Рекламный подарок или товар: суд разъяснил, в чем отличие и доначислил НДС

30.11.2020 распечатать

Организация решила провести рекламную компанию производимой ею алкогольной продукции. Для этого она закупила сувенирные карты, бокалы, фужеры и укомлектовала ими свою продукцию, поставляемую покупателю. Стоимость рекламных подарков была включена в себестоимость продукции, а затраты на них учтены по налогу на прибыль. Налоговики с этим не согласились и доначислили НДС и налог на прибыль.

Особенности учета рекламных расходов

От обложения НДС освобождается передача товаров в рекламных целях, если расходы на приобретение единицы такого товара не превысили 100 рублей (пп. 25 п. 3 ст. 149 Налогового кодекса).

Реклама – это информация, которая:

  • распространяется любым способом, в любой форме и с использованием любых средств;
  • адресована неопределенному кругу лиц;
  • и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке.

Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламной информации.

В свою очередь объектом рекламирования, в том числе, могут быть товары.

Передачу товаров в целях НДС относят к реализации.

Однако, реализация товаров подразумевает получение экономической выгоды от заключенной сделки, в то время как приобретение товара для собственных нужд не преследует данной цели.

Суд первой инстанции, решив дело в пользу организации, пришел к выводу, что в данном случае имело место приобретение продукции для собственных нужд, без намерения в дальнейшем заключить сделку по ее реализации и получить от этой передачи финансовый результат.

Затраты на приобретение рекламной продукции, по мнению суда, были правомерно включены в расходы по налогу на прибыль организаций (пп. 28 п. 1 ст. 264 Налогового кодекса), а сама передаваемая в рекламных целях продукция или товар не являлась доходом в целях исчисления налога на прибыль.

Следовательно, по мнению суда, законодатель различает безвозмездную передачу товара, которая подлежит налогообложению НДС и передачу товара в рекламных целях, которая НДС не облагается.

Ведь в таком случае отсутствует сам объект налогообложения по причине отнесение стоимости приобретенных товаров на расходы по налогу на прибыль организаций.

Это исключает квалификацию такого приобретения и дальнейшую передачу для распространения в рекламных целях как реализацию товаров.

Какое решение по делу приняли судьи

Суд кассационной инстанции решил дело иначе, признав необоснованными выводы судов нижестоящей инстанции.

По его мнению, ошибкой организации было включение расходов на рекламную продукцию в себестоимость произведенной алкогольной продукции, поскольку это не увеличило стоимость товара при его поставке покупателю.

Следовательно, в таком случае имела место безвозмездная передача товара, а не реклама.

Безвозмездная передача в целях НДС относится к реализации.

При этом судьи напомнили точку зрения Пленума ВАС РФ по данному вопросу (п. 12 постановления Пленума ВАС РФ от 30.05.2014 № 33).

Эта позиция выражалась в том, что когда рекламная или сувенирная продукция передается в дополнение к основному товару без взимания отдельной платы, то это квалифицируется как безвозмездная передача, при условии, что организация не сможет доказать, что передаются не товары, а именно рекламные материалы.

В данном случае приобретенные карты, бокалы, фужеры обладали потребительской ценностью для получателя, имели рыночную стоимость и могли быть реализованы на рынке.

То есть в понимании, изложенном в Налоговом кодексе, они были товарами.

Поэтому судьи согласились с налоговиками, что доначисление НДС и налога на прибыль было в таком случае правомерным (постановление Арбитражного суда Центрального округа от 01.09.2020 № Ф10-3229/2020).

Читайте в бераторе «Практическая энциклопедия бухгалтера»

Расходы на рекламу 

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.