Поболеть и отдохнуть в командировке
16.10.2013 распечататьКомандировки – это образ жизни. Специалист может сменить место работы, но не вправе отказаться от поездок по распоряжению работодателя на определенный срок для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы (ст. 166 ТК РФ), если у него нет льгот.
Статья 57 ТК РФ не обязывает работодателей включать в трудовой договор условие о возможности направления работника в командировку. Поэтому мы смело отправим бригаду аудиторов в командировку в славный город Новороссийск на неделю для проведения промежуточной полугодовой проверки. Среди них – молодой помощник аудитора Куликов, которому директор подписал отпуск на неделю с 22 июля, который счастливчик собрался провести у моря. Где? Конечно же, в Новороссийске после окончания срока командировки.
Третье мороженое было лишним
На время командировки (15–19 июля) проверяющих разместили в гостинице, а в организацию доставляли на машине. Через три дня (18 июля) бывшего счастливчика Куликова прихватила ангина. Вызванный врач выдал листок нетрудоспособности на 6 дней, т.е. с 18 по 23 июля.
Бригада завершила свою работу и отбыла 19 июля в родной город, оставив Куликова для прохождения курса лечения. К слову сказать, обратный авиабилет для него был заказан на 28 июля (это отдельная история!).
23 июля больничный Куликову был закрыт с пожеланиями здоровья и успехов в работе.
Что теперь ожидает кошелек молодого аудитора, рабочий стаж которого начал отсчет весной этого года?
Статьи 167 и 168 Трудового кодекса гарантируют Куликову сохранение среднего заработка и возмещение расходов за время пребывания в командировке.
Согласно статье 183 ТК работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности за время болезни. Как быть, если эти периоды пересекаются? А в нашем случае болезнь подпортила не только работу, здоровье и настроение, но и желанный отпуск.
Как болеть в командировке
Начать надо с ответственности работника. Хотя Трудовой кодекс не обязывает работника сообщать о своей временной нетрудоспособности, не следует забывать, что существуют еще морально-этические нормы рабочих отношений. Посланная вовремя SMS-ка или звонок руководителю, или отделу кадров только поддержит репутацию сотрудника.
Об уважительной причине отсутствия Куликова во время проведения аудита директору сообщили его коллеги. До предъявления больничного в табеле у Куликова должна стоять отметка «НН» (невыходы).
Учтите: если работник не вылетел в командировку в связи с плохим самочувствием, о чем работодателя своевременно не уведомил, не пояснил также причин отказа вылетать в командировку своим коллегам, а листок нетрудоспособности получил лишь на следующий день, то признается законным и обоснованным увольнение сотрудника на основании подпункта «а» пункта 6 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Такое решение компании поддержал Санкт-Петербургский городской суд в Определении от 21 ноября 2012г. N 33-15901.
Кстати, действующий Порядок выдачи листков нетрудоспособности не требует разрешения главврача на выдачу больничного листа иногороднему гражданину. Новый бланк больничного листка таких строк даже не содержит.
Итак, что же насчитает бухгалтерия Куликову за период с 15 по 23 июля, из которого 3 рабочих дня – командировка, а остальные 6 календарных дней он проболел?
Допустим, что оклад начинающего аудитора 30 тыс. рублей. На работу он принят 1 апреля 2013г.
Средний заработок за 15–17 июля будет рассчитан согласно статье 139 ТК и пункта 9 Положения об особенностях порядка исчисления средней заработной платы, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 24 декабря 2007 г. № 922. А именно: средняя заработная плата производится исходя из фактически начисленной заработной платы и фактически отработанного времени за 12 календарных месяцев, предшествующих периоду, в течение которого за работником сохраняется средняя заработная плата.
Поскольку командировка – не отпуск и не компенсация (части 4, 5 ст. 139), за фактически отработанное время надо брать только рабочие дни.
Расчетный период у Куликова состоит из трех месяцев:
- за апрель начислено 30 тыс. рублей за 22 рабочих дня,
- за май начислено 30 тыс. рублей за 18 рабочих дней,
- за июнь начислено 30 тыс. рублей за 19 рабочих дней.
Средний дневной заработок будет равен (30 тыс. рублей х 3) / (22+18+19) = 1525,42 рублей. За 3 дня будет начислено 1525,42 рублей х 3 = 4576,26 рублей.
Общий порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности определен в статье 14 Федерального закона № 255-ФЗ от 29 декабря 2006 г. «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (ред. от 23 июля 2013г).
Но… У Куликова оказалось два НО, существенно влияющих на сумму больничного:
- отсутствие заработка в расчетный период 2011–2012гг., поэтому средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, принимается равным МРОТ(п.1.1 ч.1 ст.14), в 2013 г. – 5205 рублей;
- страховой стаж до 5 лет, поэтому уже по требованию пункта 3 части 1 статьи 7 исчисленное пособие уменьшится до 60%.
