111222
Процедура регистрации ККТ до сих пор вызывает довольно много вопросов и затруднений. Поэтому организации и предприниматели предпочитают обращаться в фирмы, которые занимаются постановкой ККТ на учет на платной основе. Благо предложений таких достаточно много. Однако если уделить данному вопросу должное внимание, то регистрация ККТ не займет много времени и обойдется совершенно бесплатно (п. 33 Административного регламента предоставления ФНС России государственной услуги по регистрации ККТ, используемой организациями и индивидуальными предпринимателями (далее – Регламент), утв. приказом Минфина России от 29.06.2012 № 94н).
Заявители должны обращаться за предоставлением услуги по постановке ККТ на учет в свою налоговую. При этом ККТ, подлежащая применению обособленным подразделением организации, регистрируется в налоговой по месту нахождения данного обособленного подразделения. Стоит отметить, что заявителями признаются организации и предприниматели, осуществляющие наличные денежные расчеты или расчеты с использованием платежных карт в случаях продажи товаров, выполнения работ (оказания услуг), а также осуществляющие деятельность по приему платежей физлиц с использованием платежных терминалов и банкоматов, либо их уполномоченные представители.
При регистрации ККТ в налоговую предоставляются:
Если регистрируемая ККТ уже была в эксплуатации, то представляется и старая регистрационная карточка с отметкой о снятии ее с учета в предыдущей инспекции либо ее копия.
Помимо вышеуказанных документов, налоговики иногда требуют договор аренды помещения или документ на право собственности помещения, где будет установлена ККТ, свидетельства ИНН и ОГРН, журнал кассира-операциониста и журнал учета вызовов специалистов (формы № КМ-4 и № КМ-8, утв. постановлением Госкомстата РФ от 25.12.1998 № 132), паспорт ЭКЛЗ, учетный талон ККТ и т. д. Таким образом, перед походом в налоговую заявителю лучше всего уточнить, какие именно требования его инспекция предъявляет к пакету необходимых документов.
Обратите внимание
Переход на применение контрольно-кассовой техники, передающей информацию о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде, как ожидается, создаст условия для повышения уровня защищенности прав потребителей товаров и услуг.
При подаче документов заявитель должен иметь при себе документ, удостоверяющий личность, а уполномоченный представитель также обязан представить доверенность.
Прием и регистрация заявления и прилагаемых документов производится специалистом налоговой. На заявлении проставляется штамп территориальной налоговой с указанием даты регистрации, а также инспектор заверяет заявление своей подписью с расшифровкой фамилии, имени и отчества. Заявитель имеет право попросить выдать расписку о принятии документов либо проставить соответствующую отметку на копии заявления. Затем пакет документов передается на рассмотрение в структурное подразделение инспекции, отвечающее за постановку ККТ на учет.
Инспектор, получив документы, начинает их проверку. Если были выявлены какие-либо ошибки, несоответствия с имеющейся информацией либо неверное оформление, то заявитель оповещается об этом не позднее дня, который следует за днем регистрации заявления. При этом инспекция должна удостовериться, что уведомление было получено.
Получив уведомление о выявленных ошибках, организация или предприниматель могут их исправить в течение одного дня, следующего за получением уведомления. Невыполнение данного требования влечет за собой отказ в регистрации ККТ.
Если с пакетом документов все в порядке, то инспектор согласовывает с заявителем время и место осмотра ККТ.
Осмотр ККТ производится инспектором совместно со специалистом поставщика ККТ или ЦТО. Присутствие заявителя при осмотре обязательно.
Инспектор, осматривая ККТ, проверяет целостность корпуса, а также содержит ли тот марку-пломбу, знак «Сервисное обслуживание» и идентификационный знак, который содержит наименование модели ККТ и ее заводской номер (в отношении ККТ, выпущенной после утверждения образца идентификационного знака). Помимо этого, проверяются документы, удостоверяющие право специалиста поставщика ККТ или ЦТО на выполнение технического обслуживания и ремонта регистрируемой модели ККТ, проверяются заводские номера ККТ.
Когда осмотр закончен, производится опломбирование ККТ маркой-пломбой установленного образца, включение фискального режима (фискализация), а также активируется накопитель фискальной памяти. В процессе фискализации инспектор вводит пароль доступа к содержимому фискальной памяти. После завершения фискализации инспектор проверяет наличие на распечатанных ККТ кассовых чеках, сменных и фискальных отчетах реквизитов, соответствующих техническим характеристикам и параметрам функционирования регистрируемой ККТ. Для подтверждения факта эксплуатации ККТ в фискальном режиме отпечатывается чек на произвольную сумму, которая должна быть отражена в сменном и фискальном отчетах.
При успешной фискализации инспектор вносит сведения о регистрации ККТ в книгу учета ККТ. В паспорте и учетном талоне ККТ проставляются соответствующие отметки, которые подписываются инспектором с указанием фамилии, имени и отчества, а также заверяются печатью налоговой.
