11122213
Согласно подпункту 49 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ в налоговой базе по прибылио можно учесть:
Согласно статье 168.1 ТК РФ, работодатель обязан возмещать затраты сотрудникам, чья работа носит разъездной характер или проходит в пути. Налоговики подтверждают: такие выплаты можно смело включать в налоговую базу по прибыли на основании подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Что именно можно компенсировать:
Перечень работ, профессий, должностей сотрудников с разъездной работой, а также размеры и порядок возмещения расходов устанавливаются коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами и трудовыми договорами. Это обеспечивает экономическое обоснование указанных расходов. Такая же позиция выражена в письме Минфина от 3 июня 2024 г. № 03-03-06/1/50926.
Для учета суточных в составе расходов требуются подтверждающие документы, которые перечислены в постановлении АС Поволжского округа от 30 мая 2024 г. № Ф06-3330/2024 по делу № А12-4016/2023.
По мнению арбитров, одного Положения о разъездном характере работы, утвержденного работодателем, недостаточно для правомерного учета затрат в виде суточных.
Необходимы также:
Если при разъездах используется служебный транспорт, придется оформлять путевые листы. Они нужны для учета ГСМ, а также в случаях, когда разъезды связаны с перевозками грузов.
Состав необходимых подтверждающих документов нужно установить локальным актом, где также прописать:
Компания или ИП может уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов в виде возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам транспортными средствами с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн. Эти расходы относятся к другим расходам, связанным с производством и реализацией, которые учитываются при налогообложении прибыли (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
И транспортный налог, и платоновские платежи можно полностью учитывать для налога на прибыль.
Документом, подтверждающим понесенные расходы на выплату средств в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам от проезда «большегрузов», служит отчет оператора, в котором указывается маршрут транспортного средства с привязкой ко времени (дате) начала и окончания его движения. Дополнительно расходы подтвердят первичные учетные документы, составленные самим налогоплательщиком, об использовании транспортного средства с разрешенной максимальной массой свыше 12 тонн на определенном маршруте (письмо Минфина от 11 января 2016 г. № 03-03-РЗ/64).
Оператор, на которого возложены обязанности по обеспечению функционирования системы взимания платы, ведет персонифицированный учет по каждому владельцу зарегистрированного транспортного средства в виде записи, содержащей информацию о маршруте, пройденном транспортным средством, с отметкой даты и времени начала и окончания движения по маршруту. Такая методика указана в пункте 6 Правил взимания платы в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения транспортными средствами, имеющими разрешенную максимальную массу свыше 12 тонн, утвержденных Постановлением Правительства от 14 июня 2013 года № 504.
Что касается документов, оформляемых самим налогоплательщиком, для подтверждения расходов, то их может быть несколько.
Также в составе этих прочих расходов можно учитывать суммы экологического сбора, который уплачивают торговые фирмы в связи с продажей (импортом) товаров (продукции).
В письме Минфина от 2 февраля 2024 г. № 03-03-06/1/8519 отмечается, что согласно статье 264 НК РФ суммы налогов и сборов в целях налогообложения прибыли относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Согласно Федеральному закону от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ об отходах, экологический сбор представляет собой обязательный платеж, который уплачивают производители и импортеры определенных видов товаров (упаковки). Этот сбор относится к неналоговым доходам федерального бюджета. Поэтому положения подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ для его учета не применимы.
Вместе с тем экологический сбор подлежит учету при определении базы по налогу на прибыль в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ, поскольку является обязательным платежом.
Экологический сбор для целей налогообложения прибыли учитывается в составе прочих расходов в том отчетном периоде, за который такой сбор рассчитан.
В бухгалтерском учете Минфин России рекомендует отражать экологический сбор в составе коммерческих расходов (расходов на продажу) (приложение к Письму Минфина России от 28 декабря 2016 г. № 07-04-09/78875).
