11122213
Причин, из-за которых документы поступают с опозданием – масса: контрагент забыл отправить, курьер задержал, документ просто затерялся в почте. Это несложная ситуация для бухгалтерии.
Для целей налога на прибыль, в отличие от бухучета, учет расходов без первичной документации невозможен (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Главное правило: расходы должны быть отражены в том периоде, к которому они относятся (п. 1 ст. 271, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Расходы, подтверждаемые опоздавшими первичными документами, отражаются как выявленная ошибка в налоговой базе периода, к которому эти расходы относятся (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 272 НК РФ).
Поэтому если первичный документ получен после окончания отчетного (налогового) периода и после сдачи налоговой декларации, то необходимо:
Если неотражение расходов привело к переплате налога в периоде, к которому они относятся, то расходы, подтвержденные опоздавшими документами, можно учесть в периоде получения документов. То есть в текущем периоде. И так поступить можно, если:
Налоговый кодекс не позволяет «выбирать» удобный момент для списания затрат.
Стоимость товаров, приобретенных для перепродажи, списывается на расходы в момент их реализации. Если продали товар, но не получили на него «входящие» документы, признать расходы в момент реализации нельзя (пп. 3 п. 1 ст. 268, ст. 320 НК РФ). Придется ждать поступления УПД.
Если документы пришли до того, как сдали декларацию за отчетный период, в котором фактически произошла операция, еще можно успеть отразить расходы «задним числом» (в периоде совершения сделки). Если же декларация уже сдана — придется подавать уточненку или отражать расход в текущем периоде (если это не приведет к искажению налоговой базы).
Ранее по этой же теме:
На УСН расходы признаются только после их фактической оплаты. Это дополнительное условие для упрощенцев. Кроме того, для признания расходов по оплате стоимости товаров, приобретенных для перепродажи, имеется дополнительное условие: такие расходы признаются по мере реализации товаров (подп. 2 п. 2 ст. 346.17 НК РФ).
Чтобы принять налог к вычету, нужно соблюсти три условия (ст. 171, 172 НК РФ):
Если УПД пришел до сдачи декларации, есть полное право заявить вычет в том квартале, когда товар был принят на учет. Это законно, даже если сам документ поступил чуть позже, но до момента подачи отчетности (абз. 2 п. 1.1 ст. 172 НК РФ).
Если УПД пришел после сдачи декларации, вернутся в прошлое не получится. Вычет придется перенести на тот квартал, в котором фактически получили документ.
Минфин и ФНС придерживаются позиции, что при ЭДО датой получения считается дата, зафиксированная в системе. Поэтому, если электронный УПД пришел в 3-м квартале, именно в нем и стоит заявлять вычет.
Если вы не успели заявить вычет сразу, НК РФ позволяет сделать это в течение трех лет после принятия товаров или услуг на учет.
Самый безопасный вариант — заявить вычет в том квартале, когда фактически получили «опоздавший» УПД. Это избавит от необходимости подавать уточненные декларации.
Комментарий к документу:
Может ли упрощенец учесть расходы по сканам «первички»?
Письмо Министерства финансов РФ №03-11-11/55025 от 14.06.2024

Книга учета доходов на патенте: что учитывать при нескольких патентах и совмещении с УСН
Какую информацию раскрывать в пояснениях к бухгалтерскому балансу за 2026 год?
Как заполнить строку 130 формы 6-НДФЛ за 9 месяцев 2026 года: важные нюансы
Ежемесячное пособие по уходу за ребенком до 1,5 лет: каким будет минимум и максимум в 2027 году
Инвентаризация в 2026 году без комиссии: когда можно, как оформить, кто отвечает
Меняют правила уплаты декабрьских налогов
О применении ККТ на рынках и ярмарках
Когда момент определения налоговой базы по НДС определяется решением суда
Суд: когда уход с работы за 20 минут до конца смены не является нарушением
Неочевидные основания для переноса сроков уплаты налогов и сдачи отчетности