Минфин: к налоговому раю за три года

Минфин: к налоговому раю за три года

10.10.2007 распечатать

К 2010 году Минфин планирует увеличить число лояльно настроенных по отношению к налоговой системе граждан сразу на 10 процентов. О том, какими способами представители профильного министерства, а также их подчиненные из ФНС, намерены в ближайшую трехлетку завоевывать сердца налогоплательщиков, подробно рассказано в опубликованном недавно ведомственном «Докладе о результатах и основных направлениях деятельности на 2008-2010 гг.»

Стремясь к удовлетворению чаяний простых граждан и предпринимателей, сотрудники Минфина не забывают и о своей главной задаче, а именно: о наполнении федерального бюджета. Авторы доклада не преминули напомнить, что за счет налоговых поступлений в настоящее время формируется более 70 процентов доходов государственной казны. Вряд ли этот показатель заметно снизится в ближайшую трехлетку, а значит, предпринимателям следует быть готовыми к жесткому контролю со стороны главного администратора страны — ФНС. Минфин, в частности, рекомендует налоговикам продолжить работу по выявлению новых способов и «черно-серых» схем, которые изобретательные и не слишком добросовестные бизнесмены используют для уклонения от уплаты налогов. Также в среднесрочных планах министерства — доведение до сведения налогоплательщиков информации о реквизитах счетов Федерального казначейства (а в случае необходимости — об их изменении) и других сведений, которые необходимы для заполнения поручений на перечисление налогов, сборов, пеней и штрафов в бюджеты разных уровней. Не останутся без работы и программисты налоговой службы. На их плечи возложат задачу развития технологий централизованной обработки данных.

«Регистрационные» метания

Однако наиболее интригующим видится еще одно направление работы ФНС — совершенствование государственной регистрации фирм и индивидуальных предпринимателей. В представленном вниманию общественности докладе подчеркивается, что чиновники намерены упростить регистрационные процедуры. Однако это плохо вяжется с недавними заявлениями высокопоставленных сотрудников налоговой службы, предлагавшими, наоборот, ужесточить процесс регистрации и видевшими в этом один из наиболее приемлемых способов борьбы с фирмами-«однодневками». Так, основная проблема, по мнению заместителя руководителя налогового ведомства Константина Седова, заключается в том, что его подчиненные согласно ныне действующему закону обязаны дать добро на создание нового юрлица или ПБОЮЛ в течение пяти дней. Этого временного промежутка не хватает для того, чтобы досконально проверить достоверность представленных будущим бизнесменом сведений, утверждает он. «Даже когда у нас имеются вполне определенные сомнения в добропорядочности заявителя, мы не имеем никакой возможности отказать ему в регистрации фирмы, — посетовал Седов. — Поэтому срок, установленный для проверки представленных сведений, просто необходимо увеличить до 20 дней».

ФНС не прочь расширить и пакет представляемых бизнесменами для госрегистрации документов. По мнению все того же Седова, его будет нелишним дополнить нотариально заверенным согласием владельца недвижимости, чей адрес по документам впоследствии пройдет как юридический. Да и с учредителей хорошо бы взять расписку об их согласии на участие в «рождении» фирмы, естественно, также с визой нотариуса. Таким образом, считает налоговик, можно убить сразу двух зайцев: сократить число случаев создания «однодневок» с помощью подложных документов, а также облегчить последующий поиск людей, ответственных за возможное банкротство компании.

В главном налоговом ведомстве страны уже озвучивали желание расширить перечень оснований для отказа бизнесменам в регистрации. Напомним, что по действующему законодательству оснований для отказа существует всего три: в случае отсутствия необходимых для госрегистрации документов, если бумаги поданы в ненадлежащую налоговую инспекцию, а также в ситуации, когда новая компания возникает в результате реорганизации ликвидируемой организации. Так вот, по мнению представителей ФНС, ни о каком создании новой организации не может идти речь, если, к примеру, паспортные данные заявителя окажутся недостоверными или он укажет в документах сомнительный адрес.

Все эти меры в итоге, с точки зрения Минфина, и должны будут обеспечить повышение собираемости налогов при поддержании их относительно низких ставок. Эксперты финансового ведомства отмечают, что под понятием «собираемость» они понимают отношение уплаченных гражданами налогов к расчетному объему платежей, определенному по уровню экономической активности населения. Гарантируют финансисты и стабильность налогового законодательства на протяжении ближайших трех лет, и прозрачность работы по подготовке поправок в Налоговый кодекс.