Статьей 11 Федерального закона от 30 марта 1999 года № 52-ФЗ на юрлиц и индивидуальных предпринимателей возложены такие обязанности:
Как видите, это практически список тех оснований, которые позволят учесть при налогообложении прибыли расходы на обязательную вакцинацию сотрудников.
Например, обязательными являются профилактические прививки работникам, выезжающим на работу или в командировки на эндемические территории, на сезонные, сельскохозяйственные, гидромелиоративные, строительные работы, на работы по выемке и перемещению грунта, заготовительные, промысловые, геологические, изыскательские, экспедиционные, дератизационные, дезинсекционные работы, работы по лесозаготовке, расчистке и благоустройству леса и др.
Для организации вакцинации нужно, опираясь на соответствующее постановление главного санитарного врача региона, издать внутренний приказ, а также:
Если работник осуществляет вакцинацию за свой счет, вы можете возместить ему эти расходы. Порядок и условия тоже нужно прописать во внутренних ЛНА. Также понадобятся:
А как быть с вакцинацией сотрудников, которую многие проводят в связи с объявлением эпидемии инфекционного заболевания?
Важно, чтобы такая вакцинация была предусмотрена коллективным договором или, при его отсутствии, трудовым договором.
Согласно статье 212 Трудового кодекса на работодателя возлагаются обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда работников. В частности, работодатель обязан обеспечить санитарно-бытовое обслуживание и медицинское обеспечение работников в соответствии с требованиями охраны труда (абз. 17 ч. 2 ст. 212 ТК РФ).
Условия труда, рабочее место и трудовой процесс не должны оказывать вредное воздействие на человека (п. 1 ст. 25 Закона № 52-ФЗ). Требования к обеспечению безопасных для человека условий труда устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами РФ.
К санитарно-противоэпидемическим (профилактическим) мероприятиям закон относит в том числе проведение профилактических прививок (п. 1 ст. 29 Закона № 52-ФЗ).
Таким образом, вакцинацию тоже можно учесть при налогообложении прибыли, в том числе по подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса (об обеспечении нормальных и безопасных условий труда).
Обоснованность расходов на вакцинацию сотрудников и их соответствие критериям статьи 252 НК РФ обеспечивается тем, что они произведены на основании требований законодательства РФ. Статья 212 Трудового кодекса возлагает на работодателя обязанности по обеспечению безопасных условий и охраны труда. Закон № 52-ФЗ предписывает гражданам, ИП и юрлицам соблюдать санитарно-гигиенические нормы.
Документальное подтверждение расходов на вакцинацию сотрудников предполагает наличие таких документов как коллективный договор или другой локальный нормативный акт, устанавливающий порядок и размеры возмещения расходов работникам.
Расходы подтвердят также:
Учет расходов на проживание – один из видов специфических «вахтовых» расходов. Он зависит от того, как именно работодатель организует проживание и какие документы у него есть.
Если компания сама имеет вахтовый поселок, то расходами будут затраты на эксплуатацию: коммунальные расходы (свет, вода, отопление), зарплата персонала поселка (уборщики, комендант, сантехник), ремонт, покупка инвентаря, постельных принадлежностей и т.п.
Такие расходы на основании подпункта 32 пункта 1 статьи 264 НК РФ признаются в пределах нормативов. Их утверждают органы местного самоуправления по месту деятельности организации. Если на местном уровне нормативов нет, можно брать нормы для аналогичных ведомственных объектов, действующих в регионе. А если и таких объектов в регионе не было, разрешено учитывать фактические затраты на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Если работодатель не создает поселок, а компенсирует работнику личные расходы (например, сотрудник сам снял квартиру или остановился в общежитии, а компания возместила ему чеки), то такие компенсации можно учесть в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. То есть в этом случае нормирования нет, и в расходах признается сумма, фактически возмещенная работнику (при соблюдении общих условий).
