111222
Налоговый орган в ходе проведения камеральной проверки общества по НДПИ направил налогоплательщику требования о представлении документов. Указанными требованиями обществу предложено представить пакет документов, среди которых – копии форм государственной статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп, № 71-тп. Общество решило, что требования инспекции о представлении форм статотчетности были необоснованными и не соответствовали законодательству, поэтому оно обратилось в суд.
Общество ссылается на нормы Налогового кодекса, в частности на статьи 88 и 93, в которых сказано, что налоговый орган вправе истребовать у налогоплательщика первичные и иные документы, подтверждающие изменение сведений в соответствующих показателях налоговой декларации (расчета), и аналитические регистры налогового учета, на основании которых сформированы указанные показатели до и после их изменений.
Налогоплательщик полагает, что в нарушение этих норм налоговая инспекция запросила документы (формы статотчетности), не связанные с исчислением и уплатой налогов.
Инспекция, также ссылаясь на Налоговый кодекс, подтверждает свое право истребовать у налогоплательщика необходимые для проверки документы (ст. 93 НК РФ), при этом указывает, что оспариваемые запрошенные документы (формы статистической отчетности № 2-ЛС, № 5-гр, № 70-тп и № 71-тп) являются основаниями для начисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых.
Суд рассмотрел направленные обществу требования о представлении документов. Указанными требованиями у общества запрашивались следующие документы:
Судами правильно указано, что налоговый орган при проведении проверки вправе затребовать у налогоплательщика документы, связанные с порядком исчисления и уплаты налога на добычу полезных ископаемых; к таким, например, относится технический проект разработки месторождения полезного ископаемого. Также, с учетом положений налогового законодательства, является правомерным истребование инспекцией календарного плана развития горных работ как документа, имеющего значение для принятия решения об обоснованности отнесения фактических потерь к нормативным и применения в отношении фактических потерь ставки 0%.
А стандарты качества на добытое полезное ископаемое подтверждают данные, отраженные по строке 010 раздела 2 налоговой декларации.
Судами установлено, что формы статотчетности не содержат сведений, которые налоговый орган мог бы использовать непосредственно для проверки данных налоговых деклараций общества за спорные налоговые периоды. Кроме того, государственная статистическая отчетность является годовой и представляется в специально уполномоченные органы, осуществляющие государственное регулирование в соответствующей сфере, в то время как налоговым периодом по НДПИ признается календарный месяц (ст. 341 НК РФ). Таким образом, для установления налоговым органом факта полного и своевременного исчисления обществом НДПИ необходимо наличие документации, содержащей информацию о выручке от реализации добытого полезного ископаемого, о количестве реализованного добытого полезного ископаемого, о фактических потерях полезного ископаемого, о сумме расходов по отгрузке и траспортировке потребителю, уменьшающих налогооблагаемую базу по НДПИ.
Судьи также указали, что в постановлении Правительства РФ от 29 декабря 2001 года № 921 «Об утверждении правил утверждения нормативов потерь полезных ископаемых при добыче, технологически связанных с принятой схемой и технологией разработки месторождения» не содержится требований к налогоплательщику о представлении форм государственной статистической отчетности.
Полномочия налогового органа по осуществлению налогового контроля при проведении камеральной налоговой проверки ограничены положениями статьи 88 Налогового кодекса. Данное ограничение касается как объема подлежащих проверке документов, так и возможных источников получения необходимой информации или документов (определение Верховного Суда РФ от 30 сентября 2014 г. № 310-КГ14-2017).
ИФНС имела право истребовать технический проект разработки месторождения и календарный план развития горных работ, а также стандарты качества на добытое ископаемое, так как эти документы связаны с исчислением и уплатой налога. А вот в формах статотчетности нет сведений, которые можно использовать непосредственно для проверки деклараций. Таким образом, суд признал незаконными действия налогового органа по истребованию спорных документов и уточнил, что налоговым законодательством не предусмотрена обязанность налогоплательщика представлять налоговому органу формы государственной статистической отчетности.
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Сколько должен длиться перерыв на обед при 12-часовой смене
Как определять выручку, если исполнитель не подписывает акт сдачи-приемки работ?
Как исчислять страховые взносы при реорганизации в форме присоединения
Проводки по корректировке в учете расхождений по ЕНС
Осенью 2024 года начнется эксперимент по маркировке автомобильных масел
Самые выгодные месяцы для отпуска в 2024 году
Как заполнить декларацию по УСН, если вы применяете пониженные ставки налога
Как на УСН учитывать вознаграждение маркетплейса
Подать уведомление о контролируемых сделках за 2023 год необходимо до 20 мая 2024 года
Ключевые аспекты выбора системы КЭДО для оптимизации бизнес-процессов
Комментарии (0)
Оставить комментарий