От обложения НДС освобождается передача товаров в рекламных целях, если расходы на приобретение единицы такого товара не превысили 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса).
Реклама – это информация, которая:
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации.
В свою очередь объектом рекламирования, в том числе, могут быть товары.
Передачу товаров в целях НДС относят к реализации.
Однако, реализация товаров подразумевает получение экономической выгоды от заключенной сделки, в то время как приобретение товара для собственных нужд не преследует данной цели.
Суд первой инстанции, решив дело в пользу организации, пришел к выводу, что в данном случае имело место приобретение продукции для собственных нужд, без намерения в дальнейшем заключить сделку по ее реализации и получить от этой передачи финансовый результат.
Затраты на приобретение рекламной продукции, по мнению суда, были правомерно включены в расходы по налогу на прибыль организаций (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса), а сама передаваемая в рекламных целях продукция или товар не являлась доходом в целях исчисления налога на прибыль.
Следовательно, по мнению суда, законодатель различает безвозмездную передачу товара, которая подлежит налогообложению НДС и передачу товара в рекламных целях, которая НДС не облагается.
Ведь в таком случае отсутствует сам объект налогообложения по причине отнесение стоимости приобретенных товаров на расходы по налогу на прибыль организаций.
Это исключает квалификацию такого приобретения и дальнейшую передачу для распространения в рекламных целях как реализацию товаров.
Ранее по теме:
Пандемия - на время, реклама – навсегда
Право на «рекламный» НДС-вычет не зависит от способа распространения
Суд кассационной инстанции решил дело иначе, признав необоснованными выводы судов нижестоящей инстанции.
По его мнению, ошибкой организации было включение расходов на рекламную продукцию в себестоимость произведенной алкогольной продукции, поскольку это не увеличило стоимость товара при его поставке покупателю.
Следовательно, в таком случае имела место безвозмездная передача товара, а не реклама.
Безвозмездная передача в целях НДС относится к реализации.
При этом судьи напомнили точку зрения Пленума ВАС РФ по данному вопросу (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).
Эта позиция выражалась в том, что когда рекламная или сувенирная продукция передается в дополнение к основному товару без взимания отдельной платы, то это квалифицируется как безвозмездная передача, при условии, что организация не сможет доказать, что передаются не товары, а именно рекламные материалы.
В данном случае приобретенные карты, бокалы, фужеры обладали потребительской ценностью для получателя, имели рыночную стоимость и могли быть реализованы на рынке.
То есть в понимании, изложенном в Налоговом кодексе, они были товарами.
Поэтому судьи согласились с налоговиками, что доначисление НДС и налога на прибыль было в таком случае правомерным (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2020 № Ф10-3229/2020).
Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»