При нарушении требований к качеству товара (например, при обнаружении неустранимых недостатков) покупатель вправе по своему выбору (п. 2 ст. 475, ст. 518 ГК РФ):
При этом кроме стоимости возвращенной бракованной продукции у продавца могут возникнуть расходы, связанные с его возвратом.
Минфин отметил, что стоимость бракованного товара и затраты на его возврат можно учесть, как расходы в виде потерь от брака на основании подпункта 47 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Еще в письме от 4 июля 2011 г. № 03-03-06/1/387 Минфин разъяснял, что воспользоваться этой нормой могут только производители, но не торговые фирмы.
Но и у торговой организации бывают ситуации, когда покупатели возвращают бракованный товар, а доставку этого товара на склад осуществлял продавец.
Если компания не производственная, а торговая, можно воспользоваться тем, что перечень прочих расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (ст. 264 НК РФ). В пункте 1 статьи 264 НК РФ есть подпункт 49, согласно которому в состав расходов включаются любые затраты, связанные с производством и (или) реализацией. Такие расходы должны быть экономически обоснованными и документально подтвержденными (ст. 252 НК РФ).
Таким образом, расходы по доставке бракованного товара могут быть признаны обоснованными, если по договору купли-продажи продавец гарантирует покупателю, что возврат негодного товара производится за счет продавца.
Вывод: затраты на доставку бракованного товара можно учесть в составе расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ при условии их экономической обоснованности и документального подтверждения.
Расходы комиссионера, которые он понес в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, комитент вправе учитывать в составе расходов при определенных условиях. Об этом проинформировал Минфин в письме от 11 февраля 2025 г. № 03-03-06/1/11702.
Согласно статье 1001 ГК РФ комитент обязан наряду с уплатой комиссионного вознаграждения возместить комиссионеру суммы, которые он израсходовал на исполнение комиссионного поручения. Такие расходы для комитента признаются обоснованными.
Поэтому расходы комиссионера, которые он произвел в связи с исполнением обязательств по договору комиссии, комитент вправе учитывать в составе расходов для целей налогообложения прибыли.
Комитент вправе включить расходы комиссионера в состав прочих расходов как расходы в виде комиссионных сборов и иных подобных расходов – это расходы, предусмотренные подпунктом 3 пункта 1 ст. 264 НК РФ.
Для этого должны выполняться следующие условия:
Общий порядок отнесения расходов на налоги (включая косвенные) и сборы, уплаченные за рубежом, таков:
В отдельных письмах и в разное время Минфин давал разъяснения по учету разных видов налогов, уплаченных в иностранных государствах.
О налоге на имущество организаций речь шла в письме Минфина России от 10 августа 2026 г. № 03-03-07/69132.
В нем подтвержден общий подход к учету иностранных налогов в базе по прибыли, но сделан акцент на исключении, а именно: налоги, по которым НК РФ предусматривает порядок устранения двойного налогообложения (путем зачета налога, уплаченного за рубежом, при уплате соответствующего налога в РФ), не учитываются в составе расходов при расчете налога на прибыль организаций.
Например, российская компания уплатила налог на имущество в иностранном государстве. Этот налог не участвует в механизме зачета по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Компания вправе включить сумму уплаченного налога в расходы при расчете налоговой базы по налогу на прибыль в РФ.
Учету НДС, уплаченному по закону иностранного государства, посвящено письмо Минфина от 23 июля 2024 г. № 03-07-13/1/68742.
При приобретении услуг у резидента Республики Казахстан российская организация заплатила казахский НДС, так как местом оказания таких услуг была территория Казахстана согласно Протоколу о порядке взимания косвенных налогов.
Минфин разъяснил, что такой НДС включается в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией.
Закрытый перечень расходов, которые не учитываются при налогообложении прибыли, содержится в статье 270 НК РФ. Налоги и сборы, уплаченные в иностранном государстве, в статье 270 НК РФ не упомянуты
А перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, предусмотренный статьей 264 НК РФ, открытый. В подпункте 49 пункта 1 этой статьи, помимо прямо перечисленных в ней, названы другие расходы.