Правоту второго НО неоднократно подтверждала Федеральная служба по труду и занятости в лице знаменитого в узких кругах бухгалтеров Ивана Шкловца.
То, что страховой стаж Куликова менее шести месяцев, в нашем случае уже не играет никакой роли, и не придется применять часть 6 статьи 7, согласно которой пособие выплачивается в размере, не превышающим за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на день наступления страхового случая.
Итак, средний дневной заработок Куликова составит 5205 рублей х 24 мес./ 730 = 171,12 рублей; возьмем 60% от него – 171,12 х 60% = 102,67 рублей, и за 6 календарных дней набежит сумма 616,02 рублей.
Кстати, если бы Куликов работал на неполной ставке (а такое вполне возможно), то и эта сумма значительно уменьшится, будучи умноженной на коэффициент ставки.
Это утверждает пункт 1.1 части 1 статьи 14 ФЗ № 255 и Екатерина Бреева, заместитель начальника правового отдела Московского регионального отделения ФСС РФ на горячей линии в 2012 г.: «Пособие рассчитывается исходя из МРОТ, скорректированного на коэффициент неполного рабочего времени на день наступления страхового случая».
Поскольку Куликов заболел в период командировки, на него распространяется гарантия, указанная в пункте 25 Постановления от 13 октября 2008 г. № 749 «Положение об особенностях направления работников в служебные командировки», а именно: «Работнику в случае его временной нетрудоспособности, удостоверенной в установленном порядке, возмещаются расходы по найму жилого помещения, кроме случаев, когда командированный работник находится на стационарном лечении, и выплачиваются суточные в течение всего времени, пока он не имеет возможности по состоянию здоровья приступить к выполнению возложенного на него служебного поручения или вернуться к месту постоянного жительства».
На этом основании фирма оплатит Куликову проживание в гостинице и суточные с 15 по 23 июля.
По общему правилу, закрепленному в пункте 26 Положения, после болезни командированный сотрудник должен явиться на работу и в течение 3 рабочих дней обязан представить работодателю авансовый отчет об израсходованных суммах с приложением документов: командировочное удостоверение, оплаченный счет за проживание в гостинице, проездные билеты, возможна и оплата иных разрешенных законом или руководством расходов.
Честный и технически грамотный Куликов даже подумал о том, чтобы вовремя сдать отчет по электронной почте, подписав его своей цифровой подписью (ЭЦП).
Минфин, предвидя желание молодого поколения, которое скоро забудет, как выглядит бумага и даже банкнота, рассмотрел вопрос заполнения форм авансового отчета. Письмо от 12 апреля 2013 г. № 03-03-07/12250 напоминает, что согласно пункту 5 статьи 9 Закона № 402-ФЗ первичный учетный документ составляется на бумажном носителе и (или) в виде электронного документа, подписанного электронной подписью. Пунктом 2 статьи 6 Закона № 63-ФЗ «Об электронной подписи» предусмотрено, что информация в электронной форме, подписанная простой электронной подписью или усиленной неквалифицированной электронной подписью признается электронным документом, равнозначным документу на бумажном носителе, подписанному собственноручной подписью, в случаях, установленных федеральными законами, принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного взаимодействия.
Как отдыхать в командировке
Начнем опять с ответственности работника. Чтобы не получить дисциплинарное взыскание, юридически грамотный Куликов перед командировкой написал заявление с просьбой разрешить ему возвращение из места проведения командировки и сдачу отчетов после окончания отпуска, т. е. 29 июля. Директорская виза «Разрешаю» позволила Куликову заказать обратный билет на 28 июля.
К сожалению, ни директор, ни работник не подозревали о том, что совмещение командировки с отпуском в нашем законодательстве до сих пор не урегулировано, а многочисленные разъяснения Минфина и ФНС противоречат здравому смыслу и предлагают бухгалтерам выбирать между плохим и очень плохим решением. Кстати, Минфин и ФНС вообще не одобряют смешивание личных интересов с производственной необходимостью.
Камнем преткновения стал билет на обратную дорогу. Как его классифицировать: возвращение из деловой командировки или из личного отпуска?
В одном из последних на эту тему писем Минфина от 3 сентября 2012 г. N 03-03-06/1/456 заявляется и повторяется утверждение: если срок пребывания в месте командирования значительно превышает срок, установленный приказом о командировании, например в случае, если сразу после окончания командировки работнику предоставляется отпуск, который он проводит в месте командирования, имеет место получение работником экономической выгоды, предусмотренной статьей 41 НК РФ, в виде оплаты организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы.
В этом случае оплата организацией за сотрудника билета со сроком приезда позднее окончания срока командировки, обозначенного в приказе о командировании, в соответствии с подпунктом 1 пункта 2 статьи 211 НК РФ признается его доходом, полученным в натуральной форме. Стоимость указанного билета подлежит обложению налогом на доходы физических лиц в соответствии с положениями статьи 211 НК РФ.
