Как оформить замещение сотрудника на время отпуска

19.07.2012 распечатать

В горячий период отпусков некоторым сотрудникам приходится замещать тех, кто в это время нежится где-нибудь на солнышке в теплых краях. Казалось бы, всем хорошо: одни отдыхают, другие работают, но при этом имеют неплохую прибавку к зарплате. А как быть бухгалтеру? Дополнительное оформление таких замещений никто не отменял. Разберемся подробнее, как оформляется замещение временно отсутствующего работника.

Когда сотрудник уходит в отпуск или в декрет, на его место приходится искать замену. В таком случае работодатель может:

  • взять на это место нового работника – по срочному договору;
  • перевести на эту должность кого-то из имеющегося персонала;
  • поручить выполнение этой работы со­труднику по совместительству (внутрен­нему или внешнему).

Нюансы оформления, когда на вакант­ное место принимается новый работник, с которым заключается срочный трудовой договор, рассмотрены в статье «Работа по срочному трудовому договору». На практи­ке нередки случаи, когда работодатель при­влекает для работы своих же сотрудников, которые выполняют функции ушедшего сотрудника: либо по совместительству, ли­бо в порядке перевода.

Временный перевод

По соглашению сторон, заключаемому в письменной форме, работник может быть временно переведен на другую работу у того же работодателя на срок до года, а когда такой перевод осуществляет­ся для замещения временно отсутствующе­го сотрудника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, до выхода этого сотрудника на работу (ст. 72.2 ТК РФ). Когда срок перевода заканчивается прежняя работа сотруднику не предостав­лена и он продолжает работать, условие соглашения о временном характере перевода утрачивает силу и перевод считается постоянным.

Перевести сотрудника на работу более низкой квалификации можно только с его письменного согласия.

При переводе сотрудника с ним нужно за­ключить дополнительное соглашение к тру­довому договору. В допсоглашении можно указать, что работник переведен на другую работу на время замещения иного сотруд­ника или по другим основаниям. Перевод оформляется формой № Т-5 или Т-5а (утв. постановлением Госкомстата России от 5 ян­варя 2004 г. № 1 «Об утверждении унифици­рованных форм первичной учетной доку­ментации по учету труда и его оплаты»).

Напомним, что запись о переводе со­трудника в трудовой делать не нужно, а вот в личной карточке такую запись стоит сде­лать.

Совмещение

Наряду с работой, определенной трудовым договором, сотруднику можно поручить выполнение в течение установленного вре­мени дополнительной работы по другой или такой же профессии за допоплату. Та­кая работа может осуществляться путем: – расширения зон обслуживания; – увеличения объема работ.

При этом сотруднику помимо его рабо­ты, можно поручить выполнять работу временно отсутствующего работника, как по своей, так и по другой профессии.

Срок, в течение которого сотрудник бу­дет выполнять дополнительную работу, ее содержание и объем нужно установить ра­ботодателю с письменного согласия работ­ника.

Нужно знать

При совмещении должностей дополнительную работу сотрудник выполняет во время рабочего времени, а не после.

При этом работник имеет право досроч­но отказаться от выполнения дополнитель­ной работы. Работодатель также может до­срочно отменить поручение о ее выполне­нии. Как одна, так и другая сторона должна предупредить об этом в письменной форме не позднее чем за три рабочих дня.

Если работник совмещает несколько должностей, дополнительное соглашение к трудовому договору заключать не нужно. Достаточно только приказа руководителя. Он имеет произвольную форму.

Совмещение считается работой в условиях, отклоняющихся от нормальных. По­этому такому работнику полагаются до­платы, предусмотренные договором с ним. Однако размеры таких выплат не могут быть ниже установленных трудовым зако­нодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст. 149 ТК РФ). Обычно размер доплаты устанавливается в зависи­мости от объема выполняемой работы в процентах от суммы, получаемой по за­мещаемой должности.

Совместительство

Одним из вариантов замены отсутствую­щего сотрудника является работа по совме­стительству. Как правило, это случаи дли­тельного отсутствия сотрудника, к приме­ру, отпуск по беременности и родам.

Как помочь бухгалтеру рассчитать отпускные

Отметим, что совмещение и совмести­тельство – это два разных вида трудовых отношений. Главное отличие – период ра­боты. При совмещении работник выполня­ет всю работу в установленное рабочее вре­мя, а при совместительстве – в свободное от основной работы время.

В качестве совместителя может высту­пать как имеющийся на предприятии со­трудник (внутреннее совместительство), так и вновь принятый (внешнее совмести­тельство).

Работа по совместительству имеет свои нюансы, и их нужно знать.

Запись в трудовую книжку о работе по со­вместительству делать не обязательно. Одна­ко по просьбе сотрудника работодатель по основному месту работы сведения о работе по совместительству обязан внести. Это де­лается на основании справки, подтверждаю­щей работу по совместительству. В трудовом договоре нужно указать, что работа выпол­няется по совместительству (ст. 282 ТК РФ).

Продолжительность труда работника-совместителя не должна превышать 4 ча­сов в день.

В те дни, когда по основному месту рабо­ты сотрудник свободен от исполнения своих обязанностей, он может работать по совме­стительству полный рабочий день. В тече­ние одного месяца продолжительность ра­боты по совместительству не должна превы­шать половины месячной нормы рабочего времени, установленной для этой категории работников. Например, если месячная нор­ма составляет 40 часов, то для совместителя она не должна превышать 20 часов.

Замещение руководителя

Если приходится замещать руководителей организации, нужно соблюсти некоторые требования. Как правило, руководителя замещает кто-то из его замов, и в трудовом договоре с таким сотрудником на это дела­ется ссылка. Издавать допсоглашение не нужно. Если же трудовым договором на заместителя руководителя не возложена такая обязанность, необходимо издать при­каз, в котором указать это право.

Указать лицо, исполняющее обязанности руководителя организации в случае вре­менного отсутствия начальника, можно в должностной инструкции. В ней необхо­димо указать, имеет ли заместитель право подписи документов на время отсутствия руководителя. На таких документах долж­ны стоять его инициалы. Ответственность соответственно будет лежать на нем.

Ю.Л. Терновка, редактор-эксперт

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...