Таким образом, НДС, уплаченный по закону иностранного государства, уменьшает базу по налогу на прибыль в соответствии с подпунктом 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Пунктом 3 статьи 98 Договора от 29 мая 2014 г. о ЕАЭС предусмотрено, что социальное обеспечение (социальное страхование) (кроме пенсионного) трудящихся государств-членов и членов семей осуществляется на тех же условиях и в том же порядке, что и граждан государства трудоустройства. К социальному обеспечению относятся обязательное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательное медицинское страхование.
Государством трудоустройства признается государство-член, на территории которого осуществляется трудовая деятельность (п. 5 ст. 96 Договора о ЕАЭС).
Если работник трудится в подразделении российской организации, находящемся в Беларуси, то медицинские взносы и взносы по временной нетрудоспособности и в связи с материнством нужно исчислять в соответствии с законодательством Республики Беларусь. То есть в данном случае государством трудоустройства является Республика Беларусь. Российские граждане являются застрахованными в системе обязательного страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и обязательного медицинского страхования Республики Беларусь.
Пенсионные же взносы уплачиваются в соответствии с нормами НК РФ в России. Об этом сообщил Минфин РФ в письме от 28 октября 2018 г. № 03-15-07/77447. Письмом от 6 ноября 2018 г. № БС-4-11/21619@ ФНС РФ направила его в нижестоящие налоговые органы для использования в работе.
В закрытом перечне расходов, которые не учитываются в налоговой базе по налогу на прибыль организаций, содержащемся в статье 270 НК РФ, нет прямого указания на то, что налоги и сборы, уплаченные на территории иностранного государства, не могут приниматься в качестве расходов.
В письме Минфина РФ от 7 сентября 2018 г. № 03-03-06/1/64126 также говорится, что суммы налогов и сборов, уплаченные на территории иностранного государства, могут учитываться в составе прочих расходов, связанных с производством и (или) реализацией на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Пример. Уплата социальных взносов российским филиалом в Беларуси
Инженер Иванов, гражданин РФ, работает в филиале ООО «Волна», который располагается в Минске. В октябре 2018 года работнику начислено вознаграждение в сумме 50 000 руб.
Филиал должен заплатить взнос на социальное страхование в бюджет государственного внебюджетного фонда социальной защиты населения (ФСЗН) Республики Беларусь в сумме 3000 руб.
ООО «Волна» в России должно заплатить с вознаграждения Иванова пенсионные взносы по тарифу 22%, что составляет 11 000 руб. (50 000 руб. х 22%).
Обе суммы будут учтены в расходах при налогообложении прибыли.
Эмитент может расходы на изготовление подарочных сертификатов учесть при расчете налога на прибыль. Это будут «иные» прочие расходы (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ). Как вы помните, перечень прочих расходов, учитываемых в целях налогообложения, открыт.
Расходы на изготовление сертификатов или приобретение пластиковых карт для их выпуска нужно подтвердить документами:
Изготовление сертификатов ключей ЭЦП и создание самих ключей являются услугами удостоверяющего центра.
Для целей налогообложения прибыли расходы по оплате услуг сторонних организаций могут быть отнесены к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Как это можно обосновать? Несложно:
Перечень прочих расходов приведен в статье 264 НК РФ и не является исчерпывающим. Услуги удостоверяющего центра в нем не значатся, но есть выбор учитывать их, как:
В налоговом учете расходы при методе начисления признают (п. 1 ст. 272 НК РФ):
Относительно расходов на оплату услуг сторонних организаций имеется еще одна норма - подпункт 3 пункта 7 статьи 272 НК РФ. Датой их признания может быть:
Тем не менее однозначного ответа нет. Ясно только, что расходы на оплату услуг удостоверяющего центра по созданию ключей ЭЦП и изготовлению сертификатов можно списывать двумя способами: единоразово и постепенно.
