«...Первые итоги применения новой редакции части первой НК РФ...»

«...Первые итоги применения новой редакции части первой НК РФ...»

20.11.2008 распечатать

Прошло больше года, как вступил в силу Федеральный закон от 27 июля 2006 г. № 137-ФЗ. За это время налоговые органы опробовали новые процедуры проведения налоговых проверок, налогоплательщики оценили изменения порядка исчисления сроков, установленных в Налоговом кодексе и т. д. Как известно, стал другим порядок проведения выездных проверок, существенные изменения коснулись сроков их проведения. О том, как эти и другие нововведения сказались на налогоплательщиках и какую пользу они принесли, мы попросили рассказать Брусницына Андрея Владимировича, советника государственной гражданской службы Российской Федерации III класса.

— Андрей Владимирович, как на работу налоговых органов повлияло то, что изменился порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах?
– Между налоговыми органами и налогоплательщиками стало гораздо меньше разногласий. Положительным является то, что сейчас все сроки, которые определяются днями, исчисляются в рабочих днях. За исключением случаев, когда в Налоговом кодексе прямо определено, что срок устанавливается в календарных днях. Раньше определение недели в Налоговом и Гражданском кодексах не совпадало. Это создавало трудности как для налогоплательщиков, так и для налоговых органов. Количество споров было значительным. Сейчас такой проблемы не существует.
Заметным послаблением для налогоплательщиков стало также то, что в два раза увеличился срок на представление документов при выездной проверке: с пяти календарных дней до десяти рабочих дней. Существенно сократились случаи, когда налогоплательщики физически не успевали подготовить документы и привлекались к ответственности. Более того, этот срок налоговый орган вправе продлить, если сочтет это необходимым.
— А что Вы думаете по поводу сроков, установленных для письменных разъяснений Минфина? Оказалось ли это поправкой на пользу налогоплательщикам?
– Чтобы получить письменное разъяснение от чиновников, налогоплательщику придется ждать два месяца со дня поступления соответствующего запроса. Более того, по решению руководителя соответствующего органа этот срок может быть продлен еще на месяц (ст. 34.2 НК РФ). Конечно, это сильно удлиняет сроки получения разъяснений рядовыми налогоплательщиками.
— Десятидневный срок информирования об открытии (закрытии) счетов поменялся на семидневный. Как это отразилось на функциях налогового контроля?
– Учитывая, что теперь в Налоговом кодексе сроки исчисляются в рабочих днях, фактический срок для сообщения в налоговый орган сведений может быть как меньше, так и на день больше, в зависимости от дня недели, в котором имеет место открытие счета. Следовательно, права налогоплательщиков в этом случае не ущемляются.
— Пункт 5 статьи 32 Налогового кодекса предписывает налоговым органам руководствоваться письменными разъяснениями Минфина. Как часто возникают прецеденты, когда позиция ФНС России отличается от мнения консультантов Минфина?
– Одной из причин появления в кодексе данной нормы было то, что позиции финансового и налогового ведомств по некоторым вопросам его применения расходились. Из-за этого страдали налогоплательщики. Сейчас такие расхождения фактически ликвидированы. Хотя с точки зрения Минфина России (письмо от 7 августа 2007 г. № 03-02-07/2-138) его позиция в письмах по конкретным вопросам не должна восприниматься как официальные разъяснения. Соответственно любое лицо, включая налоговые органы, вправе применять нормы кодекса без учета соответствующей позиции Минфина. Обязательными же для ФНС России являются только те письма министерства, которые направляются непосредственно в ФНС России.

