11122213
Если вы в результате ошибки переплатили НДС в бюджет, перерасчет налоговой базы и самого налога можно сделать в текущем налоговом периоде. То есть в том периоде, когда вы выявили такую ошибку (п. 1 ст. 54 НК РФ). Уточненную декларацию за тот квартал, к которому относится ошибка, вы можете не представлять. Напомним, что статьей 81 Налогового кодекса также установлена не обязанность, а право фирмы представлять уточненную налоговую декларацию при обнаружении ошибок, не приводящих к занижению суммы налога.
Более того, если фирма имеет переплату по НДС, которая больше или равна сумме налога, подлежащей к доплате по уточненке (с учетом пеней), то переплата по налогу пойдет в зачет платежей, связанных с уточнением декларации. Поэтому штрафа за неуплату налога не будет.
Важно помнить, что в ситуации, когда компания обнаруживает ошибку в отчетности по НДС и сдает уточненную декларацию, делать это нужно в пределах установленного НК РФ срока. Даже наличие технического сбоя в бухгалтерском ПО не дает право на корректировку совокупной обязанности, если пропущены установленные законом сроки - три года.
Уменьшение налоговых обязательств через уточненную декларацию возможно только в пределах трех лет. Исключение - если суд признает причину пропуска срока уважительной и восстановит его.
Представленное компанией заключение специалиста о некорректной работе программы суды, как правило, считают неубедительным. Налогоплательщик обязан самостоятельно исчислять налог. Наличие первичных документов позволяет компании выявить ошибку гораздо раньше, не полагаясь исключительно на автоматизированные системы. Использование ПО не снимает с бизнеса ответственности за достоверность данных (Постановление АС Центрального округа от 28 июля 2026 г. по делу № А08-5825/2025).
Уточненную декларацию по НДС необходимо представить в следующих случаях.
Пояснения должны включать обоснование изменений, внесенных в уточненную декларацию по НДС. Представить пояснения надо в течение 5 рабочих дней после получения требования.
Если вы не подадите уточненку и пояснения по требованию инспекции,могут оштрафовать на 5000 рублей (п. 1 ст. 129.1 НК РФ).
Если ошибка в декларации привела к занижению суммы налога, возможен штраф за неуплату налога, доначисления и пени. Чтобы этого не допустить, недоимку вместе с пенями следует погасить до момента подачи уточненной декларации.
В других случаях ответственности за несдачу корректировки нет.
Подача корректировки по НДС не требуется, если налог по декларации не был занижен.
Это следующие ситуации:
Подача уточненных деклараций может быть расценена как подтверждение законности санкций, наложенных по результатам налоговой проверки, как, например, в постановлении АС Московского округа от 14 апреля 2026 г. № Ф05-3389/2026 по делу № А40-121242/2025. Суть дела: инспекторы по итогам проверки признали сделки с рядом контрагентов фиктивными, доначислили НДС почти на 18,6 млн рублей, сняли вычеты и наложили штраф.
Решив минимизировать потери, компания подала уточненную декларацию, исключив из нее спорные вычеты, добровольно доплатила налог и обратилась в суд, чтобы снизить штраф и аннулировать доначисления по решению инспекции.
Однако арбитры расценили действия компании не как «работу над ошибками», а как полное признание правоты налоговиков.
Судьи указали на важный нюанс: подавая уточненку, в которой компания сама убрала сделки, признанные инспекторами нереальными, налогоплательщик фактически подтвердил законность выводов проверки.
С точки зрения суда, такая «уточненка» - это не способ снизить сумму начислений по проверке, а прямое согласие с тем, что налоговые обязательства были определены инспекцией верно. Оснований для отмены решения ИФНС нет.
В итоге доначисления по решению оставлены в силе. Штрафные санкции не подлежат снижению, так как факт нарушения признан самим налогоплательщиком.
Уточненные декларации по НДС (и пояснения) подаются в электронном виде в формате, который действовал на дату сдачи первичного отчета. Применять актуальную форму декларации нельзя (ст. 81 НК РФ).
В уточненную декларацию включайте:
Уточненная декларация будет содержать в себе актуальные сведения.
Вот что нужно учесть при заполнении уточненной декларации по НДС:
№ п/ п | Раздел корректировки | Порядок корректировки |
1. | Номер корректировки | В декларации и приложениях к ней номер корректировки должен совпадать. |
2 | Поле «Признак актуальности» | Поле «Признак актуальности» заполняйте только в приложениях. Ставьте «0», если в составе уточненки есть новая версия книги покупок, книги продаж и других приложений. Ставьте «1», если новую версию приложения отправлять не нужно |
3 | Дополнительные листы книги покупок (раздел 8.1) и книги продаж (раздел 9.1) | Если внесены изменения в книгу покупок, то в разделе 8.1 сведения из книги покупок в составе корректировки идут с признаком «1» - сведения актуальны, а с признаком актуальности «0» - сведения неактуальны. Аналогично можно скоррректировать книгу продаж. Если к книге продаж или книге покупок за один и тот же квартал составлено несколько дополнительных листов (уточнения вносились 2 и более раз), в Приложениях № 1 к разделу 8 и (или) 9 информация из нескольких дополнительных листов отражается как один дополнительный лист. То есть если вы отправляете уточненную декларацию с дополнительным листом с признаком «0», он автоматически заменит все имеющиеся данные по предыдущему дополнительному листу |
4 | Остальные разделы | Отразите корректные данные без изменений. Все данные, которые требуют исправлений, замените на верные |
Итак, обобщим. Чтобы устранить ошибки в первоначальной декларации, нужно:
В состав уточненной декларации включаются:
Уточненную декларацию нужно заполнять на бланке, действовавшем в периоде, за который она сдается. При этом, как и в обычной декларации, выполнение контрольных соотношений показателей в уточненке должно соблюдаться.
Подать уточненку разрешено в любое время, в том числе во время камеральной и выездной проверки. В зависимости от этого последствия будут разными.
Каждую уточненную декларацию налоговики проверяют индивидуально: смотрят, как изменилась сумма налога (увеличилась или уменьшилась) и за счет каких показателей произошло изменение.
Проверка будет направлена на то, чтобы выяснить причины и обстоятельства изменений. Поэтому потребуются документы — договоры, допсоглашения, накладные и прочая первичка, которая содержит условия для корректного отражения сделки, по которой выявлена ошибка.
Срок на камеральную проверку декларации по НДС составляет 2 месяца. Еще 10 дней есть на составление акта налоговиками.
Если за это время вы самостоятельно обнаружите ошибку, нужно подать уточненку. Тогда проверка первичного отчета будет прекращена в связи с предоставлением уточненной декларации.
Даже при прекращении проверки, если в ее рамках было получено требование о предоставлении документов и пояснений, их нужно представить. Требование в случае подачи уточненки отзыву не подлежит (ст. 88, 93 НК РФ). Иначе будет штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ.
Новую камеральную проверку проведут в течение двух месяцев после представления уточненки.
Если контролеры уже составили по итогам проверки первичной декларации акт, но не вручили его, также имеет смысл подать уточненку. Начинать новую камеральную проверку уточненной декларации налоговики могут и без вручения акта по первичному отчету.
Исключение - декларация на возмещение по НДС. По ней акт вручат в любом случае, и уточненная декларация не спасет от штрафа, если была выявлена недоплата налога.
Если же в уточненке по НДС будет уменьшена сумма налога, первоначально заявленного к возмещению, то решение о возмещении налога примут уже с учетом такого уменьшения.
Если уточненка представлена после вынесения решения по камеральной проверке, то в рамках ее проверки будут истребованы пояснения по пункту 3 статьи 88 НК РФ.
Обратите внимание. Федеральным законом от 28 ноября 2025 г. № 425-ФЗ в статью 89 НК РФ включено новое положение, прямо устанавливающее возможность проведения выездной проверки не только за три предшествующих года, но и за текущий год. То есть законодательно закреплена возможность при назначении проверки в проверяемый период включать налоговые периоды текущего года, завершившиеся до даты вынесения решения о назначении проверки. Это изменение касается налогов с налоговым периодом меньше года, а НДС именно таким налогом и является: его налоговый период меньше года - квартал.
Подача уточненки во время выездной проверки до вынесения решения по ней поможет снизить штраф за недоплату налога.
Если она представлена за тот период, по которому проводится выездная проверка, проверять ее будут в рамках этой выездной проверки.
Исключение также составляют декларация по НДС, в которой заявлено право на возмещение налога.
Можно подать уточненку после вручения акта выездной проверки, но до вынесения решения по ее результатам. При этом исправления вносят:
В этой ситуации инспекция с учетом объема и характера уточняемых сведений может вынести решение без учета уточнений, а затем назначить проведение повторной выездной проверки в части уточненных сумм.
Уточненную декларацию после вынесения решения будут проверять в обычном порядке, на камералке.
В Постановлении АС Уральского округа от 26 июня 2024 г. по делу № А60-15289/2023 говорится следующее. Уточненные декларации, которые сдали после принятия решения, не могут менять начисленные недоимку, пени, штраф. Такая отчетность не подтверждает незаконность решения, не отменяет и не изменяет его результатов.
Спор возник из-за того, что организация подала уточненные декларации после того, как инспекция вынесла решение по проверке. Компания посчитала, что доначисления нужно пересчитать. Но суды трех инстанций ей отказали.
Аналогичный вывод содержится в Постановлении АС Московского округа от 14 апреля 2026 г. № Ф05-3389/2026 по делу № А40-121242/2025.