Большинство склоняется к мнению, что стоимость сертификата нужно отражать в налоговом учете в составе прочих расходов текущего периода в полном размере на дату подписания акта (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ). По аналогии с бухучетом, где расход отражается сразу по дебету счетов 26 или 44.
К тому же по пункту 1 статьи 318 НК РФ указанные расходы являются косвенными.
А сумма косвенных расходов на производство и реализацию, осуществленных в отчетном (налоговом) периоде, в полном объеме относится к расходам текущего отчетного (налогового) периода (п. 2 ст. 318 НК РФ).
Вместе с тем в статье 272 НК РФ есть еще одна норма. Это абзац 2 пункта 1.
Там говорится, что расходы признаются в том отчетном (налоговом) периоде, в котором эти расходы возникают исходя из условий сделок. Если сделка не содержит таких условий и связь между доходами и расходами не может быть определена четко или определяется косвенным путем, расходы распределяются налогоплательщиком самостоятельно.
Какое отношение это имеет к услугам удостоверяющего центра по выдаче сертификата ключа ЭЦП? Самое прямое. И именно это вызывает трудности у бухгалтера с учетом данных расходов. В договоре с удостоверяющим центром может быть отражено условие о сроке действия сертификата ЭЦП.
Например, год.
Напрашивается вывод, что при таких условиях договора стоимость услуги будет лучше распределить на весь период его действия.
Получается, что выбор за бухгалтером. Он может выбрать нужный способ учета этого вида расходов и закрепить его в учетной политике
Федеральным законом от 26 декабря 2024 г. № 479-ФЗ установлено, что в РФ с 1 апреля 2025 года с доходов от деятельности по распространению интернет-рекламы, направленной на привлечение потребителей, нужно делать обязательные отчисления в размере 3%.
При определении налоговой базы по налогу на прибыль плательщик вправе уменьшить полученные доходы на сумму произведенных расходов, за исключением расходов, указанных в статье 270 НК РФ.
Рекламный сбор – это обязательный платеж, который относится к неналоговым доходам федерального бюджета (п. 1 ст. 18.2 Федерального закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ). Поэтому учесть его в составе расходов как платежи по налогам и сборам на основании подпункта 1 пункта 1 статьи 264 НК РФ нельзя.
Вместе с тем рекламный сбор не поименован в статье. 270 НК РФ среди расходов, не учитываемых по налогу на прибыль. А перечень прочих расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым.
Исходя из этого, сумму рекламного сбора можно учесть в прочих расходах по налогу на прибыль на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ.
Чтобы расходы уменьшали полученные доходы, они должны соответствовать требованиям статьи 252 НК РФ:
Инвалидам предоставляются меры господдержки в сфере занятости. Одной из таких мер является установление в организациях независимо от организационно-правовых форм квоты для приема на работу инвалидов и количества специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов (п. 5.2 ч. 1 ст. 20 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»).
Для работодателей, у которых численность работников превышает 35 человек, квота составляет от 2% до 4% от среднесписочной численности работников.
Квоты устанавливаются и дифференцируются субъектом РФ в соответствии с Методическими рекомендациями по установлению нормативным правовым актом субъекта РФ квоты для приема на работу инвалидов, утвержденными приказом Минтруда от 9 августа 2024 г. № 399.
При этом выполнение работодателем установленной квоты для приема на работу инвалидов обеспечивается в случаях наличия:
Расходы, связанные с обеспечением инвалидов рабочими местами, могут различаться квалификацией (оплата труда или оплата услуг исполнителя), в зависимости от того, кто принял на работу инвалида по трудовому договору.
Для выполнения квоты организация может или принять инвалида на работу по трудовому договору, или заключить соглашение о трудоустройстве инвалидов с другой организацией (ИП), включая общественные объединения инвалидов.