Если же, например, работник остается в месте командирования, используя выходные или нерабочие праздничные дни, оплата организацией проезда от места проведения свободного от работы времени до места работы не приведет к возникновению у него экономической выгоды.
При этом указанные затраты были бы понесены в любом случае вне зависимости от срока пребывания работника в месте назначения.
А вы теперь понимаете разницу между «можно» и «нельзя» от чиновников?
Любой бухгалтер скажет, что суммы билетов находятся в плоскости «цена вопроса» и спорить с налоговиками – себе дороже. Единственный прецедент создала организация ГУП «Гознак» в лице филиала – Краснокамской бумажной фабрики, отстояв у ФНС доначисленный налог на прибыль 934 рубля и несправедливо отнятый у работников НДФЛ в размере 552 рублей.
Поводом для доначисления налога на прибыль явилось, в частности, непринятие в расходы оплаты проезда от места командировки, поскольку в авиабилете проставлена более поздняя дата по сравнению с датой, отмеченной в командировочном удостоверении, в связи с тем, что работник предприятия А. С. Штинов после фактических дней командировки воспользовался предоставленными ему предприятием днями отгулов, а также в случае, когда дата авиаперелета является датой начала отпуска работника В. П. Кандировой, направляемой в командировку в ту же местность, и не совпадает с датой, отмеченной в командировочном удостоверении. ФАС Уральского округа в Постановлении от 19 июня 2007 г. № Ф09-3838/07-С2 указал, что письма Минфина Российской Федерации, на которые ссылается податель жалобы, не относятся к указанному перечню документов, которыми должен руководствоваться суд при рассмотрении спора, поэтому оснований для принятия довода инспекции о неправильном применении судами норм материального права, выразившемся в неприменении указанных писем, не имеется.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса Российской Федерации к расходам, связанным с производством и (или) реализацией, относятся расходы на проезд работника к месту командировки и обратно к месту постоянной работы. А в случае направления работника в служебную командировку работодатель в силу статьи 168 Трудового кодекса Российской Федерации обязан возместить работнику расходы по проезду.
При этом действующее законодательство не предусматривает обязательное совпадение рассматриваемых дат в качестве условия для возмещения понесенных работником расходов, связанных с его проездом к месту командировки и обратно. Возмещение стоимости перелета работнику, направляемому в командировку в интересах работодателя, не подлежит налогообложению, поскольку является компенсацией его расходов, а не получением им дохода (п. 3 ст. 217 Кодекса).
Вот так умная фирма опровергла пословицу «Один в поле не воин».
После выхода Куликова на работу ему был произведен перерасчет отпускных в сторону уменьшения и излишне выданную сумму он обязан вернуть компании.
Мальчик хочет в Тамбов
Специфика деятельности некоторых организаций предполагает командировки по всему миру, и фраза «Мне в Париж, по делу, срочно…» не звучит смешно или фантастически желанно. По данным кадровых агентств, рабочие поездки, больше похожие на отпуск, чаще всего случаются у сотрудников отделов продаж, региональных представителей, менеджеров оптовых компаний, инженеров, турагентов и топ-менеджеров. Не забудем многочисленных работников искусства, спортсменов, летные экипажи и т. д., и т. д.
Впрочем, бывает, что под видом командировок некоторые компании проводят корпоративы где-нибудь в Скандинавии, а директор осмотрит достопримечательности Венеции или вечного Парижа. Но есть желания и поскромнее.
Недавно ФАС Волго-Вятского округа пришлось разбирать спор между ОАО и бывшим генеральным директором о взыскании убытков. Как ни странно, ответчиком стал бывший директор, которого ревизионная комиссия компании уличила в факте направления себя в командировку в несуществующую организацию г. Тамбова и, соответственно, необоснованного начисления и выплаты ему заработной платы за работу в праздничные и выходные дни в сумме 50 560 рублей 52 копеек.
Первый суд удовлетворил исковые требования в полном объеме по заявленным основаниям, второй подтвердил вердикт первого. Неугомонный бывший обратился в ФАС, жалуясь и на фирму, и на судей. Но и ФАС встал на сторону пострадавшей организации и своих коллег, оставив кассационную жалобу без удовлетворения. В постановлении от 4 июля 2013 г. по делу № А11-6195/2012 сказано: «Оценив представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суды обеих инстанций сочли неразумными действия А. Г. Сибилева по направлению себя в командировку в г. Тамбов в несуществующую организацию в выходные и праздничные дни, что привело к необоснованным расходам Акционерного общества по выплате командировочных расходов в повышенном размере».
Антонина Фролова, эксперт по трудовому правуПодписка на новости и полезные материалы
В статье использованы фото с сайта freepik.com