11122213
Если гражданин, не зарегистрировавшись в качестве ИП, самостоятельно осуществляет на свой риск деятельность, направленную на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, его можно привлечь к налоговой, административной и даже уголовной ответственности.
Предпринимательской является самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг (ст. 2 ГК РФ).
Индивидуальными предпринимателями (ИП) являются граждане, зарегистрированные в установленном порядке и осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, главы крестьянских (фермерских) хозяйств (п. 2 ст. 11 НК РФ).
О том, что гражданин ведет предпринимательскую деятельность, «говорит» направленность его действий на систематическое получение прибыли. Это проявляется в активных действиях: вовлечении соответствующих ресурсов (оборудования, рабочей силы, технологии, сырья, материалов, энергии, информационных ресурсов и т.д.), нацеленности затрат на получение положительного финансового результата (определение ВС РФ от 06.03.2018 № 308-КГ17-14457 по делу № А53-18839/2016).
Если вы продан старый диван на «Авито» — это личное дело каждого. Но если гражданин постоянно закупает товары, ведете учет сделок, имеете базу постоянных клиентов и активно рекламируете свои услуги в соцсетях, для проверяющих органов это очевидный бизнес.
При этом отсутствие прибыли не влияет на квалификацию. Извлечение прибыли является целью предпринимательской деятельности, а не ее обязательным результатом.
Разовые случаи продажи товаров (работ, услуг) лицом, не зарегистрированном в качестве ИП не образуют состав административного правонарушения, при условии, что количество товара, его ассортимент, объемы и другие обстоятельства не свидетельствуют о том, что деятельность была направлена на систематическое получение прибыли.
Ранее по теме:
Можно ли продавать свой урожай без налогов
Доход от аренды жилья: какой налог выгоднее платить
Передавать в аренду нежилое помещение без регистрации ИП запрещено
Предпринимательская деятельность может заключаться не только в использовании гражданином результатов труда, но и в использовании принадлежащего ему имущества для такой деятельности. Хотя владение, пользование, а также распоряжение имуществом не рассматривается само по себе в качестве признака предпринимательской деятельности, а рассматривается как осуществление правомочий собственника.
Но КС РФ также указывал, что имущество физического лица юридически не разграничено на имущество, используемое в предпринимательской деятельности и используемое в личных целях.
ФНС РФ в письме от 07.05.2019 № СА-4-7/8614@ привела общие признаки предпринимательской деятельности, в частности:
Ранее Минфин РФ в письме от 07.11.2006 № 03-01-11/4/82 и ФНС РФ от 08.02.2013 № ЕД-3-3/412@ разъяснили, что о наличии в действиях гражданина признаков предпринимательской деятельности могут свидетельствовать, в частности, такие факты:
Доказательствами, подтверждающими факт занятия деятельностью, направленной на систематическое получение прибыли, в частности, могут быть:
Суды и налоговая оценивают совокупность факторов. Если сделки повторяются чаще двух раз в год, если гражданин сам организует процесс, ищет клиентов с целью постоянного заработка, а не избавление от ненужных вещей, он фактически являетесь предпринимателем.
За осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации в качестве ИП согласно ч. 1 ст. 14.1 КОАП РФ взыскивается административный штраф в размере от 500 до 2000 рублей.
Статья 11 НК РФ также ставит знак равенства между зарегистрированным и незарегистрированным предпринимателем. Фактическому предпринимателю может грозить ответственность, предусмотренная ст. 116 НК РФ, а именно:
Согласно пп. 7 п. 1 ст. 31 НК РФ налоговые органы вправе доначислить налог расчетным путем, т.е. на основании имеющейся информации либо данных об аналогичных налогоплательщиках.
Больше по теме:
ИП после утраты статуса обязан отчитаться по НДС
Избежать уплаты налогов через закрытие-открытие ИП не удастся
