11122213
Сейчас в арсенале налоговиков всего три критерия для оценки рисков, но Минфин подготовил проект, расширяющий этот список до десяти. Инспекторы будут обращать внимание на чеки возврата и коррекции, с помощью которых, по их мнению, бизнес пытается скрыть выручку.
Проект приказа на портале нормативно-правовых актов РФ.
Новые десять индикаторов риска «концентрируются» на сфере розничной торговли и общественного питания.
О наличии риска нарушения будут свидетельствовать высокая доля возвратов, операций коррекции и расходных операций, расчеты преимущественно или исключительно одним способом – наличными либо безналичными средствами, а также отсутствие по истечении определенного периода времени зарегистрированной в налоговых органах кассы или длительное отсутствие фискальных данных в информационной системе налоговых органов. Разберем каждый индикатор отдельно.
Под проверку может попасть компания, которая зарегистрировала ККТ, но в течение 60 дней после этого, не подает никаких фискальных данных в налоговую.
Исключение введено для дистанционного способа продажи товара.
Риск проверки возрастает, если доля чеков на «возврат прихода» превышает 30% от общего числа продаж за месяц.
Это чеки, в которых реквизит «признак расчета» принимает значение «возврат прихода». Показатель 30% рассчитывается от общего количества фискальных документов, в которых реквизит «признак расчета» принимает значение «приход». За исключением дистанционного способа продажи.
Если в обычном магазине (не интернет-торговле) за месяц сумма возвратов превысила 80% от суммы всех продаж, это вызовет подозрения налоговиков.
Система ФНС расценит это как попытку скрыть реальную выручку.
Проверяется соотношение итоговой суммы расчетов по чекам, в которых «признак расчета» имеет значение «возврат прихода» и чекам со значением «приход» за последние 30 календарных дней. Возвратные чеки не должны составлять 80 процентов и более от общей итоговой суммы расчетов. За исключением дистанционного способа продажи.
Подозрение у налоговых инспекторов вызовут компании, у которых каждый третий чек (30% и более) — это чек коррекции.
Доля в 30% рассчитывается от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 30 календарных дней.
Проверятся будет не только количество чеков коррекции, но и сумма расчетов.
Итоговая сумма расчетов по чекам коррекции (БСО коррекции) за 90 дней, должна составлять менее 30 процентов от итоговой суммы расчетов.
Одним из индикаторов является соотношение способов оплаты. Если в течение двух месяцев все расчеты идут исключительно «только наличными» или «только картой» (за исключением специфических случаев, например, интернет-магазинов).
Это чеки, в которых реквизит «сумма по чеку (БСО) наличными» больше нуля. Проверка гарантирована, если такие чеки составляют 100 процентов от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 60 календарных дней.
Исключение составляют два случая:
Если точнее, в данном случае речь идет о перекосе в способах оплаты. Этот индикатор связан с предыдущим (расчеты только наличными). Но по нему будут проверяться количество расчетов только картами.
Налоговая может назначить проверку, если чеки, в которых реквизит «сумма по чеку (БСО) безналичными» составляет 100 процентов от общего количества фискальных документов, сформированных в течение 60 дней. За исключением дистанционного способа продажи.
Еще по теме:
О нарушении законодательства ККТ налоговикам будет сигнализировать количество чеков с признаком «расход». Оно должно составлять менее 50 от общего количества документов с реквизитом «признак расчета» - значением «приход» за 30 календарных дней.
Если открыт бизнес в сфере розничной торговли (коды ОКВЭД 47.1, 47.2, 47.5, 47.7, 47.73) и спустя 90 дней после регистрации в ЕГРЮЛ/ЕГРИП не поставили кассу на учет, это нарушение.
Если ИП работаете в сфере общепита по патенту (сроком от года) и обязан использовать кассу, но не зарегистрировали ее в налоговой в течение 180 дней с момента начала действия патента, это является основанием для претензий со стороны контролирующих органов.

Книга учета доходов на патенте: что учитывать при нескольких патентах и совмещении с УСН
Какую информацию раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу за 2026 год?
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: каким будет минимум и максимум в 2027 году
Как заполнить строку 130 формы 6-НДФЛ за 9 месяцев 2026 года: важные нюансы
Инвентаризация в 2026 году без комиссии: когда можно, как оформить, кто отвечает