Идеология риск-ориентированного подхода к организации и осуществлению государственного контроля (надзора) заключается в том, что выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения контрольных мероприятий определяется отнесением деятельности юридического лица, индивидуального предпринимателя и (или) используемых ими при осуществлении такой деятельности производственных объектов к определенной категории риска либо определенному классу (категории) опасности. Об этом говорится в письме ФНС России от 26 января 2017 года № ЕД-4-15/1281@.
Основополагающими документами являются Федеральный закон от 13 июля 2015 года № 246-ФЗ и Постановление Правительства РФ от 17 августа 2016 года № 806.
Применение данного подхода направлено:
Во исполнение принципа риск-ориентированного подхода при осуществлении проверок по НДС будет учитываться, использует ли налогоплательщик в своей производственной деятельности типовые договоры, которые нет необходимости предоставлять, а нужно будет только указывать на факт использования.
Послабление получат те налогоплательщики, которые не нарушают налоговое законодательство. Исследовать будет не облагаемые НДС операции, осуществляемые регулярно и длящиеся продолжительное время.
А на основании того, что вместо полного объема подтверждающих документов налогоплательщики должны на начальном этапе предоставлять только перечень льготируемых операций, налоговики перейдут от сплошного к выборочному контролю.
ФНС РФ выпустила «методические рекомендации» для своих территориальных органов о применении риск-ориентированного подхода при проведении камеральных проверок деклараций по НДС. Но не всех, а в которых отражены операции, не подлежащие налогообложению в соответствии с пунктами 2 и 3 статьи 149 НК РФ, и в которых заявлены льготы по налогу, определяемые с учетом пункта 1 статьи 56 НК РФ и пункта 14 Постановления Пленума ВАС РФ от 30 мая 2014 года № 33.
То есть имеется в виду, что применение освобождения от НДС сопряжено с высокой степенью риска недоплаты налога в бюджет. Уровень налогового риска присваивается информационной системой АСК «НДС-2» с учетом результатов предыдущих камеральных проверок налоговых деклараций.
По каждому коду операций, по которому налогоплательщик применил налоговые льготы, инспекция на основании статьи 93 НК РФ будет требовать пояснения. Но в целях сокращения объема предоставляемых документов разработан специальный реестр.
Но и на этом применение риск-ориентированного подхода не заканчивается.
На основании информации, содержащейся в представленном реестре, налоговый орган будет истребовать документы, подтверждающие обоснованность применения налоговых льгот.
Объем таких документов определяется для каждого кода операции в соответствии с установленным алгоритмом. Истребовать будут не менее 50% установленных документов – по самым крупным суммам льготируемых операций.
Если налогоплательщик не представил реестр или не использовал его рекомендуемую форму, то при истребовании документов риск-ориентированный подход не применяется. Налогоплательщик должен будет представлять документы по всем операциям в полном объеме. То же и в случае, если у налогового органа есть информация о возможном неправомерном применении льготы по отдельным операциям.
Читайте также «Переходный период по НДС: 2018 – 2019 год»
Программа «АСК НДС 2» сверяет между собой декларации по НДС и отдельно каждый счет-фактуру. Она обнаружит нестыковку, когда покупатель заявил вычет, а у его контрагента в декларации нет записи по этому счету-фактуре. Так бывает, если поставщик не отчитался по НДС.
Другой вариант – когда искажены сразу несколько показателей счета-фактуры, и программа его не нашла. Очень распространенная ошибка — это неверный код вида операции. В этом случае расхождения выявят у обеих сторон сделки.
Еще одна массовая ошибка — неверный ИНН, когда программа не может найти пару счету-фактуре.
Конечно, не нужно допускать расхождений в данных счетов-фактур, например в стоимости или сумме НДС.
Читайте также «Декларация по НДС: что нового?»