Далее инспектором заполняется карточка регистрации, которая подписывается начальником налоговой (его заместителем), и на ней проставляется печать. Данная карточка выдается заявителю и подтверждает регистрацию ККТ. Вместе с регистрационной карточкой заявителю возвращаются документы, которые были представлены для постановки ККТ на учет. Если в налоговую представлялся журнал кассира-операциониста, то он должен быть заверен инспектором.
Заявителю не имеют права отказать в приеме документов. Однако это не значит, что налоговая не вправе отказать в регистрации ККТ. Перечень оснований для отказа содержится в пункте 31 Регламента и является закрытым:
Уведомление об отказе в регистрации ККТ вручается заявителю лично либо направляется в адрес заявителя в виде почтового отправления с уведомлением о вручении не позднее пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов в налоговую. К уведомлению в обязательном порядке прилагается представленный для регистрации комплект документов.
В соответствии с пунктом 1 статьи 5 Федерального закона от 22.05.2003 № 54-ФЗ организации и предприниматели, применяющие ККТ, обязаны выдавать покупателям при осуществлении наличных денежных расчетов или расчетов с использованием платежных карт в момент оплаты отпечатанные ККТ кассовые чеки. Согласно пункту 2 Положения о регистрации и применении ККТ, используемой организациями и предпринимателями (утв. постановлением Правительства РФ от 23.07.2007 № 470), кассовым чеком является первичный учетный документ, отпечатанный ККТ на бумажном носителе, подтверждающий факт осуществления между пользователем и покупателем наличного денежного расчета или расчета с использованием платежных карт, содержащий сведения об этих расчетах, зарегистрированных программно-аппаратными средствами ККТ, обеспечивающими надлежащий учет денежных средств при проведении расчетов.
Таким образом, на основании вышеуказанных положений кассовый чек может быть «пробит» только ККТ, и использование иных технических средств для его распечатывания не допускается. Данной позиции придерживается и ФНС России. Так, в письме ФНС России от 20.10.2015 № ЕД-4-2/18258@ указано, что выдача кассового чека, отпечатанного принтером, не входящим в состав комплекса программно-аппаратных средств ККТ, не может быть расценена как выдача кассового чека согласно Федеральному закону от 22.05.2003 № 54-ФЗ.
Помимо этого, Верховный Суд РФ в определении от 24.11.2015 № 308-АД15-10504 напомнил, что кассовый чек должен быть отпечатан ККТ в момент оплаты. Допустимое отклонение времени составляет пять минут.
На заметку
Срок регистрации ККТ не может превышать пяти рабочих дней с даты представления заявления и необходимых документов. Датой представления заявления считается дата его регистрации в налоговой.
Напомним, что нарушение вышеуказанных правил понимается контролирующими органами как неприменение ККТ и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 2 статьи 14.5 Кодекса об административных правонарушениях (далее – КоАП).
Законопроект, предусматривающий внесение изменений в Федеральный закон от 22.05.2003 № 54-ФЗ и введение онлайн-кассы, внесен в Госдуму. В пояснительной записке указывается, что законопроект предусматривает поэтапный переход на применение ККТ, передающих информацию о расчетах в ФНС в режиме онлайн. Так, требование о применении онлайн-кассы вступит в силу:
Законопроект также предусматривает:
При этом законопроектом сохраняется действующий порядок применения ККТ на территориях, в которых не может быть обеспечена передача информации о расчетах в адрес налоговых органов в электронном виде из-за отсутствия связи. Помимо этого, при отсутствии связи пользователь ККТ может не передавать, а фиксировать только в фискальном накопителе ККТ информацию о расчетах.
Стоит отметить, что предусмотрено и внесение изменений в КоАП. Во-первых, планируется внести изменения в часть 1 статьи 4.5 КоАП в виде увеличения срока давности привлечения к административной ответственности за нарушение законодательства о применении ККТ с двух месяцев до одного года.
Во-вторых, законопроектом предусматривается внесение изменений в статью 14.5 КоАП в виде повышения ответственности за неприменение ККТ посредством наложения штрафа в размере, кратном размеру суммы денежных средств, полученных за период неприменения ККТ. Так, штраф для граждан составит от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 1,5 тысяч рублей; для должностных лиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 10 тысяч рублей; для юрлиц – от 3/4 до 1 размера суммы расчета без ККТ, но не менее 30 тысяч рублей.
Помимо этого, в статье 14.5 КоАП появятся части, предусматривающие ответственность:
Добровольный период применения онлайн-кассы начнется 1 апреля 2016 года.
Налоговый консультант Ольга Шабайкина
Практическая бухгалтерия
Данная статья опубликована в закрытом разделе портала «Практическая бухгалтерия». Конкретные бухгалтерские вопросы с примерами решений и экспертными мнениями - максимум полезной и нужной информации на одном портале.
Получите доступ >>
Расходы на питание работников: учет и налогообложение
Бесплатное питание для сотрудников
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Проводки по корректировке в учете расхождений по ЕНС
Выгода по беспроцентному займу снова облагается НДФЛ в 2024 году
Комментарии (0)
Оставить комментарий