Налогоплательщик требовал отменить доначисления по проверке, т. к. сразу после ее окончания подал уточненные декларации, в которых не было спорных операций, и доплатил налог. Арбитры отметили, что поскольку корректировка заключалась в исключении из отчетности только данных о тех операциях, по которым были выявлены нарушения, то налогоплательщик фактически признал правоту ИФНС. Значит, проведенные доначисления правомерные, и отменять их нет оснований.
Напомним, по правилам статьи 81 НК РФ уточненная декларация представляется в случае обнаружения ошибок в ранее поданной отчетности самим налогоплательщиком. Это необходимо для корректировки действительных налоговых обязательств.
В случае с доначислениями по итогам проверки подавать уточненную декларацию не нужно. Эти обязательства уже установлены налоговым органом и зафиксированы в решении. Поэтому от налогоплательщика требуется только внести необходимые корректировки в регистры налогового учета и первичные документы (постановление АС Северо-Западного округа от 28 сентября 2023 г. № Ф07-13398/2023 по делу № А56-109137/2022).
Если из-за ошибки в декларации налог уплатили в большем размере, то подавать уточненку закон не требует.
В то же время уточненная декларация позволит продавцу представить достоверные фактические данные о реализации, а контрагенту - избежать проблем с вычетами.
Если вы подали уточненную декларацию с уменьшением НДС к уплате (в сравнении с исходной декларацией), не имеет значения, когда подана уточненная декларация.
При этом у инспекторов есть право запросить у вас пояснения в связи с уменьшением налога. Вы должны (п. 3 ст. 88 НК РФ):
Налоговики также потребуют всю первичку.
Такая уточненка может быть вынесена на выездную проверку в части уточненных сумм, даже если этот период уже проверяли. Но контролировать при этом можно только сведения, которые привели к уменьшению суммы налога.
Уточненка с увеличением суммы налога означает, что обязательства перед бюджетом выполнены не полностью. Оштрафуют, если до предоставления уточненной декларации не были уплачены налог и пени. Если их уплатили, штрафа не будет.
Если в бюджете есть переплата по налогам, дополнительно ничего вносить не придется. И штрафа в этом случае не будет.
Платить не придется и в случае, когда уточненку сдают за период, который проверялся на выездной, и при этом ошибок по налогу не было обнаружено.
Уточненная декларация - это отчетность, которая заменяет предыдущую декларацию, если в ней были допущены ошибки или неточности.
Режим отражения начисленных налогов на ЕНС по уточненной налоговой декларации зависит от того, увеличиваются или уменьшаются суммы налоговых обязательств.
Уточненная налоговая декларация может быть представлена как с увеличением суммы налоговых обязательств, так и с уменьшением суммы налога к уплате.
В зависимости от этого предусмотрен разный режим отражения начисленных налогов на едином налоговом счете.
При подаче уточненной декларации к доплате увеличение совокупной обязанности, то есть уменьшение сальдо ЕНС, будет отражено на день ее подачи в инспекцию, но не ранее наступления срока уплаты соответствующего налога.
В случае подачи уточненной декларации к уменьшению налоговые органы сначала проведут камеральную проверку, а уже после этого актуализируют сумму на ЕНС в следующем порядке:
Срок проведения камеральной проверки установлен в течение трех месяцев, таким образом, налогоплательщик увидит уменьшение своих налоговых обязательств не сразу после подачи уточненной декларации к уменьшению, а только после завершения камеральной налоговой проверки.
Налогоплательщикам следует иметь в виду, что до окончания камеральной проверки уточненной декларации к уменьшению сальдо ЕНС может быть отрицательным и будут начисляться пени, но после уменьшения налоговых обязательств пени будут пересчитываться.
По информация в телеграм-канале ФНС от 23 июня 2025 г., если подано несколько уточненных деклараций за разные периоды с увеличением налога к уплате, средства с ЕНС будут списываться в хронологическом порядке.
Совокупная налоговая обязанность на ЕНС возникает с даты отправки следующих отчетов (но не ранее срока уплаты налога):
Общий порядок платежей на ЕНС при этом такой:
В случае представления налогоплательщиком в течение одного дня нескольких уточненных налоговых деклараций с увеличенными суммами налоговых обязательств, распределение поступающих платежей осуществляется в хронологическом порядке согласно времени подачи каждой декларации.
Пример практического применения:
Порядок погашения обязательств:

Книга учета доходов на патенте: что учитывать при нескольких патентах и совмещении с УСН
Какую информацию раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу за 2026 год?
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: каким будет минимум и максимум в 2027 году
Как заполнить строку 130 формы 6-НДФЛ за 9 месяцев 2026 года: важные нюансы
Инвентаризация в 2026 году без комиссии: когда можно, как оформить, кто отвечает