111222
Представители Конституционного Суда не согласились с парламентариями. Вывод такой. Сбор с большегрузов предназначен для восстановления общего состояния автомобильных дорог, он имеет целевую направленность и экономическое основание.
В России за проезд по федеральным трассам для грузовых автомобилей массой от 12 тонн 15 ноября 2015 года ввели отдельную плату (Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 68-ФЗ «О внесении изменений в Бюджетный кодекс РФ и отдельные законодательные акты РФ»).
Порядок взимания платы определяется постановлением Правительства РФ от 14 июня 2013 года № 504.
За счет этих средств власти решили частично возместить ущерб, который большегрузы наносят дорожному полотну. Владельцы грузовиков регистрируют их в специально созданной системе «Платон», устанавливают специальное бортовое устройство или оформляют маршрутную карту перед выходом в рейс. За несоблюдение этих правил власти установили административную ответственность (ст. 12.21.3 КоАП РФ).
Группа депутатов Госдумы, обратившаяся с жалобой в КС, настаивала на том, что введенная плата не отвечает требованиям справедливости, соразмерности и экономической обоснованности. Кроме того, по своей сути она является налогом и должна вводиться федеральным законом, а не постановлением правительства. Закрепление административной ответственности за неуплату, по словам депутатов, в нарушение Конституции устанавливается актом исполнительной власти. Депутаты уверены, что подобные санкции будут мешать свободному перемещению товаров по территории страны.
КС решил, что система «Платон» конституционна и разработана на основе успешного опыта зарубежных стран. Установление для водителей большегрузов обязанности по уплате денежных средств направлено на достижение конституционно значимой цели. Саму плату судьи КС квалифицировали как обязательный индивидуальный возмездный публичный платеж неналогового характера. Он введен исключительно как компенсационная мера за использование дорог (постановление от 31 мая 2016 г. № 14-П/2016).
В КС подчеркнули, что не допускаются: повышение установленной платы помимо ее индексации, без указания на такую возможность в федеральном законе и внезапное изменение или отмена действующих в настоящее время понижающих коэффициентов. Положения, которые наделяют оператора системы «Платон» нормотворческими полномочиями, КС признал противоречащими Конституции РФ и обязал правительство устранить их до 15 ноября 2016 года.
Суд отметил и то, что административный штраф за нарушения правил системы «Платон» не может налагаться при отсутствии вины владельца большегруза. Он, в свою очередь, может доказать, что формальные признаки правонарушения образовались не по его вине.
Представитель Совета Федерации Петр Кучеренко поддержал вывод КС и подчеркнул, что платеж для водителей большегрузов отвечает признаку возмездности и не является налогом.
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Журналы для бухгалтера и предпринимателя >>
Если в поручении указан неправильный счет УФК
Копейки в расчетах: округлять или нет?
Вступает в силу в мае 2024 года: обзор для бухгалтера и директора
По какому региону определять размер зарплаты для льготы по НДС
Почему в балансе за 2024 год не придется заполнять строку 1120?
Продавец и грузоотправитель – разные лица: чьи данные вписывать в транспортную накладную?
В каком случае расходы на покупку земли остаются неучтенными
Комментарии (0)
Оставить комментарий