Перераспределение налогов

Говоря о стабильности налоговой системы, Минфин честно признается в том, что эта задача выполнима при одном, но крайне важном условии — сохранении стабильно высоких цен на нефть в период с 2008-го по 2010 год. Если «черное золото» катастрофически не подешевеет, чиновники обещают стабилизировать общую налоговую нагрузку и даже перераспределить ее. Так, с особым оптимизмом в недалекое будущее могут смотреть предприниматели, не использующие сомнительные с точки зрения ФНС налоговые схемы. Они, по заверению «кудринцев», перестанут быть «крайними» и расплачиваться за недобросовестных коллег по бизнесу, которые в настоящее время умело используют «дыры» в законе и ставят себя в более комфортные, по сравнению с честными коммерсантами, конкурентные условия. Не исключен и сценарий снятия избыточного бремени с одних отраслей и перекладывания его на другие, еще не сгорбившиеся под тяжкой налоговой обязанностью, «плечи». Конкретно об отраслях специалисты Минфина ничего в докладе не сказали, однако можно предположить, что наибольшие надежды в этом плане должны питать предприятия перерабатывающего профиля, регулярно жалующиеся на непомерные отчисления в госбюджет.

Оптимизм в цифрах

Впрочем большинство предпринимателей считают нынешние ставки налогов вполне приемлемыми. Куда больше их смущают и возмущают расходы, связанные с налоговым администрированием, а также периодически возникающие противоречия с ФНС в трактовке законодательства. Что касается последнего аспекта, то здесь Министерство финансов намерено в течение трех лет выработать-таки единую правоприменительную практику, то есть решить задачу, с которой налоговое ведомство так и не смогло справиться на протяжении всего своего существования. В результате должно снизиться количество споров, разрешаемых бизнесменами и контролерами в судах. Более того, Минфин рассчитывает, что к 2010 году доля жалоб, рассмотренных в досудебном порядке вышестоящими налоговыми инстанциями в общем числе заявлений по налоговым спорам, достигнет невероятных на сегодняшний момент 77 процентов.

Приятный прогноз дает финансовое ведомство и на предмет сокращения среднего срока проведения проверок и принятия решений о возврате излишне уплаченных налогов до 85 дней. Однако произойдет это радостное для всего отечественного бизнеса событие никак не раньше заветного 2010-го, сообщают авторы доклада.

Не собирается останавливаться Минфин и в развитии системы электронного взаимодействия между теми, кто собирает и платит налоги в казну. Спустя три года доля юридических и физических лиц, которые получат доступ к персонифицированной информации о состоянии расчета с бюджетом по электронным каналам связи и через Интернет, возрастет до 50 процентов. До 2010 года абсолютно все действия сотрудников ИФНС будут прописаны в специальных административных регламентах. Заметим, что проекты некоторых из них — к примеру, о регистрации контрольно-кассовой техники, госрегистрации фирм и индивидуальных предпринимателей, внесении налогоплательщиков в единые реестры — уже размещены на официальном сайте ФНС и в скором времени будут публично обсуждаться экспертным сообществом. В идеальную картину всеобщего налогового благоденствия, созданную Минфином, органично вписывается решение еще одной сложнейшей проблемы — разграничения правомерной практики налоговой оптимизации от случаев противоправного уклонения от уплаты налогов. Напомним, что к этой работе российские чиновники пытались привлечь даже немецких экспертов, однако ожидаемого законодательного прорыва в этой области так и не произошло.

Все вышеназванные меры на бумаге выглядят обнадеживающе, даже несмотря на сделанные «нефтяные» оговорки. Похоже, бизнес-сообщество сумело-таки довести до сведения Минфина мысль о том, что именно разумная и справедливая налоговая политика может стать реальным катализатором позитивных экономических процессов. Не случайно авторы «перспективного» доклада конечным результатом трехлетней работы Министерства финансов видят конкурентоспособную, предсказуемую и прозрачную фискальную систему, с помощью которой и бюджет наполнить можно, и предпринимательству дать новые стимулы. Однако от слов до дел, как известно, дистанция огромного размера, и преодолеть ее в данном случае в силах лишь сами чиновники. А там, глядишь, и 10 «лояльных» процентов подтянутся.

А. Уйменов, корреспондент «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.