111222
Многие торговые компании, если не все, стараются привлечь новых клиентов и удержать старых, предоставляя им через своих дистрибьюторов различные скидки или бонусы. А чтобы фирмы, предоставляющие своим дистрибьюторам нестандартные условия реализации, не беспокоились о том, как задуманный ими «аттракцион невиданной щедрости» будет расценен налоговыми инспекторами, необходимо с самого начала позаботиться о грамотном оформлении всех операций.
Итак, изначально саму возможность предоставления покупателям бонусов необходимо закрепить в учетной политике предприятия. Нужно четко прописать, в каких случаях, в каких видах и в каких размерах предоставляются скидки. Не забудьте указать, с какой целью ваша организация собирается предоставлять клиентам льготы, например, для продвижения товаров на рынке, наращивания клиентской базы и пр. Затем все эти положения о скидках должны быть отражены во внутренних документах компании, например, в прайс-листах.
Все озвученное выше – очень хорошо и будет крайне полезно, но этого не всегда достаточно. Теперь «бонусные условия» необходимо зафиксировать в договоре. Ведь бонус или скидка – это, по сути, уменьшение ранее заявленной цены товара. А изменение стоимости после заключения контракта опускается в случаях и на условиях, предусмотренных тем же договором или допсоглашениями к нему (п. 2 ст. 424 ГК РФ).
Обратите внимание
Если скидки не предусмотрены в договорах с контрагентами, а закреплены в дополнительных соглашениях, они являются невыгодными для поставщика, а значит – экономически неоправданными, и не могут быть отнесены на уменьшение прибыли в целях налогообложения.
«В качестве примера можно рассмотреть отношения в рамках дистрибьюторского договора, – комментирует Татьяна Артамонова, руководитель отдела продаж подмосковной компании, занимающейся продажей стройматериалов. – Дистрибьютор – это фирма, работающая на условиях договора, согласно которому она должна выполнять ряд определенных требований при организации сбыта товаров партнера-поставщика. Так вот, в таких соглашениях часто закрепляется правило, согласно которому за повышение объема закупок предусматривают вознаграждение – скидку с цены единицы товара. Кроме того, скидка может быть предусмотрена и в том случае, если распространитель приобретает покупателем полный ассортимент продукции. В то же время в договоре может быть предусмотрено и условие уменьшения уже предоставленной скидки. Например, таким образом может быть выражена ответственность за нарушение какого-то условия соглашения».
В любом случае, в договоре должен быть четко сформулирован и предусмотрен порядок и условия предоставления скидки, ведь покупатель получает бонус не просто так, а за выполнение установленных правил сделки, например, за приобретение полного ассортимента товара поставщика, а также при условии достижения покупателем определенного объема закупок или если покупатель оплачивает товар раньше срока, указанного в соглашении. В противном случае фирма-продавец рискует получить не прибыль от работы дистрибьюторов, а проблемы – в том числе налоговые. Именно в такую ситуацию совсем недавно попала одна фармацевтическая компания, легкомысленно отнесшаяся к вопросу оформления предоставляемых покупателям скидок.
Коммерческая фирма, занимающаяся, как уже было сказано, поставкой фармацевтических товаров, предоставляла компаниям-дистрибьюторам бонусы, расходы на которые указывала как внереализационные для целей налогообложения прибыли. Так продолжалось вплоть до очередной выездной проверки. Лишь узнав о столь щедром предоставлении бонусов, налоговики сразу попросили предъявить им все документы: договоры, дополнительные соглашения к ним, акты на предоставление вышеуказанных скидок, подписанные представителями организаций, подтверждающие правомерность предоставления скидок и включения их в расходы для целей налогообложения прибыли.
После изучения всех интересовавших бумаг инспекторы обнаружили солидную недоимку налога на прибыль. За это предприятию было предписано доплатить налог и перечислить пени за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности.
Коммерсанты с таким решением не согласились и отправили обращение в вышестоящую налоговую инстанцию, впрочем, этот маневр никаких результатов не принес. Тогда бизнесмены обратились в арбитраж с заявлением о признании решения ИФНС о доплате налога на прибыль и перечислении соответствующих пеней недействительным.
Обратите внимание
Впервые скидки, вернее распродажи, начали проводить европейские торговцы в конце XVIII века. Вызвано появление товара по сниженной цене было тем, что продукция начала производиться в массовом объеме, что повлекло за собой появление остатков товара.
Суд первой инстанции поддержал требование компании (Решение Арбитражного суда г. Москвы от 29 апреля 2014 г. по делу № А40- 13473/14). А вот апелляция посмотрела на ситуацию по-иному. Оценив предоставленные им договоры купли-продажи и допсоглашения к ним применительно к статьям 252, 265, 11 НК РФ и с учетом норм гражданского законодательства об условиях договора поставки, апелляционные арбитры установили, что условия предоставления скидок в них попросту отсутствуют! В перечисленных документах нет ни слова о предоставлении дистрибьюторам бонусов. Скидки отражены лишь в актах, которые оформлялись уже после передачи товаров покупателям. И даже в них бонусы прописывались просто как факт, в отсутствие каких-либо формул расчета и обоснований предоставления. В такой ситуации весь экономический смысл скидки неминуемо исчезает, поскольку организация-продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом не обосновано сокращение дохода от реализации для целей исчисления налога на прибыль. Другими словами, требования налоговиков об уплате недоимки и пеней абсолютно законны – решили арбитры (Постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 2 сентября 2014 г. по делу № А40-13473/14).
