Бухгалтер vs кризис: игра на чужом поле

Бухгалтер vs кризис: игра на чужом поле

05.02.2009 распечатать

Нешуточная борьба экономически активного сообщества с кризисом все больше напоминает соревнования по хоккею. Столь же жесткие правила, скамейка штрафников, ледовое поле... Вот только в отличие от спортивного соревнования в нашем случае не все игроки к концу матча останутся в строю. Итак, первый период уже завершился с перевесом в пользу кризиса, и наступил перерыв — новогодние праздники. Попробуем разобраться, что же помешало противникам кризиса занять лидирующие позиции в первом периоде, и какие стратегии позволят преломить ситуацию во втором.

Утрата позиций

Сокрушительные, порой непредсказуемые, действия кризиса весь первый период заставляли коммерсантов «прижиматься к своим воротам» — сокращать издержки, искать и максимально осваивать внутренние ресурсы, оптимизировать налоговые расходы. В первую очередь подверглись корректировкам «зарплатные» отчисления. Дело в том, что многие организации решили сократить часть своих сотрудников ради экономии на ФОТ. За одну только неделю, с 10 по 16 декабря, ряды безработных в России пополнили 70 тыс. человек, и это означает, что казна недосчиталась серьезных сумм, которые в свою очередь удалось сэкономить компаниям. Такие цифры озвучил Александр Жуков, заместитель Председателя правительства, в ходе рабочей встречи с Премьер-министром Владимиром Путиным и первым заместителем Председателя правительства Игорем Шуваловым, которая состоялась под занавес 2008 года.

Таким образом, к концу декабря общая численность игроков, оказавшихся на «скамейке запасных», составила 1395 тыс. человек. Согласно прогнозам чиновника, «...дальнейшие увольнения затронут такие виды экономической деятельности, как машиностроение, металлургия, химическая промышленность, строительство и грузоперевозки». По словам г-на Жукова, в ближайшее время 236 градообразующих предприятий России уволят более 25 тыс. сотрудников.

Во втором периоде бухгалтерам нужно быть готовым к тому, что придется перераспределить обязанности между сотрудниками, максимально оптимизировав число персонала в своем отделе. Помните: если организация не в состоянии обеспечить сотруднику прежний оклад за исполнение тех же функций, то ей сегодня проще найти на рынке нового «тафгая», призванного вести борьбу с кризисом. При этом он будет и стоить дешевле, и обладать более широким арсеналом навыков. Поэтому не вставайте в позу, если придется взять часть дополнительных обязательств на себя и получать зарплату ниже прежнего уровня. Утешайтесь тем, что нынешняя ситуация — временная, рано или поздно она закончится, а вот добровольно выходить на рынок труда сейчас не самое подходящее время.

Но даже если компания, в которой вы работаете, планирует урезать «командный состав» бухгалтерии до одного человека или вовсе передать данную функцию на аутсорсинг, то отчаиваться также не стоит. Прежде всего, массовые сокращения, увольнения и отправка в бессрочный отпуск — явление неординарное. При этом все подобные хозяйственные операции придется оформлять в соответствии с законодательством именно бухгалтерам. Таким образом, востребованность их услуг останется на приемлемом уровне. Кроме того, даже если тенденция передачи учетных функций на аутсорсинг в среде бизнеса будет расти, фирмам, ведущим такую деятельность, самим потребуется персонал. Правда, здесь стоит учитывать, что в новых условиях на рынке труда будет в избытке специалистов в области бухгалтерского учета и налогообложения. Поэтому важную роль здесь будет играть квалификация каждого такого «свободного агента». А это уже на руку обучающим компаниям.

Свежие комбинации

К слову, в связи с тем, что фирмы серьезно сократили свои бюджеты на повышение квалификации персонала, упал спрос на услуги обучающих компаний. Однако критичным это падение не оказалось, и затронуло оно в первую очередь дорогостоящие учебные продукты.

Нельзя сказать, что все клиенты отказываются от сотрудничества. Просто если прежде фирма проводила обучение персонала на своей территории и в рабочее время, приглашая для этого представителя обучающей организации, то теперь сотрудникам предлагается посещать занятия самостоятельно — на территории учебного центра и после работы. Подобный вариант позволяет не отвлекать от производственного процесса работников и сэкономить на выезде тренера.

Выходит, что компании все еще занимаются развитием персонала, однако меняют свои методы. Например, сокращают количество обучаемых, делают программы короче (скажем, три дня вместо пяти). Самый популярный подход, который находит понимание у клиентов даже в нынешней ситуации, — передача обучения «вовнутрь». Если у заказчика нет денег на полноценный курс для всех сотрудников, можно прислать одного человека, а тренинговая компания научит его, как донести знания до остальных. Спрос на такой формат занятий был и раньше, а сейчас заметно вырос.

