Оптимистические прогнозы подтверждались главным тезисом документа – выводы ИФНС о получении налогоплательщиками необоснованной налоговой выгоды не могут быть основаны исключительно на сборе формальной доказательственной базы в виде допросов руководителей контрагентов, заявивших о своей непричастности к деятельности организации, или на результатах почерковедческих экспертиз первичных документов по сделкам с контрагентами.
ФНС дала рекомендации налоговым инспекторам исследовать и доказывать недобросовестность действий самого налогоплательщика по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции спорным деловым партнером, но только первого звена. Более того, в качестве самостоятельного основания для доначислений налогоплательщику теперь не могут вменяться в вину признаки недобросовестности контрагентов второго и последующего звеньев в цепочке движения денежных средств по счетам в банках. С одной стороны, эта новость, безусловно, хорошая. Тем более, что продиктована она закономерной и отчасти вынужденной реакцией ФНС на результаты успешного досудебного обжалования ряда решений налоговых инспекций по итогам формально проведенных выездных налоговых проверок в 2016 году.
С другой стороны, если мы объективно оценим «курс на послабление», то возникает вопрос: как часто эти смягчения ФНС могут работать на практике? Правильно: только в единичных случаях, когда речь идет о редко встречающемся в российском бизнесе налогоплательщике, который нечаянно «нарвался» на фирму-«однодневку». Именно такие по-своему уникальные фирмы действительно получат шанс избежать доначислений по выездной проверке. Едва ли от этого пострадает бюджет и практика станет массовой: удельный вес подобного рода добросовестно заблуждающихся компаний настолько ничтожен в общей массе проводимых проверок, что ни о каком дефиците сбора налогов и речи быть не может. По сути, это был чисто символический жест государства, с помощью которого оно отказалось от своих неэффективных инструментов.
Сегодня ситуация кардинально меняется. Для большинства налогоплательщиков возможность избежать доначислений по итогам выездной проверки значительно сократилась, когда 19 августа 2017 года вступили в силу поправки в Налоговый кодекс, касающиеся правил проведения проверок (№ 163-ФЗ «О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса РФ»), а также с появлением совместно разработанного Следственным комитетом России и Федеральной налоговой службой письма от 13 июля 2017 года № ЕД-4-2/13650@. Новые правила налоговых проверок уже не оперируют напрямую ставшими всем привычными понятиями «должная осмотрительность», «деловая цель», «необоснованная налоговая выгода». «Презумпция добросовестности налогоплательщика» также канула в Лету.
Читайте также «Новые правила налоговых проверок с 19 августа 2017 года»
Новая статья 54.1 НК РФ, которая начала действовать 19 августа 2017 года, по умолчанию подозревает весь бизнес в потенциальном (и, по мнению налоговиков, незаконном) желании оптимизировать налоги и прямо предупреждает: «Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика».
Пункт 2 этой же статьи 54.1 НК РФ конкретизирует условия, при которых фирма на законных основаниях вправе уменьшить налоговую базу и сумму подлежащего уплате налога. Во-первых, если основной целью совершения сделки не являются неуплата или зачет суммы налога. А во-вторых, если обязательство по операции исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, или лицом, которому обязательство по исполнению сделки передано по договору или закону.
Ни одна фирма-«однодневка» или аффилированная компания не сможет соответствовать последнему условию, так как при налоговой проверке у такой фирмы не окажется ни соответствующих производственных ресурсов, ни работников – ничего того, что подтвердило бы реальную возможность исполнить такой фирмой условия взятых на себя обязательств. Это условие, с моей точки зрения, является ключевым. Оно показывает, куда смещаются ориентиры при проведении выездной проверки: исследование обстоятельств, условий и, главное, наличия реальных возможностей у спорного контрагента по исполнению договора.
Методические рекомендации из совместного письма СК и ФНС, о котором я упомянула выше, посвящены подробному анализу и сбору качественной доказательственной базы, подтверждающей фиктивность заключенных недобросовестными контрагентами сделок как с фирмами-«однодневками», так и с аффилированными юридическими лицами. Перед налоговиками поставлены конкретные задачи: «Изложение доказательств в акте налоговой проверки должно создавать устойчивое представление о том, что деяние налогоплательщика совершено не в результате тех или иных ошибок при ведении бухгалтерского или налогового учета, а в результате целенаправленных, осознанных действий налогоплательщика и его представителей» (пункт № 6 письма ФНС и СК от 13 июля 2017 г. № ЕД-4-2/13650@).
Обратите внимание
За 2017 год налоговики не ослабили, а, наоборот, усилили давление на бизнес в России. Они запаслись рядом законодательно закрепленных норм, методологий и инструментов, позволяющих значительно увеличить доходы, поступающие в бюджет по итогам налоговых проверок.
То есть фактически речь идет о сборе такой доказательственной базы противоправных действий компаний по неуплате налогов, которая бы безошибочно позволяла квалифицировать эти действия по пункту 3 статьи 122 НК РФ как умышленные. Именно понятие «умысла», более характерного для уголовного права, будет теперь активно использоваться и применительно к результатам налоговых проверок. При этом налоговикам предлагается «ориентироваться на стиль изложения, принятый при составлении обвинительных заключений в рамках уголовного процесса». Кроме того, налоговые органы могут активно привлекать к участию в выездных налоговых проверках сотрудников внутренних органов, а также проводить консультации с сотрудниками следственных органов в соответствии с заключенными соглашениями ФНС с МВД России и Следственным комитетом.
Таким образом, за 2017 год налоговики не ослабили, а наоборот, усилили давление на бизнес в России. Они запаслись рядом законодательно закрепленных норм, методологий и инструментов, позволяющих значительно увеличить доходы, поступающие в бюджет по итогам налоговых проверок. Поэтому в ближайшие несколько лет мы своими глазами увидим, как будет формироваться судебная практика по последним изменениям в НК РФ. А на данный момент налоговые инспекции получили от государства карт-бланш и будут трактовать все исключительно по своему усмотрению и действовать по максимуму. По этой причине бизнесу в России стоит позаботиться о своих интересах и ожидать от фискалов жестких и активных действий.