Транзитная реклама

Транзитная реклама

09.06.2008 распечатать

Самая действенная реклама — это реклама на транспортных средствах. Ведь для того чтобы не видеть и не слышать назойливые ролики по телевизору и радио достаточно переключить канал или настроить приемник на другую волну. Но вот на работу большинству из нас приходится добираться на общественном транспорте. Автобусы, трамваи, метрополитен каждый день принимают миллионы людей. При этом во время поездки мы волей-неволей обращаем внимание на яркую рекламу на бортах транспортных средств, на развешанные плакаты внутри метрополитена. В нашей статье мы поговорим о некоторых особенностях учета затрат на транспортную рекламу.

Рекламные новости

Законодатели в мае 2008 года внесли изменения в Федеральный закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ «О рекламе», которые касаются размещения рекламы азартных услуг*. Согласно поправкам, требования к рекламе основанных на риске игр, пари, распространятся теперь и на рекламу сопутствующих им услуг. Так что, спускаясь в метро или встречая родных и близких на вокзале или в аэропорту, вы больше не увидите рекламу игорных заведений, а также мест осуществления деятельности по оказанию сопутствующих азартным играм услуг.

Состав расходов на транзитную рекламу

Затраты, связанные с созданием, распространением и размещением таких сведений относятся к рекламным. Таким образом, к расходам на транспортную рекламу относятся следующие издержки:

  • по оплате услуг рекламного агентства, связанных с размещением информации о товарах и торговой организации (реализующей эти товары) на щитах и на самоклеящихся плакатах, расположенных на сводах эскалаторов и в вестибюлях метро. А также на внутренней поверхности вагонов электропоездов (письма УФНС РФ по г. Москве от 17.06.2005 № 20-12/43630, ФНС России от 25.11.2004 № 02-4-08/325);
  • на разработку, изготовление и распространение рекламных материалов в виде тентов для фур (грузовых автомобилей) с нанесенными на них изображениями зарегистрированного в установленном порядке товарного знака фирмы (письмо Минфина России от 02.11.2005 № 03-03-04/1/334);
  • на горюче-смазочные материалы для транспортных средств, осуществляющих рекламу (письмо Минфина России от 15.07.2005 № 03-03-04/1/75);
  • и другие подобные затраты.

Обратите внимание: размещение на транспортных средствах отличительных знаков, указывающих на их принадлежность каким-либо лицам, не является рекламой (п. 4 ст. 20 закона от 13.03.2006 № 38-ФЗ). Поэтому расходы на перекрашивание автомобиля организации в корпоративные цвета и изображение на нем фирменного логотипа не относятся к рекламным.

Учитываем «рекламные» расходы

Затраты на рекламу, распространяемую с помощью транспортных средств, уменьшают налогооблагаемую прибыль в составе прочих расходов (подп. 28 п. 1 ст. 264 НК РФ). При этом необходимо учитывать положения пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса, согласно которым рекламные издержки делятся на два вида: нормируемые и ненормируемые.

Про учет расходов на транспортную рекламу в Налоговом кодексе не сказано ничего. Возникает вопрос, к какому виду налоговых затрат ее относить: к нормируемым или нет?

Для ответа на данный вопрос следует обратиться к официальным разъяснениям. Согласно им, издержки на рекламу, размещенную на транспортных средствах, в том числе в метрополитене, относятся к нормируемым расходам и учитываются в размере, не превышающем одного процента выручки от реализации. Об этом свидетельствуют письма Минфина России от 30.12.2005 № 03-03-04/2/148, от 20.04.2006 № 03-03-04/1/361. Аналогичные выводы содержат письма УФНС России по г. Москве от 17.06.2005 № 20-12/43630, ФНС России от 25.11.2004 № 02-4-08/325 и постановление ФАС Волго-Вятского округа от 13.01.2005 № А43-1729/2004-32-152.

В основном вышеназванная позиция основывается на положениях закона от 18.07.95 № 108-ФЗ «О рекламе», который в настоящий момент утратил свою силу. В нем содержались разные требования по распространению и размещению наружной и транспортной рекламы. Однако на сегодняшний день действует закон от 13.03.2006 № 38-ФЗ (далее — Закон № 38-ФЗ), который, так же как и прежний, содержит отдельные положения в отношении требований к распространению и размещению как наружной, так и транспортной рекламы. Данные разграничения и отличают эти виды реклам друг от друга.