В дальнейшем стоит ожидать, что обязанность по повышению квалификации плавно переместится на плечи самих сотрудников и соискателей. Данное явление уже можно наблюдать на игровом поле. Заинтересованность наемных работников в получении новых знаний заметно повысилась. Так что основному составу обучающих компаний, пожалуй, не придется уходить на «скамейку запасных» во втором периоде. Таким фирмам следует попросту сместить акценты и скорректировать свои продукты в соответствии с новыми потребностями целевой аудитории.

Игра по правилам

Следующий игровой период станет серьезной проверкой отечественного законодательства, причем не только тех положений, которые касаются банкротства предприятий, но и социального и трудового права. Испытанию подвергнется также способность бизнеса и госструктур своевременно реагировать на изменения ситуации.

Оперативность в принятии решений противники кризиса проявляли и в первом периоде. Они предпринимали меры по закрытию непрофильных направлений бизнеса, стремились переориентироваться на новые рынки потребления и сбыта, а также совершали попытки получить отсрочки по налоговым платежам и воспользоваться новым порядком перечисления НДС. «Судейский состав» в лице властей также не допускал проволочек, быстро и своевременно реагируя на изменения ситуации на игровом поле.

Но даже некоторые снисхождения со стороны арбитров не смогли изменить ситуацию в первом периоде в пользу бизнеса. Так, воспользоваться предоставленной возможностью уплаты НДС в рассрочку игрокам практически не удалось. Ощутить эффект от снижения нагрузки по налогу на прибыль, возможно, удастся только во втором периоде после перерыва. А в конце 2008 г. это послабление лишь добавило хлопот бухгалтерам. Ведь оно неизбежно повлекло за собой изменения сумм отложенных активов и обязательств, рассчитанных по прежней ставке. И чтобы в следующем периоде не исказить прибыль, игрокам пришлось делать пересчет с учетом новой ставки.

Помимо этого, со следующего года вступает в силу масса новых коррективов налогового и бухгалтерского законодательства, которые работникам учета придется внимательно изучить. Появится новая практика, в том числе и арбитражная, выявятся новые ошибки и выработаются их решения. Игрокам важно учесть свои сильные и слабые стороны при выборе налоговой стратегии во втором периоде.

Хоккейная терминология

Буллит — штрафной бросок, назначенный за нарушение правил.

Свободный агент — в профессиональном спорте игрок, чей контракт с командой истек, у него есть право заключить контракт с другой командой.

Тафгай — игрок хоккейной команды, основной задачей которого является устрашение противника и защита самых ценных игроков своей команды.

Капитан — полевой игрок команды, наделенный особыми полномочиями.

Проброс — ситуация, когда игрок посылает шайбу вперед со своей половины, и она пересекает линию чужих ворот, никого по пути не задев.

Разброд и шатание

Командной слаженности сообществу также достичь не удалось: каждый участник играл сам за себя. В итоге их несогласованные действия только усугубляли и без того непростую ситуацию. Например, финансовые преференции со стороны государства избранным игрокам рынка порой не только не использовались по назначению, но и разбивали команду на «системообразующих» и «остальных».

Однако говорить о том, что подобная помощь не дала никакого результата, не стоит. Уже сейчас можно заметить, что некоторые банки возобновили кредитование бизнеса, хоть и с повышенной осторожностью. Если в первый момент все, кто получил правительственные деньги, пытались за счет них создать себе подушку безопасности, то потом, осознав, что лучше не создавать коллапса, стали предпринимать робкие попытки пустить деньги в рост.

Однако участники бизнес-завтрака «Итоги года. Стратегии российских компаний в период кризиса», организованного газетой The Moscow Times, пришли в к выводу — если нет уверенности в том, что финансовая поддержка может быть просчитана, то ее лучше не оказывать. Но даже если эффективность господдержки не превысит 70%, это уже будет неплохим результатом.

Впрочем, на правительственную помощь большинство предпринимателей не рассчитывают. Ведь в России порядка 2 млн. юридических лиц, и очевидно, что до каждого «рука Минфина» дотянуться не сможет. Так что организации руководствуются собственными стратегиями, игнорируя общекомандную тактику, а зачастую не учитывая и действий соратников. К сожалению, такая самодеятельность в условиях шаткой экономики зачастую приводит к буллитам.

Панические настроения некоторых граждан и без того выбили из колеи многих смежных игроков. Немалый вред нанесли, например, те, кто принялся жестко экономить, снижая тем самым величину спроса, а также вкладчики, решившие экстренно изъять свои сбережения из банков. Правила игры таковы: сокращение спроса ведет к снижению объемов предложения, а значит и производства товаров, работ, услуг. Из этого следует, что массовые сокращения персонала — это далеко не оптимальная стратегия, поскольку она только усугубляет общую ситуацию. Ее можно охарактеризовать скорее как первую и паническую реакцию бизнеса. Будем надеяться, что во втором периоде после «праздничного» перерыва бизнесмены возьмут себя в руки и подойдут к решению проблем с холодной головой. Более действенный рыночный механизм в условиях «падающего» спроса — сокращение уровня дохода персонала. Эта мера безопаснее для экономики и к тому же более эффективна.

