111222
Уже несколько лет большегрузные машины, вес которых превышает 12 тонн, могут передвигаться по российским трассам общего пользования только при условии внесения платы в счет возмещения вреда, причиняемого ими дорогам (п. 1 ст. 31.1 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 257-ФЗ). Эти выплаты по каждой зарегистрированной в платежной системе машине перечисляются оператором в федеральный бюджет (п. 6 Правил взимания платы, установленных постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 г. № 504, далее – Правила).
ФНС и Минфин уже не раз напоминали бухгалтерам, что, рассчитывая налог на прибыль, они вправе отнести на расходы деньги, потраченные на проезд «своих» 12-тонных большегрузов (письма Минфина России от 6 октября 2015 г. № 03-11-11/57133 и от 27 ноября 2015 г. № 19-02-05/7/69769). Поддерживают такую точку зрения и арбитражные судьи (постановления АС Волго-Вятского округа от 11 марта 2015 г. по делу № А29-767/20145, ФАС Московского округа от 20 июля 2014 г. по делу № А40-110708/13).
Однако, как известно, для того, чтобы расходы признать обоснованными, их нужно оправдать и подтвердить. Именно этому вопросу и было посвящено письмо Минфина от 11 января 2016 года № 03-03-РЗ/64. Чиновники обратили внимание плательщиков на то, что по каждому грузовику организация-оператор ведет персонифицированную запись (п. 6 Правил). В ней указываются, в частности, операции по зачислению оператору определенной суммы платы за «дорожный вред», а также даты и времени поступления средств. Также там показывается маршрут автомобиля с привязкой ко времени и дате начала и окончания движения. Кроме того, в записи фиксируются данные о перечислении оператором в бюджет денег, внесенных компанией-автовладельцем, а также случаи возврата их обратно, если платеж был перечислен с излишком.
Вся вышеперечисленная информация может быть предоставлена в виде выписки по лицевому счету каждой компании (п. 4 Правил). В этом случае в ней будут отражены: наименование зафиксированной оператором операции и время ее совершения, общая сумма платы, а также вся протяженность маршрута, фактически пройденного машиной. Такая выписка-отчет предоставляется либо в электронном виде, либо на бумаге при личном посещении центра информационной поддержки пользователей (тогда она будет иметь еще и подпись уполномоченного лица и печать оператора).
Обратите внимание, для оправдания расходов на езду по общественным дорогам фирме нужен именно последний «вариант» выписки-отчета. Вместе с тем, получая его, представителю компании нужно убедиться, что она содержит все необходимые формы, указанные в пункте 2 статьи 9 Закона о бухучете. Напомню, что к ним относятся, в частности, название документа и дата его составления, наименование организации, составившей документ, содержание факта хозяйственной операции и ее денежная стоимость, а также должность и Ф. И. О. лица, подписавшего документ, фамилия и инициалы сотрудников, совершивших операцию. Таким образом, если выданный оператором отчет будет содержать все эти реквизиты, он вполне может являться достаточным документальным подтверждением понесенных затрат на выплаты в счет возмещения вреда автодорогам (письмо Минфина РФ от 11 января 2016 г. № 03-03-РЗ/64).
В то же время, напомнили специалисты Минфина, не следует забывать, что, кроме выписки-отчета, для оправдания затрат на «компенсацию вреда», фирмам потребуются и ее собственные первичные учетные и расчетные документы, подтверждающие использование транспортного средства на соответствующем маршруте.
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Комментарии (0)
Оставить комментарий