Атака клонов

Атака клонов

05.03.2009 распечатать

Едва организовав собственное дело, многие бизнесмены сталкиваются с такой проблемой, как тождественность имени собственной компании названию чужого предприятия. К сожалению, обязательной проверки уникальности наименования сейчас нет, а вот проблемы из-за такого «копирования» — вполне реальны.

Что в имени тебе моем...

Название предприятия — это неотъемлемая и обязательная часть его реквизитов, которая в нормативных документах обозначена как фирменное наименование (ст. 54 ГК РФ). Одно из главных его предназначений — индивидуализация компании. По закону, предприятия обязаны зафиксировать в своем уставе и на главой круглой печати два вида наименования на русском языке — полное и сокращенное (см. п. 5 ст. 2, ст. 12 Закона об ООО). Исключительное право на фирменное название возникает у организации со дня ее государственной регистрации (п.2. ст. 1475 ГК РФ).

Итак, наименование предприятия должно быть индивидуальным и уникальным.

Вот тут-то и начинается путаница. Дело в том, что в настоящее время имена фирм никто не проверяет. И происходит это по той простой причине, что проверять придуманные бизнесменами наименования на неповторимость... совсем не обязательно!

Даже налоговики, к которым поступают документы на регистрацию новых предприятий, никак не реагируют на совпадения. Они ориентируются по разным цифровым реквизитам: ОГРН, ИНН, БИК и пр.

Поэтому при регистрации предприятия перед учредителями неизбежно возникнет необходимость выбора его названия и, как следствие, такой вопрос — а следует ли производить проверку выбранного наименования предприятия на уникальность перед подачей документов? А если вдруг некая компания с аналогичным наименованием уже существует, каковы будут последствия такой регистрации?

Что греха таить, проблемы у подобного предприятия могут начаться уже вскоре после появления новичка в госреестре. Впрочем, некоторые законодательные ограничения, которые необходимо соблюдать при подборе наименования, все же существуют.

С «Россией» шутки плохи

Обратите внимание, что если новоявленные дельцы задумали включить в наименование компании слова «Россия» или «Российская Федерация» либо образованные на их основе слова или словосочетания, то необходимо иметь в виду, что это разрешается лишь государственным унитарным предприятиям (п. 4 ст. 1473 ГК РФ). Исключения могут быть сделаны для акционерного общества, но лишь в строго определенных случаях.

Но как определить степень «производности» слов от полных или сокращенных официальных наименований Российской Федерации, а главное — иностранных государств? В законе сказано, что к таким производным относятся в том числе любые транслитерации с иностранных языков, а именно «Раша» (от «Russia»), «Бритиш», «Дойче» и др., а также употребление официальных наименований иностранных государств. То есть из фирменного наименования подлежат исключению слова «Австрия», «Германия» и др.

Стоит также избегать использования полных или сокращенных наименований международных и межправительственных организаций. Например, нельзя воспользоваться обозначением «СНГ».

В этой связи стоит отметить, что наличие в наименовании регистрируемой фирмы слова «Москва» и наименования административных округов также допустимо только с письменного разрешения специальной компетентной комиссии.

Не проверим, но накажем

В законе четко указано, при каких условиях не допускается использование компанией имени, похожего на фирменное наименование другого предприятия. Название должно быть либо абсолютно аналогичным, либо сходным с ним до степени смешения. При этом фирмы-тезки должны трудиться в одной и той же сфере бизнеса.

Но, опять же, при регистрации такого дублирующегося имени налоговики не скажут ни слова. В этом случае все козыри остаются у предприятия, которое зарегистрировалось раньше. Именно оно вправе потребовать прекратить использование спорного (а точнее — своего!) фирменного наименования. Оно даже может претендовать на возмещение всех убытков, которые возникли из-за использования «чужого» названия. Но и это еще не все. Дело в том, что фирма-обладательница спорного наименования, конечно, может потребовать, чтобы «обидчик» назывался как-нибудь иначе, но это возможно только в том случае, если он осуществляет с ней одинаковую деятельность. Получается, что если рыночные ниши у фирм хоть немного расходятся, то притязания бизнесменов на уникальность наименования суд, скорее всего, признает необоснованными.

Напоследок отметим, что предприятие, имеющее «чужое» имя, может быть признано по решению суда созданным с нарушением закона только в том случае, если оно является коммерческим.

Подчас предприниматели выбирают в качестве названия своей фирмы случайно подвернувшееся слово. Из-за этого случаются курьезы.