Судя по опросам Российского союза промышленников и предпринимателей, действия последних в 2009 году будут более рациональны, нежели в кризисные моменты 90-х. Некоторые бизнесмены используют именно уменьшение зарплат и прочих вознаграждений сотрудникам. Приостановки производства, вынужденные отпуска имеют место в основном там, где рабочие места заданы технологически, а ликвидировать их невозможно без остановки производственного оборудования. Но так поступают не все — на большинстве предприятий идут увольнения. И это не может не сказаться негативно.

Как общая экономическая ситуация отразится на вашем бюджете на обучение в 2009 году?

значительное сокращение бюджета на обучение — 40%
бюджет на обучение значительно снизится — 39.3%
пока не осведомлены о решениях компании — 29.3%
экономические изменения в стране никак не повлияют на размер T&D бюджета — 11.5%
бюджет уменьшится, но незначительно — 11.5%
будут тратить чуть больше, чем до кризиса — 4.2%
будут тратить значительно больше — 4.2%

Как общая экономическая ситуация отразится на вашем бюджете на обучение в 2009 году?

Источник: Trainings.ru.

Нужен прорыв!

Пассивность представителей команды бизнеса провоцировала соперника на активные атакующие действия и глубокие прорывы вглубь обороны. В связи с тем, что спонсоры матча — банки — затаились, не желая расставаться со средствами и финансировать команду, игроки вышли на поле не в лучшей форме, а некоторым и вовсе пришлось в первые минуты периода отправиться на скамейку штрафников. Многие представители команды заняли выжидательную позицию на скамейке запасных. Однако во втором периоде всем игрокам придется мобилизоваться, ведь если сидеть сложа руки, то победы не видать. Таким образом, важно, чтобы бизнес вышел из фазы ожидания и решительно отреагировал на массовые увольнения, снижение спроса и другие неприятные выходки соперника.

К сожалению, российским производственным предприятиям нелегко реагировать на изменения рынка. Российской промышленности сегодня свойственна высокая степень вертикальной структуризации, при которой отечественный производитель изготавливает все — от единичных комплектующих до конечного продукта. И такая ситуация складывалась на протяжении по меньшей мере 10 лет. 80% всего объема произведенной продукции приходится на внутренние поставки. Безусловно, больше пострадали сами производители, потому что они испытывают огромную потребность в оборотном капитале. А если учесть длительный производственный цикл, то можно сказать, что данная структура на сегодняшний момент самая рискованная и хрупкая. За последние два года кто-то успел избавиться от лишнего балласта непрофильных активов, однако основная масса игроков до сих пор держит их на балансе. Во втором периоде им представится хорошая возможность использовать нереализованные в первом моменты и сконцентрироваться на основной деятельности.

Если после тщательного изучения рынка окажется, что продолжать работу в данном сегменте бесперспективно, компания может выбрать стратегию ухода с поля, сменив профиль деятельности. В основном это касается компаний, работающих на нишевых рынках — в данную категорию входят в первую очередь элитные, эксклюзивные и просто очень дорогие товары и услуги. Спрос на них упадет достаточно сильно. Таким организациям лучше всего переориентироваться на другую продукцию.

Другая стратегия, которую можно предложить организациям — затаиться на время, чтобы после того, как атака кризиса будет отражена, использовать эффект неожиданности и быстро выйти на рынок. Однако при этом, даже сокращая расходы до минимума, ни в коем случае нельзя увольнять ключевых специалистов, которые составят костяк организации, когда она пойдет в решительную контратаку.

Согласно третьему сценарию, можно использовать вариант экспансии. «Ведь кризис — это не только уход некоторых игроков с поля, но и увеличение доли более мощных, гибких и адаптированных организаций, — комментирует Павел Парфенов, директор по проектам компании «MOST Marketing» в эфире одной из московских радиостанций. — Возможность сейчас расширить свой бизнес за счет того, что цена на некоторые активы начинает приближаться к справедливой — это весьма эффективный сценарий. Но для того, чтобы использовать эти стратегические альтернативы, нужно достаточно серьезно оценить свои шансы на успех».

Итак, в 2008 году никто не мог предсказать, что соперник окажется так хорошо подготовлен, в отличие от команды бизнес-сообщества. Все ожидали, что атака кризиса не дойдет до реального сектора и ограничится фондовыми рынками и спекулятивными банками, а в лучшем случае вообще завершится «пробросом». Однако все эти размышления уже позади. Первый шок прошел, и сегодня мы имеем дело с фактами. Будем надеяться, что во время «праздничного» перерыва сообщество смирится с переменами, признает свои ошибки и во втором тайме перейдет от ожиданий к грамотным, выверенным действиям.

Свежее решение

Компании, которая решится освоить новый продукт, может выбрать один из методов разработки новой бизнес-стратегии:

  • приобрести информацию о новых видах товаров (услуг) у третьих лиц;
  • изобрести эксклюзивный продукт, используя результаты собственных маркетинговых исследований;
  • усовершенствовать функциональность или дизайн ранее выпускаемого товара;
  • привлечь партнера к разработке нового товара.

Ольга Сизова

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.