Реорганизация фирмы и имущественная декларация

Реорганизация фирмы и имущественная декларация

11.08.2008 распечатать

Когда речь идет о реорганизации, даже такая четкая обязанность фирмы, как представление отчетности, может вызвать немало вопросов. Недавно на некоторые из них, касающиеся подачи декларации по налогу на имущество в случае присоединения одной компании к другой, ответили специалисты Минфина.

Положения Налогового кодекса не оставляют сомнений в том, что по истечении каждого налогового периода фирма должна представить в налоговую инспекцию декларацию по налогу на имущество (подп. 4 п. 1 ст. 23; п. 3 ст. 80, п. 1 ст. 386 НК). Причем сделать это она обязана даже в том случае, если соответствующий объект налогообложения отсутствует (письмо Минфина от 15 мая 2008 г. № 03-05-05-01/34). Налоговым периодом по налогу на имущество согласно статье 379 Кодекса признается календарный год. Однако ситуация, когда реорганизация фирмы завершается ровно 31 декабря, вполне обоснованно представляется весьма редкой. Как правило, это происходит до завершения очередного года. На этот случай статья 55 Налогового кодекса предусматривает особый порядок определения последнего налогового периода преобразуемой компании. В соответствии с абзацем 1 пункта 3 данной статьи, если организация была ликвидирована (реорганизована) до конца календарного года, то последним налоговым периодом для нее является период времени от начала этого года до дня завершения ликвидации (реорганизации). В то же время данное правило не распространяется на ту фирму, в которую вливается другая компания (абз. 4 п. 3 ст. 55 НК). Действительно, когда речь идет о реорганизации в форме присоединения, то присоединяющееся общество прекращает свою деятельность и именно с этого момента считается преобразованным. При этом «приютившая» его организация не подлежит регистрации в качестве нового юрлица — регистрируются только изменения, вносимые в его учредительные документы. Иными словами, понятие «последний налоговый период» применимо в рассматриваемой ситуации исключительно к присоединяющейся фирме. Соответственно, именно у нее и возникает обязанность представить декларацию по налогу на имущество по окончании реорганизации. Но есть ли у нее такая возможность?

Кто подает декларацию?

Как уже упоминалось, присоединяющееся предприятие будет признано реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующей записи о прекращении ее деятельности. Для преобразования фирме необходимо направить в налоговую заявление о внесении соответствующей записи в ЕГРЮЛ, решение о реорганизации этого юридического лица, договор о присоединении и передаточный акт (п. 3 ст. 17 Закона от 8 августа 2001 г. № 129-ФЗ). Данные документы направляются в инспекцию по месту нахождения юридического лица, к которому осуществляется присоединение. При этом внести запись в реестр налоговики должны в течении пяти дней, что, в свою очередь, не позволяет заранее определить дату окончания последнего налогового периода присоединяемой компании. Но даже не это самое главное. Проблема заключается в том, что, по логике вещей, сама необходимость определения налоговой базы и подачи декларации возникает у такой фирмы лишь тогда, когда в ЕГРЮЛ внесена запись о прекращении ее деятельности — по окончании налогового периода. Иными словами, это происходит тогда, когда компания уже не существует. По мнению же специалистов главного финансового ведомства, высказанному в письме от 26 июня 2008 года № 03-05-04-01/26, если отчетность за последний налоговый период присоединенной компании не была представлена ею самой, то сделать это необходимо той фирме, в которую она влилась.

При реорганизации в порядке присоединения присоединяющаяся фирма передает свои активы, имущество, права и обязательства компании-правопреемнику — той, к которой присоединяется. Таким образом, последняя несет ответственность не только по своим обязательствам, но и по обязательствам «поглощенной» фирмы. Это правило в полной мере относится к уплате налогов, а значит и к представлению отчетности (п. 2, 5 ст. 50 НК РФ).

Куда сдавать декларацию?

Налог на имущество является региональным и имеет свои особенности уплаты. Перечисляться он может тремя способами (письмо Минфина от 20 декабря 2007 г. № 03-05-06-01/145). По месту нахождения головного офиса уплачивается налог в отношении всего имущества, учитываемого на его балансе, за исключением недвижимости, которая находится на территории других субъектов Федерации. Аналогичным образом уплачивается налог по месту нахождения обособленного подразделения с отдельным балансом. А вот в отношении недвижимого имущества в других регионах налог необходимо уплачивать по месту «обитания» самого имущества. Понятно, что и соответствующие декларации представляются по месту уплаты самого налога, что в упомянутом письме подтвердили финансисты.

Согласно статье 11 Налогового кодекса обособленным подразделением организации признается любая территориально отделенная от нее структурная единица, по месту нахождения которой оборудованы стационарные рабочие места. Поэтому логично предположить, что именно в «обособленца» в конечном итоге и будет преобразована присоединенная компания. В том случае, если головная организация выделит данное подразделение на отдельный баланс, именно по месту нахождения такого «обособленца» и будет необходимо представить декларацию по итогам последнего налогового периода присоединенной фирмы, отмечают представители Минфина в письме от 26 июня 2008 года № 03-05-04-01/26. Если же, указывают они, помимо этого при реорганизации в собственность правопреемника перешли объекты основных средств в других регионах, то отчетность необходимо представить и по месту их нахождения.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.