Так, из пункта 1 статьи 19 Закона № 38-ФЗ следует, что под наружной рекламой надо понимать ту, что осуществляется с использованием определенных приспособлений. Это щиты, стенды, строительные сетки, перетяжки, электронные табло, воздушные шары, аэростаты и иные технические средства стабильного территориального размещения, монтируемые и располагаемые на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений, сооружений или вне их, а также остановочных пунктов движения общественного транспорта. Как видим, среди них средства передвижения не указаны.

Таким образом, затраты по размещению и распространению информации о товарах (работах, услугах), о деятельности фирмы, о ее товарном знаке и знаке обслуживания как внутри, так и на поверхности (снаружи) транспортного средства необходимо нормировать при расчете налога на прибыль.

Налоговым периодом по налогу на прибыль организаций признается календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ). Этот промежуток времени, как правило, состоит из следующих отчетных периодов: I квартала, полугодия и девяти месяцев календарного года (п. 2 ст. 285 НК РФ). По окончании каждого отчетного периода налогоплательщик должен исчислить сумму налога на прибыль. При этом налогооблагаемую прибыль следует учитывать нарастающим итогом с начала налогового периода (п. 7 ст. 274 НК РФ). Для российских организаций она определяется как разность между доходами и расходами (п. 1 ст. 247 НК РФ). Следовательно, их тоже надо учитывать нарастающим итогом с начала налогового периода. Под доходами подразумевается прибыль от реализации товаров, работ, услуг, имущественных прав и поступления от внереализационной деятельности (п. 1 ст. 248 НК РФ). А в целях главы 25 Налогового кодекса доходом от реализации признаются выручка от реализации товаров (работ, услуг) как собственного производства, так и ранее приобретенных и выручка от реализации имущественных прав (п. 1 ст. 249 НК РФ).

Предельный размер нормируемых рекламных расходов следует рассчитывать исходя из выручки от реализации без учета НДС и акцизов (письмо Минфина России от 07.06.2005 № 03-03-01-04/1/310). Выручка от реализации за полугодие может отличаться от такого же показателя за I квартал. При ее увеличении повышается и предельный размер нормируемых рекламных расходов. Поэтому неучтенные в одном отчетном периоде расходы на рекламу могут быть отражены при расчете налога на прибыль в последующих отчетных периодах календарного года.

Сверхнормативная сумма расходов на рекламу признается вычитаемой временной разницей и приводит к образованию отложенного налогового актива (п.п. 11, 14 ПБУ 18/02 «Учет расчетов по налогу на прибыль организаций», утв. приказом Минфина России от 19.11.2002 № 114н). В бухгалтерском учете они отражаются по дебету счета 09 «Отложенные налоговые активы» и кредиту счета 68 «Расчеты по налогам и сборам».

НДС

Фирма вправе уменьшить начисленный к уплате в бюджет налог на добавленную стоимость на суммы «входного» НДС по услугам, приобретенным для ведения облагаемой этим налогом деятельности (п.п. 1 и 2 ст. 171 НК РФ). Напомним, что вычет производится после принятия к учету услуг на основании выставленного счета-фактуры (п. 1 ст. 172 НК РФ).

В отношении нормируемых рекламных расходов специалисты финансового ведомства придерживаются мнения, что суммы НДС по ним подлежат вычету в размере, соответствующем этим нормам. Такой вывод они делают на основании абзаца 2 пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса (письмо Минфина России от 09.04.2008 № 03-07-11/134). Однако в первом абзаце пункта 7 статьи 171 Налогового кодекса говорится о принятии к вычету сумм НДС с части командировочных и представительских расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль. В нем не указаны расходы на рекламу. Поэтому можно сделать вывод, что сумму НДС по таким затратам организация имеет право принять к вычету в полном объеме, если выполнены все условия, необходимые для этого:

  • расходы на рекламу связаны с деятельностью, облагаемой НДС;
  • услуги (товары, работы) по рекламе оприходованы;
  • имеется счет-фактура.

Такой точки зрения придерживаются судьи в постановлении ФАС Московского округа от 03.11.2005 № КА-А40/10907-05. Аналогичные выводы содержит постановление ФАС Поволжского округа от 22.01.2008 по делу № А55-5349/2007. Однако есть другая позиция арбитров. Она аналогична мнению финансового ведомства и представлена в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 21.07.2004 № Ф04-5004/2004(А81-3059-31), ФАС Московского округа от 15.03.2005 № КА-А40/1512-05, ФАС Северо-Западного округа от 18.07.2005 № А56-11749/04, ФАС Уральского округа от 20.02.2006 № Ф09-746/06-С2 по делу № А07-36767/05. Таким образом, если организация примет решение о применении в полном объеме вычетов по НДС, относящихся к рекламным расходам, не учитываемым при исчислении налога на прибыль, то ей, скорее всего, придется отстаивать свою позицию в суде.