— Многим налогоплательщикам знакома ситуация, когда платежка подается в банк с ошибкой, в результате которой деньги перечисляются мимо бюджета. Как сегодня, с внесением изменений Законом № 137-ФЗ, складывается ситуация с признанием обязанностей налогоплательщика по уплате налогов?
– Обязанность по уплате налога считается исполненной налогоплательщиком с того момента, как в банк предъявлено поручение о перечислении в бюджетную систему Российской Федерации на соответствующий счет Федерального казначейства денежных средств со счета налогоплательщика в банке, при наличии на нем достаточного денежного остатка на день платежа. В то же время в ситуациях, когда в поручении на перечисление суммы налога налогоплательщик неправильно указал номер счета Федерального казначейства и наименование банка получателя, и это повлекло за собой неперечисление суммы в бюджетную систему, его обязанность по уплате налога не признается исполненной.
Кроме того, налоговый орган вправе потребовать у банка документальное подтверждение того, что денежные средства со счетов налогоплательщиков, а также с корреспондентских счетов банков были списаны. Банку предстоит доказать, что суммы налогов, сборов, пеней и штрафов были перечислены в бюджетную систему Российской Федерации.
— Каким образом проводится «работа над ошибками», если в платежном документе налогоплательщик допустил неточности?
– Если ошибки в платежном поручении на перечисление налога не повлекли неперечисление этого налога в бюджетную систему, налогоплательщик вправе подать в налоговый орган по месту своего учета заявление о допущенной ошибке. К нему нужно приложить документы, подтверждающие уплату указанного налога и его перечисление в бюджетную систему РФ на соответствующий счет Федерального казначейства, с просьбой уточнить основание, тип и принадлежность платежа, налоговый период или статус плательщика (ст. 45 НК РФ).

