Федерального закона от 22.07.2008 № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ». Нововведения коснулись в основном норм, регулирующих порядок предоставления налоговых вычетов на детей1. Необходимо отметить, что при этом они не свелись, как это часто бывает, к увеличению сумм вычетов, а затронули более широкий круг вопросов." />Налоговые вычеты на детей: что нового? - Бухгалтерия.ru
Налоговые вычеты на детей: что нового?

Налоговые вычеты на детей: что нового?

03.04.2009 распечатать

С 1 января 2009 года вступили в силу Положения Федерального закона от 22.07.2008 № 121-ФЗ «О внесении изменений в статью 218 части второй Налогового кодекса РФ». Нововведения коснулись в основном норм, регулирующих порядок предоставления налоговых вычетов на детей1. Необходимо отметить, что при этом они не свелись, как это часто бывает, к увеличению сумм вычетов, а затронули более широкий круг вопросов.

Однако, сначала рассмотрим именно увеличение сумм вычетов, которое происходило по двум направлениям. Во-первых, увеличен размер самого ежемесячно предоставляемого вычета на ребенка: с 600 до 1000 рублей. Во-вторых, — размер дохода, по превышении которого предоставление вычета прекращается: если раньше в законе фигурировала сумма 40 000 рублей, то с 1 января 2009 года произошло семикратное ее увеличение, и теперь данный вычет не применяется начиная с месяца, в котором доход налогоплательщика, исчисленный нарастающим итогом с начала налогового периода, превысит 280 000 рублей.

Следующим серьезным изменением стала замена понятия «одинокий родитель» на «единственный родитель». И если содержание первого термина пояснялось непосредственно в тексте подпункта 4 пункта 1 статьи 218 Налогового кодекса РФ (один из родителей, не состоящий в зарегистрированном браке), то относительно содержания второго законодательство безмолвствует2. В такой ситуации налогоплательщикам приходится довольствоваться теми разъяснениями, которые предлагает Министерство финансов РФ в лице департамента налоговой и таможенной политики: «понятие «единственный родитель» означает отсутствие второго родителя у ребенка (в частности, по причине смерти, признания родителя безвестно отсутствующим, отсутствия в свидетельстве о рождении ребенка записи об отце)»3. Такое определение является неполным и, судя по всему, изначально не претендовало на полный охват всех возможных ситуаций, однако, за неимением лучшего...

В определенных ситуациях законодательство Российской Федерации допускает предоставление «детского» вычета в двойном размере: единственному родителю (приемному родителю), опекуну, попечителю. Предоставление указанного налогового вычета единственному родителю прекращается с месяца, следующего за месяцем вступления его в брак.

Однако и при наличии у ребенка обоих родителей сохраняется возможность для одного из них получать указанный вычет в двойном размере. Основанием для этого служит заявление второго родителя (в т. ч. приемного) об отказе от получения такого вычета.

При этом процедура оформления отказа нормативными актами не урегулирована, каких-либо разъяснений компетентных органов по этому вопросу также нет. Остается неясным, нужно ли, например, уведомлять налоговые органы об отказе, должно ли заявление содержать какие-либо отметки лица, являющегося для «отказника» источником дохода (налогового агента), требуется ли подтверждать наличие у «отказника» доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов и т. д. Нет уверенности даже в том, кому налогоплательщик должен адресовать указанное заявление — своему налоговому агенту? Но данный вычет изначально предоставляется по инициативе налогоплательщика, и если он ранее его не получал, заявление об отказе будет выглядеть по-меньшей мере странно. С подачей заявления налоговому агенту родителя, в пользу которого осуществляется отказ, также не все просто — прежде всего налоговый агент может не удовлетвориться таким заявлением, опасаясь претензий налоговиков.

Если налогоплательщик не хочет ждать разъяснений Минфина России по данному вопросу, но вычет получить намерен, можно воспользоваться следующим вариантом оформления отказа (он усложнен по сравнению с подачей обычного заявления, однако, сводит к минимуму вероятность претензий со стороны налоговиков): один из родителей пишет своему налоговому агенту заявление об отказе от получения вычета в двух экземплярах. Форма заявления не установлена — содержание может быть произвольным. При этом в таком заявлении помимо фразы об отказе от вычета стоит указать также адрес постоянного проживания обоих родителей, реквизиты свидетельства о рождении ребенка. Второй экземпляр заявления предоставляется налоговому агенту лица, в пользу которого оформляется отказ. При этом целесообразно на предъявляемом экземпляре заявления об отказе проставить отметку бухгалтерии по месту работы родителя, отказавшегося от получения вычета.

