Зачистка в «санитарных» документах

Зачистка в «санитарных» документах

27.02.2008 распечатать

Импортеры не понаслышке знают, что товары, предназначенные для реализации населению, допускаются к ввозу на территорию нашей страны только при наличии положительного санитарно-эпидемиологического заключения. Но что делать, если по объективным причинам фирма не имеет всех необходимых документов для получения такого «свидетельства»?

Пункт 1 статьи 16 Закона «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ) гласит, что ввозимая на территорию России продукция, применение которой предполагает непосредственное участие людей, не должна оказывать вредное воздействие на человека и окружающую среду. Подобные товары должны сопровождаться заключением о соответствии их санитарным правилам. Согласно статьям 42 и 51 указанного закона подобное «свидетельство» вправе выдавать главные государственные санитарные врачи и их заместители на основе специальной экспертизы. Причем проводить данное исследование продукции могут только аккредитованные в установленном порядке организации. Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз и других подобных испытаний, а также выдачи соответствующих заключений утвержден приказом Роспотребнадзора от 20 июля 2007 г. № 9866 (далее — Порядок). Так, согласно правовому акту для проведения экспертизы импортной продукции необходимо представить (п. 10 Порядка):

  • документы организации-изготовителя, по которым осуществляется изготовление импортной продукции;
  • документы, выданные уполномоченными органами страны происхождения продукции, подтверждающие ее безопасность для человека;
  • протоколы испытаний продукции (при их наличии);
  • образцы продукции в количестве, необходимом для санитарно-эпидемиологической экспертизы;
  • акт отбора образцов продукции, поступившей на санитарно-эпидемиологическую экспертизу;
  • потребительскую (или тарную) этикетку или их макеты;
  • техническое описание продукции с указанием условий применения, другие нормативные и технические документы о составе и условиях применения;
  • контракт или сведения о контракте на поставку продукции (при необходимости).

При этом все документы, представляемые для экспертизы, должны быть переведены на русский язык и заверены в установленном порядке.

Документ всему голова...

История, о которой пойдет речь, началась еще в 2006 году. Индивидуальный предприниматель на основании контракта с фирмой из Объеденных Арабских Эмиратов ввез на таможенную территорию России товар производства КНДР. Среди прочего коммерсант импортировал хозяйственные товары, одежду и посуду. Сотрудники Дагестанской таможни на пару со специалистами Федерального государственного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Дагестан» (ФГУЗ), как водится, отобрали образцы товара и направили их на экспертизу в лабораторию ФГУЗа. На следующий день предприниматель обратился туда же с заявлением о проведении санитарно-эпидемиологического исследования, а в Управление Роспотребнадзора по Республике Дагестан — с заявлением о выдаче соответствующего заключения. С Центром гигиены и эпидемиологии предприниматель заключил договор на выполнение платных медицинских работ и услуг, которые бизнесмен оплатил в тот же день, получив также соответствующий счет-фактуру. Однако по истечении 10 дней дело так и не сдвинулось с мертвой точки. Жалоба коммерсанта в Управление Роспотребнадзора тоже мало что дала. В ответ ФГУЗ потребовал от предпринимателя представить «свидетельства» безопасности товаров для человека, выданные страной их происхождения, а также документы от организации-изготовителя, по которым осуществляется производство импортной продукции. Однако проблема заключалась в том, что товары закупались бизнесменом не в стране их производства — КНДР, а в Арабских Эмиратах, и связи с изготовителем у коммерсанта попросту не было. Объяснив сие обстоятельство, предприниматель указал, что, тем не менее, им представлены переведенные на русский язык документы от страны-поставщика, которые подтверждают безопасность продукции. Несмотря на все эти усилия, в проведении экспертизы коммерсант вновь получил отказ. В поисках справедливости бизнесмен обратился в суд и не прогадал.

...но не для судей

Судьи признали, что главные санитарные врачи и их заместители действительно вправе принимать меры по ограничению ввоза в страну продукции, не имеющей санитарно-эпидемиологического заключения. Однако арбитры указали, что подобные полномочия касаются только тех случаев, когда выявлено нарушение санитарного законодательства, которое создает угрозу возникновения и распространения инфекционных заболеваний (ст. 10 Закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ и ст. 51 Закона от 30 марта 1999 г. № 52-ФЗ). В связи с этим, рассудили служители Фемиды, положения Порядка, устанавливающие перечень документов, необходимых для «исследования» импортной продукции, не могут рассматриваться как препятствующие проведению экспертизы. Кроме того, подчеркнули судьи, ФГУЗ не доказало того факта, что без указанных «бумаг» не в состоянии провести испытание товара и определить его соответствие (несоответствие) санитарным правилам. Следовательно, резюмировали служители Фемиды, отказ в проведении экспертизы и невыдача соответствующего санитарно-эпидемиологического заключения незаконны и нарушают права и интересы предпринимателя (постановление ФАС Северо-Кавказского округа № Ф08-8663/2007-3255А). Необходимо также подчеркнуть, что на момент судебных разбирательств еще действовал Порядок проведения санитарно-эпидемиологических экспертиз, утвержденный приказом Роспотребнадзора от 21 ноября 2005 г. № 776. Однако согласно новому Порядку для исследования импортной продукции необходимо представлять те же документы, что и раньше, за исключением разве что копии свидетельства о внесении записи в ЕГРЮЛ или ЕГРИП.

М. Тушнов, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.