Новая жалоба – на этот раз кассационная – продвинула спор дальше. Но тут бизнесменов постигла неудача. Поддерживая позицию своих коллег из апелляции, судьи кассационной инстанции тоже решили, что доводы инспекции о неправомерном включении в состав внереализационных расходов скидок, предоставленных организациям-покупателям, являются законными. Служители Фемиды указали, что, согласно пункту 1 статьи 11 НК РФ, институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства России, используемые в данном своде законов, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено НК. Согласно пункту 4 статьи 421 ГК РФ, условиями договора поставки может быть предусмотрено получение покупателем скидки, бонуса или премии за выполнение некоторых условий, например, достижение определенного объема покупки за установленный в договоре срок, не изменяющей цену поставляемого товара.
Далее, в соответствии с подпунктом 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ в составе внереализационных расходов учитываются расходы в виде скидки, предоставленной продавцом согласно определенным условиям контракта, в частности – объема закупок. Однако внереализационные расходы признаются для целей налогообложения прибыли только в том случае, если они будут признаны обоснованными. Здесь судьи напомнили, что под обоснованными тратами понимаются экономически оправданные затраты, оценка которых выражена в денежной форме и которые произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. А под документально подтвержденными расходами понимаются, в частности, затраты, подтвержденные документами, оформленными в соответствии с законодательством.
Условие договора
Пункт в контракте о дистрибьюторских скидках можно сформулировать, например, так:
«...
7. Скидки.
7.1. При приобретении Товара в количестве более 200 (Двухсот) наименований в течение 1 (Одного) календарного месяца, размер предоставляемой Дистрибьютору скидки от цены, указанной в соответствующей Спецификации, составляет 10% (Десять процентов);
7.2. При приобретении и последующей реализации Товара в количестве от 130 (Ста тридцати) наименований до 160 (Ста шестидесяти) наименований в течение 1 (Одного) календарного месяца, размер предоставляемой Дистрибьютору скидки от цены, указанной в соответствующей Спецификации, составляет 12% (Двенадцать процентов).
7.3. По итогам каждого месяца Стороны оформляют акт сверки взаимных расчетов. Проект акта в двух экземплярах оформляет Дистрибьютор и передает его Поставщику до 15-го (Пятнадцатого) числа месяца, следующего за расчетным, Поставщик подписывает его и возвращает Дистрибьютору один экземпляр в течение 5 (Пяти) рабочих дней с момента получения проекта акта.
...»
В данном же случае в договорах купли-продажи, заключенных с дистрибьюторами, как, впрочем, и в допсоглашениях к ним, условия предоставления скидки отсутствовали с самого начала. Другими словами, скидки между продавцом и дистрибьюторами предусмотрены не были. Более того, в представленных фирмой-поставщиком актах, датированных позже даты фактической поставки товаров, также отсутствуют какие-либо определенные условия, за выполнение которых дистрибьюторам могли бы быть предоставлены бонусы. В материалах дела имеются только акты, в которых сумма скидки указана просто как факт, без всяких обоснований, пояснений, условий и алгоритмов ее расчета. Но это, по мнению арбитров, делает невозможным определить правильность расчета скидки.
Далее служители Фемиды обратили внимание на то, что в нескольких из представленных актов основанием для представления скидок являлось возникновение курсовых потерь у покупателя, произошедших из-за падения рубля. Таким образом, бонусы предоставлялись дистрибьюторам без выполнения ими каких-либо условий договора. И, как уже было отмечено выше, по закону условия предоставления скидки должны быть в обязательном порядке согласованы и подписаны сторонами сделки до наступления факта поставки (иначе теряется ее экономический смысл, т. к. продавец предоставляет скидку без выполнения каких-либо предусмотренных договором условий, при этом необоснованно уменьшая свой доход от реализации для целей исчисления налога на прибыль).
Подводя итог, арбитры заметили, что спорные бонусы не являются экономически обоснованными, а отсутствие расчета их размера свидетельствует о том, что эти расходы не подтверждены документально. Поэтому, в нарушение пункта 1 статьи 252, подпункта 19.1 пункта 1 статьи 265 НК РФ, а также пункта 4 статьи 421 ГК РФ, проверенное ревизорами предприятие-продавец неправомерно включило бонусы в состав внереализационных расходов (Постановление АС Московского округа от 28 ноября 2014 г. по делу № А40-13473/14).
Анна Мишина, для журнала «Расчет»
Помогайте вашему бизнесу развиваться
Бесценный опыт решения актуальных задач, ответы на сложные вопросы, специально отобранная свежая информация в прессе для бухгалтеров и управленцев. Выберите из нашего каталога >>
Бухгалтерский учет: скидки и бонусы.
Продавец и грузоотправитель – разные лица: чьи данные вписывать в транспортную накладную?
Что считается обособленным подразделением и как рассчитать его долю прибыли
Кому нужно подтверждать аккредитацию ИТ-компании в 2024 году
КС РФ о налоговом вычете гражданам, занимающимся предпринимательством без регистрации ИП
Компания продает директору автомобиль по заниженной цене: последствия?
Комментарии (0)
Оставить комментарий