Трудовой договор с инвалидом в этом случае будет заключать другая организация (ИП).
Работодатель при заключении соглашения с иной организацией (ИП) должен возместить исполнителю расходы на заработную плату инвалидов, трудоустроенных в счет квоты, затраты на оборудование (оснащение) специальных рабочих мест для трудоустройства инвалидов, а также компенсировать иные затраты, предусмотренные соглашением (п. 2 Правил заключения соглашения о трудоустройстве инвалидов, утвержденных постановлением Правительства от 30 мая 2024 г. № 709).
Минфин в письме от 1 ноября 2025 г. № 03-03-06/1/106150 отметил, что такие расходы компания сможет учесть по налогу на прибыль.
В соответствии с пунктом 1 статьи 252 Налогового кодекса в целях налогообложения прибыли налогоплательщик уменьшает полученные доходы на сумму произведенных расходов (за исключением расходов, указанных в статье 270 Налогового кодекса).
Расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты (а в случаях, предусмотренных статьей 265 Налогового кодекса, убытки), осуществленные (понесенные) налогоплательщиком.
В связи с этим затраты, которые осуществил налогоплательщик в соответствии с соглашением о трудоустройстве инвалидов с организацией-исполнителем, могут быть учтены при определении налоговой базы по налогу на прибыль.
Не возмещаемую заказчиком стоимость материалов, не учтенных в смете, подрядчик не может учитывать в составе расходов. Постановление АС Западно-Сибирского округа от 18 марта 2026 г. № Ф04-170/2026 по делу № А27-13715/2024.
По правилам гражданского законодательства подрядчик должен выполнять все работы исключительно в соответствии с проектной документацией и сметой. Согласно статье 743 ГК РФ, учитывать в расходах сверхнормативные затраты, не включенные в первичные документы, выставляемые в адрес заказчика, такие, как акты КС-2 и КС-3, нельзя.
При обнаружении неучтенных работ нужно приостановить работы и уведомить заказчика.
Даже внутренняя отчетность подрядчика (регламенты списания, протоколы заседания технического совета и др.) не дает оснований для учета сверхнормативных затрат. По мнению суда, такие документы не могут подтверждать законность учета в расходах перерасхода, не согласованного с заказчиком и не оплачиваемого им.
Такие суммы при налогообложении не учитываются. Они подлежат возмещению за счет виновных лиц.
Сервитут – это ограниченное право пользования чужой вещью в земельных отношениях. Право ограниченного пользования чужим земельным участком регулирует статья 23 Земельного кодекса.
Право ограниченного пользования земельным участком (сервитута) на территории РФ должно предоставляться органами:
Земельные участки должны быть в собственности:
Право ограниченного пользования земельным участком (сервитут) предоставляется как на определенное, так и на неопределенное время. За такое использование может быть предусмотрена единовременная плата в пользу собственника участка.
Расходы на плату за сервитут организация вправе учесть в целях налогообложения прибыли в составе прочих расходов на основании подпункта 49 пункта 1 статьи 264 НК РФ. Об этом говорится в Письме Минфина от 4 декабря 2025 г. № 03-07-11/117672.
Также следует учесть два нюанса:

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: каким будет минимум и максимум в 2027 году
Книга учета доходов на патенте: что учитывать при нескольких патентах и совмещении с УСН
Новости первых дней октября 2026 года: новый профстандарт, правила работы с маректплейсами
На сколько вырастут детские пособия в 2027 году?
Обзор 19 номера журнала Нормативные акты для бухгалтера за 2026 год
Почему после продажи автомобиля продолжает приходить транспортный налог
Можно ли обязать сотрудников самостоятельно забирать расчетные листки?
Что проверить в декларации по НДС перед отправкой
ФНС: в каких случаях налогоплательщику откажут в зачете средств с ЕНС
Сумму минимального туристического налога разрешат уменьшать до нуля