11122213

Как платить налоги, если вознаграждение иностранному партнеру изначально выплачено без налога

Сегодня, 11:04  |     |   НДС  |   0Оставить комментарий
ФНС рассмотрела ситуацию, когда в договоре с иностранным контрагентом цена указана «чистыми» (без учета налогов) и дала разъяснения, как в таких случаях исполнять функции налогового агента.
Как платить налоги, если вознаграждение иностранному партнеру изначально выплачено без налога

ФНС в письме от 01.09.2026 № СД-36-3/7619@ разъяснила порядок исполнения обязанностей налогового агента по НДС и налогу на прибыль при выплате доходов иностранным организациям по договорам, где сумма вознаграждения указана без учета налогов.

НДС: как считать базу, если налог «сверху»?

Согласно пункту 2 статьи 161  НК РФ, при покупке товаров (услуг или работ) у иностранца, российская компания выступает налоговым агентом. Бухгалтерия обязана исчислить, удержать у иностранного партнера и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога. Налоговая база определяется налоговым агентом как сумма дохода от реализации указанных товаров (работ, услуг) с учетом налога.

Если в контракте прописана сумма без НДС, вы не можете просто перечислить ее иностранцу, а налог «досчитать» сверху. Налоговая база должна включать в себя сумму налога. Это значит, что нужно самостоятельно увеличить стоимость услуг на сумму НДС (рассчитать ее расчетным методом), чтобы определить базу.

Сумма налога, которую перечисляете в бюджет, считается удержанной из дохода иностранного партнера. То есть, по факту, иностранцу выплачивается сумма за вычетом налога, который «выделили» из его вознаграждения.

Налог на прибыль: можно ли платить из своих средств?

Налог на прибыль с доходов иностранной организации удерживается непосредственно при выплате дохода.

Налоговый агент обязан исчислить и удержать налог именно из суммы, причитающейся иностранцу. Прямая уплата налога за иностранца из собственных средств налогового агента (без удержания из выплаты) Налоговым кодексом не предусмотрена (п. 1 ст.246, ст.247, ст.309 и ст. 310 НК РФ).

Доходы иностранца от работ или услуг облагаются в РФ не всегда. Если компании не являются взаимозависимыми лицами (по ст. 105.1 НК РФ) и услуги оказаны вне территории России, доходы не считаются полученными от источников в РФ. В этом случае удерживать налог на прибыль не нужно, и отражать это в налоговом расчете не требуется.

Исполнение обязанности налогового агента происходит через перечисление средств в рамках Единого налогового платежа. Однако это не отменяет того факта, что экономически налог должен быть «взят» из суммы, которую вы должны были перевести иностранному контрагенту. Уплата налога за налогоплательщика налоговым агентом из собственных средств такими обязанностями не предусмотрена. В тоже время на основании статьи 45 НК РФ уплата налога может быть произведена за налогоплательщика иным лицом.

Итак, выводы из письма ФНС от 01.09.2026 № СД-36-3/7619@:

  • Если цена «без налогов», ее нужно увеличить на сумму НДС, чтобы правильно рассчитать базу. Налог удерживается из причитающейся иностранцу суммы.
  • По налогу на прибыль нужно удержать из выплаты. Платить его «сверху» из своих денег (увеличивая расходы компании) нельзя. Это противоречит логике налогового агентирования.
  • Перед тем как удерживать налог на прибыль, убедитесь, что доход действительно является доходом от источников в РФ (проверьте критерии взаимозависимости и место оказания услуг).
Бухгалтерия.ру Источник материала
76 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий