111222
На сайте ФНС любая компания может узнать юридический адрес своего контрагента, получить сведения о регистрации, постановке на учет, уставном капитале, составе учредителей, данные об изменениях в ЕГРЮЛ. Эта информация нужна при заключении сделок, чтобы организация понимала, с кем она имеет дело. Данные ФНС помогают соблюсти, хотя бы частично, требование налоговиков о должной осмотрительности.
Федеральный закон от 1 мая 2016 года № 134-ФЗ «О внесении изменений в статью 102 части первой Налогового кодекса Российской Федерации» разрешает ревизорам публиковать на сайте сведения об имеющихся у компаний недоимках, информацию о численности сотрудников, доходах и расходах юридических лиц.
Действующая редакция статьи 102 НК под налоговой тайной понимает любые сведения о компании, полученные налоговиками, органами внутренних дел, следственными органами, государственным внебюджетным фондом и таможенным органом. На данные, которые являются общедоступными или которые стали известны широкой общественности с согласия их обладателя, режим тайны не распространяется.
Закон, который депутаты в течение полугода рассматривали и принимали под чутким руководством одного из разработчиков Налогового кодекса, председателя комитета по бюджету и налогам ГД РФ Андрея Макарова, теперь снимает гриф секретности со сведений о деятельности любого юридического лица: речь идет о численности работников, уплаченных суммах налогов и сборов, доходах и расходах по данным отчетности.
Все эти сведения будут публиковаться в общедоступном виде на сайте ФНС. Кроме того, на этом портале будут также размещаться данные о нарушениях законодательства о налогах и сборах, а также мерах ответственности за эти проступки (о суммах недоимки и задолженности по пеням и штрафам), о спецрежимах, применяемых компанией, и об участии организации в консолидированной группе налогоплательщиков.
Что защищает налоговая тайна?
Режим налоговой тайны получил законодательное закрепление в 1998 году в статье 102 НК РФ. Он призван защитить данные о компаниях, предпринимателях и физических лицах от бесконтрольного ее получения теми, кто не участвует в мероприятиях фискального контроля.
В пояснительной записке к тогда еще законопроекту разработчики документа констатировали, что в последнее время к некоторым данным, поступающим в налоговые органы, одновременно может иметься открытый доступ в соответствии с другими законодательными актами. Так, например, в отношении отдельных категорий юридических лиц установлено право публиковать отчетность в СМИ, а также передавать копию отчета территориальным органам государственной статистики для предоставления ее заинтересованным пользователям. Отчетность, даже не подлежащая обязательному опубликованию, полученная органами государственной статистики, формально также имеет открытый доступ; и те же сведения, но уже полученные налоговыми органами, одновременно подпадают под строгий режим хранения и ограничения доступа к ним. Вот это несоответствие разработчики закона и решили устранить.
Отмечу, что в соответствии с этой нормой фирма должна дать свое согласие на использование указанных сведений любыми лицами по их усмотрению. Такое разрешение можно будет предоставить, используя форму, утвержденную ФНС. Как дать разрешение? Отправить в электронной форме заполненный бланк по ТКС с применением усиленной квалифицированной электронной подписи, или переслать через личный кабинет налогоплательщика.
По задумке разработчиков документа, закон должен был дать бизнесу инструмент проверки будущих бизнес-партнеров. При этом авторы поправок полагали, что сам факт публикации данных должен мотивировать коммерсантов заботиться о репутации компании. На мой взгляд, ситуация со снятием налоговой тайны похожа на применение лекарства, которое «одно лечит, а другое может калечить».
Высока вероятность, что от закона могут пострадать законопослушные предприниматели. Дело в том, что сведения об уплаченных налогах и численности сотрудников, а также другие данные, которые решено сделать публичными, обычно являются коммерческой тайной. На мой взгляд, раскрытие финансовых показателей может сделать хорошие и прибыльные компании легкой добычей для «рейдеров»; не стоит забывать, что сведениями могут воспользоваться и конкуренты.
Во взаимодействии налогоплательщика и инспекции нововведение об отмене тайны будет иметь свои последствия. Например, фискалам будет проще предъявить претензии к компании относительно недостаточной осмотрительности при выборе контрагента. Теперь нужно будет обосновывать свое решение иными причинами: рекомендациями, хорошо выполненной ранее работой, конкурентоспособной ценой и тому подобное.
Обратите внимание
До 1 триллиона рублей ежегодно теряет бюджет из-за фирм-однодневок, по данным ЦБ.
При этом некоторые показатели – как, например, численность сотрудников – могут быть необъективными критериями при определении того, что компания надежна и с ней можно иметь дело. На практике случается так, что даже если у организации мало работников, это не мешает ей найти хороших, толковых субподрядчиков и выполнить все качественно и в срок. Гражданское законодтельство такую форму решения бизнес-задач не запрещает.
Использование такого критерия, как численность сотрудников, может оказаться способом, с помощью которого из конкурентоспособной среды будет «выдавливаться» малый бизнес, так как крупные компании могут обращать внимание на открытые данные, в том числе и на численность работников.
Еще одно уязвимое место нового закона – это желание властей сделать открытыми данные о недоимках компании. На практике может случиться так, что организация оспаривает и «отбивает» доначисления инспекции, а споры с налоговой – процесс, к сожалению, не быстрый. Разрешение конфликта может занять год и более, а недоимка в открытых данных о компании будет отражена, и этот факт может влиять на конечное решение клиентов фирмы.
Если налоговые и правоохранительные органы действительно хотят изменить ситуацию с «теневым» сектором экономики и сделать ведение бизнеса более качественным, то нужно идти до конца и давать исчерпывающие инструкции по проверке контрагентов, а также публиковать показатели, которым они должны соответствовать. При таких условиях с бизнеса будет снято бремя ответственности в недобросовестном подборе партнера.
Зачем вся эта «открытость», если все равно будут проверки бизнес-партнеров и налоговые претензии в отсутствии должной осмотрительности, миллионные доначисления и недоимки? На мой взгляд, введение большего количества формальных признаков для проверки бесполезно без четко обозначенного в законе понятия недобросовестности и критериев неосмотрительности.
Важно понимать, что препятствием для тех, кому есть что скрывать, нововведение не станет, потому что «теневой» сегмент бизнеса всегда умело подстраивается под законодательство. Например, когда-то были фирмы-«однодневки», вообще не платившие налоги и не отражавшие в отчетности обороты по счетам. Сегодня недобросовестные компании тоже есть, но они уже «многодневки»: исправно платят налоги, сдают вовремя отчетность, в том числе предоставляют книги покупок и продаж.
Новый закон – это «палка о двух концах»: с одной стороны, наносится удар по теневому сектору, который государство обязано контролировать; а с другой – раскрытие налоговой тайны еще ни в одной стране не привело к процветанию экономики и бизнеса.
Коммерсантам надо помнить, что репутация, о которой так заботятся депутаты Госдумы, не защитит, если компания не будет применять в своей деятельности систему проверки контрагента, а также иметь четкое экономическое обоснование, почему она выбрала для работы именно эту организацию. Незнание законов не освобождает от ответственности. И об этом нужно помнить.
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Какую отчетность должны подать физлица до 2 мая 2024 года?
Отказ от перевода на другую должность не лишает работника права на выходное пособие
Как платят НДС при импорте из стран ЕАЭС
От налога на офисные здания при ЕСХН освобождения нет
Что делать, если срочный трудовой договор заключили без указания причин
Комментарии (0)
Оставить комментарий