием для составления Протокола является пункт 14 статьи 105.17 «Проверка федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами», который ссылается на нормы статьи 101 Налогового кодекса РФ.
Пример заполнения Протокола в случае рассмотрения материалов проверки по вопросу полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами в соответствии со статьей 105.17 Налогового кодекса РФ. На рассмотрении присутствовал директор проверяемой компании и приглашенный эксперт. Рассмотрение материалов было записано на диктофон, о чем в Протоколе сделана соответствующая отметка. В Протокол внесены устные доводы директора предприятия. Замечаний по Протоколу нет.
В заключении отметим, что опубликованный Приказ, в котором приводятся формы документов, используемых в мероприятиях налогового контроля, будет интересен налогоплательщикам, т.к. на их примере наглядно видно как происходит взаимоотношения «налогоплательщик-налоговый орган». Формы документов позволяют более организованно осуществлять такое взаимодействие.
Консультант по налогам И.М. Акиньшина, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>
Продавец и грузоотправитель – разные лица: чьи данные вписывать в транспортную накладную?
Что считается обособленным подразделением и как рассчитать его долю прибыли
Кому нужно подтверждать аккредитацию ИТ-компании в 2024 году
КС РФ о налоговом вычете гражданам, занимающимся предпринимательством без регистрации ИП
Компания продает директору автомобиль по заниженной цене: последствия?
Комментарии (0)
Оставить комментарий