Не основные, но обязательные

Не основные, но обязательные

01.09.2008 распечатать

Перечисляя бумаги, которые фирма должна предъявить при декларировании экспортных товаров, законодатели ограничились лишь списком основных документов. Но усердные таможенники, воспользовавшись такой формулировкой, постоянно запрашивают от экспортеров предоставления дополнительной, но необходимой, по их утверждению, информации. Возникает естественный вопрос: законны ли подобные требования чиновников?

Общий порядок

Наверное, руководству каждой фирмы, которая хоть раз занималась экспортными операциями, известна проблема формирования так называемого «декларационного» пакета. С основной его частью все более или менее понятно. Проблемы, как правило, возникают тогда, когда дело доходит до предоставления дополнительных документов на ввозимые товары. Впрочем, обо всем по порядку.

Итак, по общему правилу, подача ГТД должна сопровождаться представлением в таможенный орган документов, подтверждающих заявленные в данной декларации сведения (п. 1 ст. 131 Таможенного кодекса, далее — ТК). В частности, таможенникам необходимо предъявить договоры, заключенные при совершении внешнеэкономической сделки, коммерческие документы, транспортные или перевозочные бумаги — коносаменты, железнодорожные накладные, авианакладные и т. п. Кроме того, чиновники затребуют разрешения, лицензии, сертификаты, а в некоторых случаях — бумаги, подтверждающие происхождение товаров. Далее следует продемонстрировать платежные и расчетные документы, а также материалы, подтверждающие сведения о декларанте и лицах.

Однако повторим, что, излагая данный перечень, законодатель особо отметил — это лишь основной набор и не более. Такая формулировка дает таможенникам возможность периодически выдвигать собственные требования к формированию декларационного пакета документов. Ситуация усугубляется еще и тем, что таможня сможет выпустить груз только в том случае, если все условия чиновников будут выполнены (п. 1 ст. 166 ТК). Что греха таить — эти требования вполне можно назвать фатальными: о них постоянно спотыкаются фирмы и ими повсеместно прикрываются таможенники.

Строго по закону

Однако выход из сложившейся ситуации найти все-таки можно. Прежде всего, необходимо вспомнить, что представители контролирующих органов вправе потребовать только те документы и сведения, необходимость которых установлена законом (п. 1 ст. 63 ТК). А возможность представления более подробной информации, то есть указания на то, что именно необходимо чиновникам узнать о декларируемом товаре и как эти данные должны предоставляться — также должна быть закреплена законодательно (п. 2 ст. 63 ТК).

Таким образом, чтобы понять, насколько оправданы требования таможенников, необходимо каждый раз обращать внимание на две вещи — указаны ли требуемые документы в законодательных актах, и в каких ситуациях предъявление таких бумаг необходимо.

Допустим, компания перевозит через границу лом и отходы черных металлов. В данном случае таможенники, кроме основных документов, потребуют показать заключение (или акт экспертизы) аккредитованной лаборатории о соответствии данного товара установленному ГОСТу 2787, а также документально подтвердить, что перевозимый груз не входит в перечень опасных отходов.

Здесь в первую очередь необходимо разобраться, что же понимается под словосочетанием «опасные отходы». Ведь бояться стоит только тех металлов и сплавов, в состав которых входят сурьма, кадмий, селен, теллур, таллий, мышьяк, соединения мышьяка, ртуть, соединения ртути (приложения 1 и 2 Правил, установленных постановлением Правительства от 17 июля 2003 года № 442 «О трансграничном перемещении отходов», далее — постановление № 442). На перемещение через границу подобных грузов необходима лицензия Министерства экономического развития и торговли, которая, в свою очередь, выдается на основании разрешения Министерства природных ресурсов.

На «нет» и документов нет

Но все вышеперечисленное имеет значение для экспортеров только в том случае, если в перевозимом товаре содержатся опасные вещества. А раз нигде в представленных таможенникам документах не сказано об их наличии, то любые претензии чиновников беспочвенны. Они, конечно, могут попытаться «пойти на принцип» и заявить, что фирма не предъявила вовремя упомянутую выше лицензию и нарушила тем самым законодательство (т. е. будут настаивать, что компания нарушила абз. 1 и 2 п. 1 ст. 149 ТК — прим. авт.).

Но и фирма в данном случае не остается безоружной. Первое, чем может воспользоваться декларант — это постулат о том, что при осуществлении таможенного оформления и контроля чиновники не вправе устанавливать требования и ограничения, не предусмотренные отечественным законодательством (п. 2 ст. 14 ТК). Ну а дальше, возвращаясь к лабораторному заключению, можно напомнить таможенникам, что нигде в законе не указано о необходимости предъявления данного документа, если груз не является опасным.

А для того, чтобы требовать дополнительные бумаги без серьезных на то оснований, необходимо иметь соответствующие полномочия (п. 2 ст. 63 ТК), которых у таможенников в настоящее время нет (постановление ФАС Северо-Западного округа от 26 декабря 2007 г. по делу № А13-5159/2007).

Проверка данных

Впрочем, в некоторых ситуациях требование таможенников о предъявлении дополнительного пакета документов может быть оправдано. Речь идет о случаях, когда заявленные при декларировании товаров сведения должным образом не подтверждены, либо обнаружены признаки их недостоверности (п. 5 ст. 153 ТК).

Если вдруг таможенники сочтут, что заявленная при декларировании информация нуждается в дополнительном документальном подтверждении или даже заподозрят, что она недостоверна, то они вправе провести дополнительную проверку. В таком случае сотрудники таможни сообщают декларанту, какие именно бумаги им необходимы. При этом выпуск товара будет отложен вплоть до разрешения всех спорных вопросов.

В случае выявления признаков того, что заявленные при декларировании сведения, которые имеют значение для определения размера причитающихся к уплате сумм таможенных платежей, могут быть недостоверными или неподтвержденными надлежащим образом, таможенный орган осуществляет дополнительную проверку указанных сведений. Этот факт не является препятствием для выпуска товаров под экономические условия, т. е. с обеспечением уплаты таможенных платежей.

В противном случае ничем не обусловленное требование представить определенные документы можно расценить только как попытку переложить бремя осуществления контрольных мероприятий на самого декларанта, что недопустимо в принципе.

комментарий специалиста

«В ряде случаев действия и требования сотрудников таможни можно описать так: сначала требуем дополнительные документы, а потом разбираемся, нужны ли они. Подобная тактика нередко приводит чиновников и фирму в суд. Например, недавно имел место случай, когда таможенники потребовали у компании, экспортирующей продукты питания, представить им санитарно-эпидемиологическое заключение. Требование, безусловно, законное, если бы не одно «но» — чиновники не поинтересовались, для чего импортируются продукты. Дело в том, что заключение необходимо только в тех случаях, когда товары ввозятся с целью реализации населению (п.п. 1 и 2 ст. 16 Федерального Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»). А в данном случае они предназначались для обеспечения продуктами питания пассажиров международного воздушного судна и должны были остаться на его борту. Поэтому такие грузы освобождаются от всех ограничений на ввоз, а также налогов, таможенных и акцизных сборов, как это следует из пункта 1 статьи 9 соглашения между Правительством РФ и Правительством США о воздушном сообщении, которое было заключено 14 января 1994 года (постановление ФАС Московского округа от 28 марта 2007 г. № КА-А40/1981-07-П)».

Анна Будневич

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.