111222

Должная осмотрительность: нужна или нет?

15.08.2019   |   Налоги  |   0Оставить комментарий
Сегодня одной из самых распространенных претензий налоговиков, которые они выдвигают в ходе проверок, является наличие у компании «проблемных» контрагентов. Это значит, что она работает с недобросовестными контрагентами. Например, с фирмами-«однодневками». А если компания не проявила должную осмотрительность, контролеры обязательно доначислят налоги. Как же доказать, что фирма проявила должную осмотрительность и осторожность? Как обезопасить себя?
Должная осмотрительность: нужна или нет?

Понятие «должная осмотрительность»

Это понятие Налоговый кодекс не устанавливает. И обязанности «подтверждать должную осмотрительность при выборе контрагента» налоговое законодательство также не устанавливает.

Однако на практике налоговые инспекторы доказывают, что при выборе контрагента организация «действовала без должной осмотрительности» и «снимают» у нее учтенные расходы и вычеты по входному НДС. Поэтому во избежание налоговых рисков, компания должна сама решать вопрос проверки контрагентов.

Таким образом, проявление должной осмотрительности можно рассматривать как один из способов проверки контрагента, а саму должную осмотрительность как комплекс мероприятий по проверке контрагента, который компания должна разработать самостоятельно.

Как действуют инспекторы?

Как считают налоговики, если компания не проявляет должную осмотрительность, она получает необоснованную налоговую выгоду.

ФНС России еще в письме от 23 марта 2017 года № ЕД-5-9/547@ разъясняла, как доказывать получение фирмой необоснованной налоговой выгоды. Так, об умышленных действиях фирмы, направленных на получение необоснованной налоговой выгоды путем совершения операции с проблемным контрагентом или путем создания формального документооборота с использованием цепочки контрагентов, могут свидетельствовать установленные факты юридической, экономической и иной подконтрольности.

Если доказательств подконтрольности спорных контрагентов нет, то налоговые органы будут исследовать и доказывать недобросовестность действий самой фирмы по выбору контрагента и обстоятельств, свидетельствующих о невыполнении соответствующей хозяйственной операции контрагентом (по первому звену).

Налоговики могут запросить у фирмы следующие документы и информацию:

  • документы, фиксирующие результаты поиска, мониторинга и отбор контрагента;
  • источник информации о контрагенте (сайт, рекламные материалы, предложение к сотрудничеству, информация о ранее выполняемых работах контрагента);
  • результаты мониторинга рынка соответствующих товаров (работ, услуг), изучения и оценки потенциальных контрагентов;
  • документально оформленное обоснование выбора конкретного контрагента (закрепленный порядок контроля за отбором и оценкой рисков, порядок проведения тендера и др.);
  • деловую переписку.

Признаки отсутствия должной осмотрительности

Чиновники рекомендует при оценке налоговых рисков исследовать следующие признаки:

  • отсутствие документального подтверждения полномочий руководителя компании-контрагента (его представителя), отсутствие копий документа, удостоверяющего его личность;
  • отсутствие информации о фактическом месте нахождения контрагента, производственных и (или) торговых площадей;
  • отсутствие информации о государственной регистрации контрагента;
  • отсутствие очевидных свидетельств возможности реального выполнения контрагентом условий договора, а также наличие обоснованных сомнений в возможности реального выполнения контрагентом условий договора с учетом времени, необходимого на доставку или производство товара, выполнение работ или оказание услуг.

Эти признаки свидетельствуют о том, что налогоплательщик не проявил должной осмотрительности при заключении сделки.

Таким образом, под проявлением должной осмотрительности понимается, что налогоплательщик использовал все установленные законодательством возможности для получения информации о контрагенте. При этом способы получения таких сведений могут быть разные.

Как себя обезопасить?

Фирме нужно заранее получить информацию о своих поставщиках, чем потом «разбираться» с контролерами. Поэтому проверять потенциального контрагента нужно еще до того, как вы подпишете с ним контракт.

На преддоговорной стадии соберите небольшое «досье» на контрагента, которое поможет обезопасить от споров с налоговыми инспекторами. Оно может состоять из:

  • копии учредительных документов (устава и учредительного договора);
  • копии свидетельства о присвоении ОГРН, ИНН, выписки из ЕГРЮЛ;
  • копии лицензий;
  • документы, подтверждающие полномочия лиц, подписывающих договоры, счета-фактуры (в частности, протокол о назначении генерального директора на должность);
  • копии паспортных данных руководителя и главного бухгалтера.

Обратите внимание

Этот перечень документов зависит и от отраслевой принадлежности организации и ее контрагентов и особенностей их финансово-хозяйственной деятельности.

Однако не стоит ограничиваться вышеперечисленным, т.к. любая дополнительная информация (например, переписка, предшествующая заключению договора) будет служить подтверждением реальности существования контрагента. Все получаемые о контрагенте данные лучше иметь в форме документов (оригиналов, копий, распечаток с сайтов, фотографий, электронных писем, рекламной продукции, аудио- и видеозаписей) и хранить их в отдельном досье.

Бератор Источник материала
2969 просмотров Обсудить на форуме
Подпишись на рассылку

Комментарии (0)


    Оставить комментарий