Кроме того, по предложению налоговой или налогоплательщика может быть проведена совместная сверка уплаченных им налогов. Результаты сверки оформляются актом, который подписывают налогоплательщик и уполномоченное должностное лицо налогового органа. Так ликвидируются последствия допущенной ошибки в платежном поручении.
— Налоговым органам предоставлено право начислять пени по неуплаченным вовремя авансовым платежам. Как это повлияло на число споров?
– Количество споров по данным вопросам значительно снизилось. Важным изменением, привнесенным Законом № 137-ФЗ, является то, что уплата авансовых платежей регламентируется. До принятия закона их статус представлялся спорным. И соответственно существовало большое количество споров о том, как уплачивать пени и штрафы при несвоевременной уплате авансовых платежей.
В соответствии с изменениями авансовые платежи признаны предварительными платежами по налогу. Обязанность по их уплате признается исполненной в порядке, аналогичном для уплаты налога. При этом в случае, если авансовые платежи сделаны в сроки, более поздние по сравнению с установленными, на их сумму начисляются пени. Но то, что нарушен порядок исчисления и уплаты авансовых платежей, не может рассматриваться как основание, чтобы привлечь лицо к ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах.
— Статья 70 Налогового кодекса предусматривает срок выставления требования по уплате налогов – три месяца с даты выявления недоимки. Раньше он исчислялся от срока уплаты налога. Как теперь определяется начало его исчисления?
– При подготовке изменений в Налоговый кодекс, безусловно, принимали во внимание практику его применения и старались устранить существующие недочеты. В частности, норма, когда срок выставления требования исчислялся от срока уплаты налога, приводила к тому, что в большом количестве случаев налоговые органы выявляли факт неуплаты налога за рамками трехмесячного срока с установленного момента уплаты, и норма становилась недействующей. Поэтому теперь момент начала течения срока изменили на момент выявления недоимки.
— В каких документах фиксируется эта дата?
– При выявлении недоимки инспектор заполняет соответствующую форму. Она утверждена приказом ФНС России от 1 декабря 2006 г. № САЭ-3-19/825@. Эта форма позволяет четко определить дату, с которой начинается отсчет срока.
— Скажите, пожалуйста, позволяет ли достигнуть эффективности налогового контроля применение электронного документооборота при блокировке операций по счетам налогоплательщиков? Наверное, в этом есть сложности?
– Налоговые органы действительно вправе направлять решения о приостановлении операций и их отмене в банк в электронном виде. Такой порядок должен быть разработан Центральным банком по согласованию с ФНС России. При этом Налоговым кодексом предусматривается фиксация даты и времени получения банком такого решения, которые указываются в уведомлении о вручении или в расписке о получении решения.
В то же время из-за технических сложностей в реализации указанных положений соответствующий порядок пока не утвержден. Когда он будет принят, существенно автоматизируется процесс приостановления операций по счетам, снизится влияние человеческого фактора, процесс станет более оперативным. Представляется, что в целом это должно положительно сказаться на эффективности такой обеспечительной меры уплаты налога, как приостановление операций по счету.
— Как изменения в отношении налоговых деклараций отразились на взаимоотношениях с налогоплательщиками? Ужесточило ли это налоговый контроль или же наоборот ослабило?
– Нельзя сказать, что изменения в части налоговых деклараций непосредственно повлияли на ужесточение контроля или его ослабление. Но представляется, что сами изменения правильнее оценить как позитивные.
Существенным новшеством статьи 80 Налогового кодекса стало то, что теперь налогоплательщики вправе подавать налоговую декларацию по упрощенной форме, утверждаемой Министерством финансов. При этом для подачи упрощенной декларации должны соблюдаться сразу два условия: отсутствие движения денежных средств и отсутствие объекта налогообложения. Форма декларации утверждена приказом Минфина России от 10 июля 2007 г. № 62н. Это снижает административную нагрузку на лиц, временно не осуществляющих хозяйственную деятельность.
— Андрей Владимирович, не возникает ли больше споров у налогоплательщиков с налоговиками в ситуациях, когда декларацию подписывает представитель налогоплательщика?
– Этот вопрос решен. Налоговым кодексом установлено, что представитель вправе подписать декларацию (расчет), подтверждая достоверность и полноту сведений, указанных в налоговой декларации. Такая подпись создает правовые последствия для налогоплательщика. А чтобы налоговые органы не предъявляли претензий к такой декларации, необходимо указать в ней основание представительства и приложить копию документа, подтверждающего полномочия представителя на подписание налоговой декларации.
— Как, на Ваш взгляд, изменения, внесенные в статьи 88 и 89 Налогового кодекса, сказались на регулировании порядка проведения налоговых проверок?
– С точностью наоборот звучит теперь правило, определяющее возможность налоговых органов истребовать у налогоплательщиков дополнительные документы при камеральной проверке. С учетом изменений общим правилом стало то, что налоговый орган этого делать не вправе. Большой плюс изменений в том, что они достаточно четко определили, что и когда можно запросить.
Такой подход законодателя позволяет сделать камеральную проверку гораздо менее обременительной формой налогового контроля для налогоплательщиков. Ведь не секрет, что истребование документов зачастую является наиболее спорным и сложным моментом взаимодействия налогоплательщиков с налоговыми органами.
Еще одним существенным новшеством в проведении камеральных проверок стала необходимость составить акт налоговой проверки, если налоговым органом установлен факт налогового правонарушения. Это очень важно с точки зрения защиты прав налогоплательщиков, у них появилась возможность представлять свое несогласие и возражения, как и по результатам выездной проверки.
— А что стало наиболее существенным в порядке проведения выездных проверок?
– Самым важным изменением является то, как теперь регламентируются сроки проведения выездных проверок. Вам ведь известно, что больше не действует признанный ранее Конституционным Судом механизм исчисления сроков проверки в зависимости от фактического времени пребывания проверяющих на территории налогоплательщика.
Выездная налоговая проверка должна продолжаться не более двух месяцев. При необходимости указанный срок продлевается до четырех месяцев, а в исключительных случаях до шести месяцев.
Таким образом, налогоплательщик может определить предельный срок проведения проверки.
— Как в целом Вы можете оценить изменения, внесенные в Налоговый кодекс?
– В целом большинство из изменений можно оценивать как позитивные. При этом важным является формирование налоговыми органами надлежащей практики по применению Налогового кодекса, логично вытекающей из тех положений, которые приняты законодателем. Практики, которая не будет строиться исключительно на фискальной функции и исходя из этой функции искусственно изменять смысл заложенных в кодекс норм.
— Андрей Владимирович, благодарим Вас за интервью.

Беседовала И. Угланова, шеф-редактор журнала «ПБ»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...