Итак, согласно позиции финансового ведомства, суммы налога на добавленную стоимость по сверхнормативным расходам к вычету не принимаются. Как быть с «входным» НДС по расходам, которые перестали быть сверхнормативными? Ведь, как было сказано выше, предельный размер нормируемых затрат меняется по мере увеличения объема выручки в течение налогового периода. Минфин считает, что суммы НДС по нормируемым издержкам подлежат вычету в тех периодах, в которых они возникли. Кроме того, суммы «добавленного» налога, относящиеся к сверхлимитным расходам, которые в отчетном периоде не уменьшают налогооблагаемую прибыль, к вычету в дальнейшем не принимаются (письмо Минфина России от 11.11.2004 № 03-04-11/201).

Пример

ООО «Актив» заключило с рекламным агентством договор на размещение в вагонах метрополитена наклеек с информацией об оказываемых фирмой услугах. Размер выручки от реализации без НДС в I квартале 2008 г. составил 3 800 000 руб. Стоимость рекламных услуг по договору составляет 88 500 руб., в том числе НДС 13 500 руб. Акт приемки-сдачи оказанных услуг подписан сторонами в марте 2008 г.

1 процент от суммы выручки за I квартал 2008 г. составляет 38 000 руб. (3 800 000 руб. × 1%). А расходы по размещению рекламных наклеек без НДС равны 75 000 руб. (88 500 руб. – 13 500 руб.). Таким образом, в I квартале 2008 г. ООО «Актив» признает расход по размещению рекламных наклеек в бухгалтерском учете в сумме 75 000 руб., а в налоговом учете — в сумме 38 000 руб.

Бухгалтер ООО «Актив» сделал проводки:

Дебет 60 Кредит 51
— 88 500 руб. — оплачены услуги по размещению рекламы в вагонах метрополитена;

Дебет 44 Кредит 60
— 75 000 руб. (88 500 руб. – 13 500 руб.) — рекламные затраты отражены в составе расходов на продажу;

Дебет 19 Кредит 60
— 13 500 руб. — отражен «входной» НДС;

Дебет 68-НДС Кредит 19
— 6840 руб. (38 000 руб. × 18%) — сумма НДС принята к вычету;

Дебет 91-2 Кредит 19
— 6660 руб. (13 500 руб. – 6840 руб.) — сумма НДС, не принятая к вычету, списана на прочие расходы;

Дебет 99 Кредит 68-налог на прибыль
— 1598 руб. (6660 руб. × 24%) — отражено постоянное налоговое обязательство;

Дебет 09 Кредит 68-налог на прибыль
— 8880 руб. ((75 000 руб. – 38 000 руб.) × 24%) — отражен отложенный налоговый актив.

ЕНВД

Распространение и (или) размещение рекламы на автобусах любых типов, трамваях, троллейбусах, легковых и грузовых автомобилях, прицепах, полуприцепах и прицепах-роспусках, речных судах подпадает под единый налог на вмененный доход (подп. 11 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), конечно, если в муниципалитете введена «вмененка» для этого вида деятельности. Реклама на транспортном средстве должна размещаться на основании договора, заключаемого рекламодателем с собственником транспортного средства или уполномоченным им лицом либо с лицом, обладающим иным вещным правом на транспортное средство (п. 1 ст. 20 Закона № 38-ФЗ). Следовательно, если с фирмой, имеющей в собственности транспортные средства, заключили договор о размещении рекламы напрямую, минуя рекламное агентство, то она занимается деятельностью по распространению рекламы, поэтому должна платить ЕНВД.

Обратите внимание: платить «вмененный» налог должен только непосредственный распространитель рекламы, а не ее заказчик и изготовитель.

«Вмененный» спецрежим применим только в отношении рекламы, рассчитанной на визуальное восприятие, путем ее размещения на крышах, боковых поверхностях кузовов, а также установки на них щитов, табличек, электронных табло и иных средств рекламы (ст. 346.27 НК РФ). Таким образом, деятельность по распространению рекламы внутри транспорта не подпадает под ЕНВД. Распространители рекламы, размещенной как внутри, так и снаружи транспортного средства должны вести раздельный учет (письмо Минфина России от 02.03.2006 № 03-11-04/3/106).

Юрист компании «Гарант» А.А. Скворцов

* Федеральный закон от 13.05.2008 № 70-ФЗ.

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...