Одним из важнейших экономических показателей стабильности в стране является уровень безработицы и численность экономически активного населения. На протяжении последних лет наблюдается положительная динамика. Уровень безработицы постепенно снижается. Тем не менее, в разных регионах РФ ситуация выглядит по-разному. Моногорода испытывают переизбыток в трудовых ресурсах, так как крупные предприятия не могут предоставить всем желающим работу. Для своевременного «выравнивания» ситуации в сфере трудоустройства населения и направлен данный закон.
В первую очередь, данный закон регламентирует создание информационно-аналитической системы Общероссийская база вакансий «Работа в России» (Далее – система). Система имеет распространение в интернете и затрагивает, прежде всего, граждан, имеющих доступ к всемирной сети. Федеральная государственная информационная система отвечает всем современным требованиям в сфере поиска вакансий и персонала. Информационный ресурс направлен на содействие трудоустройству гражданам РФ. Отметим, что подобные системы уже существуют, но не обладают государственным статусом.
Перечислим ключевую информацию, содержащуюся в системе:
Перед системой поставлены несколько задач. Основная задача состоит в сборе, хранении и обработке информации о возможностях трудоустройства. Кроме того, система должна отражать актуальную ситуацию с вакансиями у зарегистрированных работодателей. В связи с тем, что система имеет государственный статус, разработчики системы планируют предоставлять государственные и муниципальные услуги в электронном виде. Создание данной системы позволит повысить мобильность трудовых ресурсов.
Вторая часть представленного закона посвящена вопросам содействия со стороны государственных и муниципальных структур работодателям в привлечении трудовых ресурсов. Центральное место в этих вопросах отведено соглашению между субъектом РФ и работодателем, который принимает условия для участия в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов (Далее – соглашение). В законе определены критерии надежности работодателя. У работодателя должна отсутствовать просроченная задолженность по обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы РФ, а также задолженности по выплате заработной платы.
Соглашение обязано содержать следующие условия:
На основании заключенного соглашения и выполнения некоторых условий трудоустройства работодатель получает сертификат.
Важно
Сертификат является документом, который подтверждает участие работодателя в региональной программе повышения мобильности трудовых ресурсов. Кроме того, сертификат дает право на получение финансовой поддержки.
С каждым работником, привлеченным для трудоустройства из другого субъекта РФ в субъект РФ, включенный в перечень, работодатель обязан заключить трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор продолжительностью не менее трех лет. Перечень субъектов, участвующих в программе, будет утвержден Правительством РФ дополнительно.
Работники, сменившие место жительства, будут получать компенсацию из федерального и регионального бюджетов. Из федерального бюджета будет выплачиваться 150 тысяч рублей, а из регионального – 75 тысяч рублей. Эти средства должны будут пойти на устройство на новом месте жительства и бытовые нужды. Порядок предоставления финансовой поддержки, предусмотренной сертификатом, предполагает определенные условия. Прежде всего, требуется подтверждение сведений о поступивших за период не менее чем в течение трех месяцев страховых взносах в государственные внебюджетные фонды и копия трудового договора, заключенного работодателем с каждым из указанных работником.
В случае, когда работник желает расторгнуть свой трудовой договор по собственной инициативе до истечения трех лет, ему придется возместить работодателю средства в размере фактически предоставленных работнику мер поддержки, включая компенсации и иные выплаты. Порядок возврата денежных средств работником указывается в трудовом договоре. Работодатель, в свою очередь, возмещает субъекту РФ возвращенные уже работником средства, а также остаток средств финансовой поддержки, предусмотренных сертификатом для трудоустройства работника.
Таким образом, соглашение выступает предметом отношений между работодателем и субъектом, а сертификат – финансовой гарантией. В данном законе определены и ограничения для выдачи сертификата. Прежде всего, в отношении работодателя не может быть возбуждено производство по делу о банкротстве или запущенная процедура ликвидации организации. Субъект РФ самостоятельно устанавливает нормативным правовым актом порядок и критерии отбора работодателей.
В заключении стоит отметить, что данный закон позволит повысить уровень внутренней миграции населения. Каждый работодатель, участвующий в программе, сможет снизить затраты на поиск и обучение персонала. А для тех, кто не решался сменить место жительства из-за сложной ситуации на рынке труда, программа по трудоустройству в другие регионы позволит развивать профессиональные навыки и реализовать карьерные амбиции. В данном случае, внешним мигрантам отводится второстепенная роль и на них не будут распространяться условия закона.
Консультант по трудовым вопросам М.В. Акиньшин, для журнала «Нормативные акты для бухгалтера»
Сотрудник не выходит на работу: увольнение по Кодексу
Профессия бухгалтера: работа и зарплата