Спорным является также вопрос о том, может ли отказаться от вычета лицо, которое не имеет в текущем налоговом периоде доходов, облагаемых НДФЛ по ставке 13 процентов (например, безработный или пенсионер). Минфин России по данной проблеме уверенно заявляет, что «отказаться от получения данного налогового вычета налогоплательщик может, только если он имеет на него право» (см. письма от 26.12.2008 № 03-04-06-01/389, от 11.12.2009 № 03-04-08-01/1). Однако, на наш взгляд, в данном случае смешиваются понятия «право на получение вычета» и «возможность реализации такого права». Право на вычет имеет отношение не столько к наличию дохода, сколько к потенциальной возможности такой доход в течение налогового периода получить. А вот реализовать это право, не имея облагаемых доходов, затруднительно. И именно в данном случае актуальной является возможность «делегировать» право на получение вычета второму родителю. К тому же в сходной ситуации — при предоставлении социального вычета в связи с обучением — признается возможность получения вычета (в случае отсутствия доходов у одного из родителей) вторым родителем. Такая позиция подкрепляется и судебной практикой4. При приобретении супругами жилого помещения в общую совместную собственность допускается распределение вычета между ними согласно их заявлению5. При этом такое распределение не ставится в зависимость от наличия дохода у каждого из супругов. Соответственно и в рассматриваемой ситуации, по нашему мнению, препятствий для предоставления второму родителю вычета в двойном размере не существует.

Еще одним интересным вопросом является возможность предоставления «детских» вычетов более чем двум лицам. В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 218 НК РФ право на получение вычетов имеют налогоплательщики, на обеспечении которых находится ребенок и которые являются родителями или супругом (супругой) родителя. В ситуации, когда родители ребенка находятся в разводе, и оба участвуют в его содержании, они имеют право на предоставление вычета. При вступлении в брак родителя, с которым проживает ребенок, другой супруг, исходя из буквального прочтения рассматриваемой нормы Налогового кодекса РФ, также получает право на вычет. Собственно, в такой ситуации все трое несут затраты на содержание ребенка, и предоставление вычета этим лицам представляется оправданным, однако было бы интересно выяснить и официальную точку зрения налоговых органов.

В заключение хотелось бы отметить, что нами рассмотрена лишь небольшая часть возможных ситуаций, возникающих при предоставлении налоговых вычетов по НДФЛ. При этом не всегда получается найти однозначно правильное решение. В этом случае у налогоплательщика имеется возможность обратиться за официальным разъяснением в Министерство финансов РФ. При этом нужно четко понимать, что такие письменные разъяснения не обязательны для исполнения налоговыми органами, налогоплательщиками, плательщиками сборов и налоговыми агентами, имеют информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствуют налоговым органам, налогоплательщикам, плательщикам сборов и налоговым агентам руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной Минфином России (см. письмо Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138, письмо ФНС от 14.09.2007 № ШС-6-18/716). Но одновременно в силу подпункта 3 пункта 1 статьи 111 Налогового кодекса РФ одним из обстоятельств, исключающих вину налогоплательщика или налогового агента, является выполнение ими письменных разъяснений по вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных финансовым органом или другим уполномоченным государственным органом или их должностными лицами в пределах их компетенции (указанные обстоятельства устанавливаются при наличии документов этих органов, которые по смыслу и содержанию относятся к налоговым периодам, в которых совершено налоговое правонарушение, вне зависимости от даты издания этих документов).

Рецензент группы Правового консалтинга компании «Гарант»
М.А. Золотых

1 Помимо этого, увеличен также предельный размер дохода (с 20 000 до 40 000 руб.), по превышении которого прекращается предоставление налогового вычета в размере 400 рублей в месяц.

2 Указанный термин использовался ранее в некоторых нормативных актах федерального уровня (см., например, Федеральный закон от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», Федеральный закон от 21.12.96 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»), однако, содержание его не разъяснялось и в них.

3 Такое разъяснение дается в письмах от 17.12.2008 № 03-04-06-01/374, от 26.12.2008 № 03-04-06-01/389, от 31.12.2008 № 03-04-06-01/399, от 19.12.2009 № 03-04-05-01/14).

4 Постановление Федерального арбитражного суда Дальневос-точного округа от 28.12.2006 № Ф03-А51/06-2/4419

5 Письмо Департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России от 12.02.2008 № 03-04-05-01/37.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...