Инициатива приветствуется

При решении вопроса об уникальности предприятия целесообразно вспомнить знакомое всем правило: спасение утопающего — дело рук самого утопающего. И чтобы обезопасить себя от возможных претензий, касающихся имени фирмы, уникальность наименования желательно проверить по собственной инициативе.

Для этого можно обратиться в специальную организацию и оформить с ней соответствующий договор об оказании юридических услуг. Как правило, стоимость подобной процедуры колеблется в районе 1000 рублей, и производится последняя довольно быстро — в течение одного — трех дней.

Более того, в настоящее время существуют так называемые нейменговые агентства (от англ. «name» — имя), которым можно заказать разработку наименования компании или торговой марки (профессионалы называют их фонемы). Конечно, услуги таких организаций намного дороже, чем простая проверка на уникальность. Зато их клиенты напрочь забывают о проблеме подбора наименования для своего предприятия. Ведь при оказании подобных услуг проверка оригинальности названия или торговой марки составляет, как правило, одно из важных условий договора и гарантируется исполнителем.

Включите название в марку

Выше мы уже упомянули о другом средстве индивидуализации фирмы — товарном знаке или знаке обслуживания (который именуется также коммерческим обозначением). В них могут повторяться наименование предприятия или отдельные элементы его названия (ст. 1476 ГК РФ).

С момента регистрации товарного знака в федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности (Роспатент) компания-правообладатель приобретает исключительное право на его использование. Обратите внимание, что до регистрации применять тот или иной товарный знак может абсолютно любая компания без каких-либо правовых или административных последствий. Но при проведении регистрации чиновники обязательно проверяют марку на неповторимость (без этой процедуры регистрация не произойдет). Поэтому, зарегистрировав коммерческое обозначение с включенным в него фирменным наименованием, вы сможете еще раз убедиться в том, что ваше название уникально. Ну а если в регистрации товарного знака будет отказано по причине из-за того, что его элемент (а именно — использованное в нем наименование) сходен с уже зарегистрированным ранее, то стоит задуматься о смене названия предприятия и повторной разработке коммерческого обозначения.

Документом, удостоверяющим исключительное право на товарный знак, является свидетельство, где приводятся обозначение данного знака, виды деятельности, при которых он используется, и срок действия его приоритета.

Кроме непосредственного использования товарного знака, а именно: размещения товарного знака на товарах, этикетках, упаковках при выполнении работ, оказании услуг; на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот; в предложениях о продаже товаров, о выполнении работ, об оказании услуг, а также в объявлениях, на вывесках и в рекламе (ст. 1484 ГК РФ), правообладатель может предоставить право пользования этим знаком другому лицу по лицензионному договору. Последний составляется в письменной форме и подлежит государственной регистрации в Роспатенте.

Включенное в коммерческое обозначение фирменное наименование охраняется независимо от охраны коммерческого обозначения.

Задумайтесь о налоговых последствиях

Довольно часто товарным знаком пользуются несколько организаций, действующих в составе одного холдинга. А исключительное право на товарный знак, между тем, передано правообладателем (лицензиаром) только одной организации (лицензиату). Логично предположить, что лицензиат может устно позволить (т. е. — не возражать) использовать право на товарные знаки другими организациями, входящими вместе с ним в структуру холдинга либо в группу компаний.

Однако этого мало. Еще раз повторим, что передача прав на использование товарного знака должна быть оформлена документально. Для этого нужно, во-первых, составить лицензионный договор, и, во-вторых, зарегистрировать его в Роспатенте (ст. 1235 ГК РФ).

Отсутствие государственной регистрации лицензионного соглашения приводит к некоторым налоговым осложнениям. В частности, это касается признания для целей налогообложения прибыли расходов на рекламу товаров (иных расходов) другими лицами, использующими товарный знак в своей деятельности по производству и/или реализации товаров (работ, услуг), при отсутствии на то возражений лицензиата, т. е. при наличии только устного согласия. Данная позиция отражена в Письме Минфина России от 18 января 2006 г. № 03-04-08/12.

Однако, с другой стороны, существует и противоположное мнение — правовые последствия недействительного договора неприменимы к налоговым правоотношениям. Об этом сказано, например, в постановлении ФАС Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г. № А56-19610/2006. Следует заметить, что в данном случае полученное лицензиатом право на использование товарного знака без заключенного на то лицензионного договора расценивается налоговыми органами как внереализационный доход в виде полученного безвозмездно имущественного права в соответствии с п. 8 ст. 250 НК РФ.

Анна Будневич

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...