Путевой лист при перевозках для внутренних целей организации

Путевой лист при перевозках для внутренних целей организации

Пункт 2.1.1 правил дорожного движения (утв. постановлением Правительства РФ от 23.10.1993 № 1090) обязывает водителя иметь путевой лист в установленных случаях. Водитель должен передавать его для проверки сотрудникам полиции и работникам Ространснадзора.

Управление автомобилем водителем, не имеющим при себе путевого листа в случаях, предусмотренных законодательством, влечет предупреждение или наложение административного штрафа в размере 500 рублей (п. 2 ст. 12.3 КоАП РФ). Штраф взыскивается с водителя, поэтому в наличии путевого листа он заинтересован непосредственно. Выясним, когда без этого документа можно обойтись.

Перевозки договорные и внутрифирменные

Компания может осуществлять перевозку грузов, пассажиров и багажа на основании договора перевозки. За нее взимается провозная плата (ст. 784 и 790 ГК РФ). Условия возмездных (коммерческих) перевозок, связанных с оказанием услуг, регулирует Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта».

Закон 259-ФЗ (п. 14 ст. 2) определяет путевой лист как документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства и водителя. Без оформления путевого листа на автомобиль осуществлять коммерческие перевозки запрещено (ст. 6 Закона 259-ФЗ). Обязательные реквизиты и порядок заполнения путевых листов утверждены приказом Минтранса России от 18.09.2008 № 152. Так что в сфере коммерческих перевозок неясностей с путевыми листами не имеется. Однако названный приказ – сугубо подзаконный акт. На некоммерческие перевозки его требования не распространяются.

При некоммерческих перевозках компании перевозят грузы для внутренних целей, в обеспечение собственных надобностей. Такие перевозки - не более чем составная часть производственного процесса. Какую роль в них играют путевые листы?

В поисках источника норм

Вместе с тем на территории Российской Федерации продолжают действовать общие правила перевозок грузов автомобильным транспортом, утвержденные Минавтотрансом РСФСР 30.07.1971, а также инструкция Минфина СССР № 156, Госбанка СССР № 30, ЦСУ СССР N 354/7, Минавтотранса РСФСР № 10/998 от 30.11.1983 «О порядке расчетов за перевозки грузов автомобильным транспортом». Основание – статья 4 Закона РСФСР от 24.10.1990 № 263-1 «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР» (с учетом Закона РСФСР от 25.12.1991 № 2094-1 «Об изменении наименования государства Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика»).

Названные документы предусматривают обязанность оформления путевых листов при перевозке грузов только для автотранспортных предприятий или организаций. Указанная категория экономических субъектов была определена в пункте 2 Устава автомобильного транспорта РСФСР (утв. постановлением Совмина РСФСР от 08.01.1969 № 12), ныне недействующего. Это предприятия, организации и учреждения, имеющие автомобили, при осуществлении перевозок грузов для других предприятий, организаций и учреждений. Как видно, речь о том же самом круге лиц, на который распространяется Закон 259-ФЗ. Предписаний об оформлении путевого листа для иных имеющих автомобили предприятий, организаций, учреждений, в том числе перевозящих людей, мы не обнаружим.

Нашу позицию подтверждает решение Ленинградского областного суда от 09.04.2013 № 7-161/2013. В нем рассмотрен спор о необходимости путевого листа в случае перевозки пассажира на автомобиле, принадлежащем компании. В ходе разбирательства выяснилось, что пассажир был работником этой же компании. Поэтому оштрафовать водителя не удалось.


Основания для проверки документов

(п. 82, 83 административного регламента, утв. приказом МВД России от 02.03.2009 № 185)

Основаниями для проверки сотрудниками Госавтоинспекции документов, необходимых для участия в дорожном движении, за исключением документов на перевозимый груз, являются:

  • выявление нарушения правил дорожного движения;
  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
  • осуществление контрольных мероприятий на стационарном посту ДПС.

Основаниями для проверки документов на перевозимый груз являются ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий.


Основаниями для проверки документов, удостоверяющих личность пассажиров, являются:

  • ориентировки, указания в соответствии с целями проведения специальных мероприятий;
  • подозрение к причастности указанных лиц к совершению преступления;
  • необходимость возбуждения дела об административном правонарушении.


Предрейсовый медосмотр при некоммерческих перевозках

Получается, что на некоммерческие перевозки путевой лист оформляется по решению руководства компании.

Спрашивается – а где же тогда регистрировать прохождение водителем обязательных предрейсовых медицинских осмотров (п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения»)? Ведь на основании пункта 4 инструкции о проведении предрейсовых медицинских осмотров водителей автотранспортных средств (утв. приказом Минздрава СССР от 29.09.1989 № 555) после осмотра на путевом листе проставляется штамп «допущен к рейсу» и подпись медицинского работника.

Тут нужно исходить из того, что документ Минздрава не может вынудить компанию к составлению путевого листа. Штамп проставляется в путевом листе при наличии государственной обязанности его применять. А в отсутствие путевых листов данные медосмотра водителей можно заносить в специальный журнал, хранящийся в компании. Его форма рекомендована в пункте 5 Инструкции № 555.

Навигационные технологии

Очевидно, в коммерческих перевозках провозная плата зависит от протяженности маршрута. Поэтому путевой лист обеспечивает соблюдение интересов заказчика перевозки.

При некоммерческих перевозках бухгалтер может вести учет работы автомобиля и водителя любыми способами, обеспечивающими достоверность соответствующих данных. Минфин России письмом от 16.06.2011 № 03-03-06/1/354 разъяснил, что определить пройденный автомобилем путь можно на основании данных приборов учета и контроля за перемещением транспортных средств с использованием системы спутниковой навигации ГЛОНАСС.

Как защититься от штрафов на дороге

Мы выяснили: если автомобиль перевозит груз для внутренних целей или осуществляет доставку сотрудников, путевой лист не требуется. Но как убедить в этом сотрудников Госавтоинспекции?

В случае перевозки груза на основании договора водитель обязан иметь транспортную накладную (п. 3 ст. 8 Закона 259-ФЗ). А компании, осуществляющие перевозки грузов для нужд своего производства, обязаны оформлять товарно-транспортные накладные (п. 2 Инструкции Минфина СССР № 156). Таким образом, статус перевозки явствует из наименования товарно-сопроводительного документа, а главное – из его содержания.


На заметку

Недостатки оформления путевого листа состава административного правонарушения не образуют.


Если ваш автомобиль перевозит людей, то статус работников подтвердят их служебные удостоверения или список, имеющийся у водителя. Ну а если за директором закреплены автомобиль и персональный водитель – снабдите водителя копией приказа о назначении директора.

И последнее: требовать путевой лист на автомобиль без груза и без пассажиров у сотрудников ГИБДД оснований не имеется.


Елена Диркова, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»


Ищете решение Вашей ситуации?

«Практическая бухгалтерия» - бухгалтерский журнал, который упростит Вашу работу и поможет вести бухгалтерию без ошибок. Издание доступно еще и в электронном виде. Получите полный доступ ко всем материалам >>



Если у Вас есть вопрос - задайте его здесь >>


Читайте также по теме:

Служебная поездка: как заполнять путевой лист?

Порядок оформления новой транспортной накладной

Оформляем транспортные документы (ТН, ТТН, ТОРГ-12)