Госзакупки на новых условиях

Госзакупки на новых условиях

30.05.2007 распечатать

Прошло чуть больше года с момента введения принципиально новой системы размещения государственного и муниципального заказа. Новый закон о государственных и муниципальных закупках заработал в полную силу. И все получилось как обычно: чем дальше, тем страшнее. Поэтому если год назад мы пережили революцию в госзакупках, то сейчас мы становимся очевидцами и участниками второго — эволюционного этапа, на котором будет вырабатываться единая практика правоприменения нового закона по всей стране и совершенствоваться законодательство о размещении заказов, устраняться имеющиеся в нем пробелы, ошибки и неоднозначные формулировки.

Лед тронулся

То, что Федеральный закон от 21 июля 2005 года № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд», вступивший в силу с 1 января 2006 года, изменил экономическую реальность и экономическое поведение участников размещения заказа, подтверждается фактами.

Всего в 2006 году на федеральные, региональные и муниципальные нужды было отпущено свыше 2,3 триллиона рублей. В 2004 и 2005 годах объем госзакупок составлял лишь 1 триллион и 787 миллиардов рублей соответственно. В 2007 году ожидается рост по сравнению с предыдущим периодом еще на 20 процентов.

В 2006 году Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России провела более 3000 проверок, рассмотрела более 2800 жалоб на действия и бездействие заказчиков. Большинство жалоб признано обоснованными и по ним выданы предписания по устранению нарушений. При этом количество жалоб, поступающих в антимонопольный орган, ежеквартально увеличивается примерно в два раза.

Это свидетельствует о возрастающем интересе предпринимателей к участию в процедурах размещения заказа, что связано с появившейся возможностью не только участвовать в таких процедурах, но и побеждать в них.

Самый новый закон о закупках

Вместе с тем, по данным ФАС и Счетной палаты РФ, цены, по которым делались госзакупки, оказались на 19 процентов выше рыночных на те же самые товары и услуги. Потери государства составили 300 млрд. рублей. Объемы хищения в сфере госзакупок поражают воображение. Механизмов откатов множество. Предусмотреть все «творческие» ходы мысли чиновников в поисках «прибыли» невозможно, да и победить коррупцию в один момент сложно. Но ограничить — вполне реально. Для этого необходимо, чтобы решения чиновников не оставляли возможности для коррупционных схем.

Судя по всему, Федеральный закон РФ от 20 апреля 2007 № 53-ФЗ («О внесении изменений в федеральный закон «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» и отдельные законодательные акты Российской Федерации», принятый Госдумой 21 марта 2007 года и одобренный Советом Федерации 13 апреля), по замыслу своих составителей, преследует именно эти благие цели.

Рассмотрим основные положения, которые будут усиливать контроль за госзакупками, повышать их прозрачность и гарантировать равенство всех участников.

Сумма размещения заказа путем проведения электронного аукциона увеличилась с 500 тыс. руб. до 1 млн. руб., сумма размещения заказа путем запроса котировок увеличилась с 250 тыс. руб. до 500 тыс. руб. Разработчики считают, что все это только упрощает жизнь заказчикам. Как упрощает ее и то, что теперь президент в специальных случаях своим секретным указом сможет разрешить делать закупки без конкурса. Как пояснил замглавы МЭРТ Андрей Шаронов, эта норма необходима для спецслужб.

По новому закону нормативно регулировать размещение заказов теперь сможет не только Правительство РФ но и лично Президент Российской Федерации.

Раньше закон не применялся в случаях размещения заказов на сумму, не превышающую 60000 рублей. Теперь появилась норма, предоставляющая право бюджетным учреждениям закупать товары, работы, услуги без заключения государственных или муниципальных контрактов. Они и раньше это делали, но получается вроде как для каких-то других нужд. Теперь все встало на свои места.

Муниципалы смогут производить закупки не только за счет средств местных бюджетов, как было ранее, но и за счет внебюджетных источников финансирования. Это разумно, поскольку многие муниципальные учреждения стали зарабатывать самостоятельно и логично разрешить им использовать эти средства на приобретение необходимых товаров, работ и услуг. Теперь закон закрепил их право.

Заказчик может изменить количество товаров, объем работ, услуг не более чем на 10 процентов, и только по согласованию с поставщиком. Ранее — изменение было возможно только на 5 процентов и в одностороннем порядке.

Законодатели четко определили понятие начальной цены как максимальной, и заявки с большей ценой не допускаются до участия в конкурсе (аукционе).

Раньше заказчик мог вносить изменения не позднее, чем за 20 дней до окончания подачи заявок, теперь, этот срок увеличили и изменения могут появиться за пять дней. При этом срок подачи заявок на участие в конкурсе должен быть продлен так, чтобы со дня опубликования внесенных изменений в конкурсную документацию до даты окончания подачи заявок на участие в конкурсе прошло не менее 20 дней.

Новый закон откорректировал возможные ограничения участия в размещении заказа на этапе приема заявок. Теперь нельзя отказать в приеме и регистрации конверта с заявкой на участие в конкурсе, на котором не указаны сведения об участнике размещения заказа. Также не допускается требование предоставления таких сведений, в том числе в форме документов, подтверждающих полномочия лица, подавшего конверт с заявкой на участие в конкурсе, на осуществление таких действий от имени участника размещения заказа.

В случае, если в нескольких заявках на участие в конкурсе содержатся одинаковые условия исполнения контракта, победа присваивается заявке, которая поступила ранее других заявок.

Теперь рассматривать заявки на участие в конкурсе можно в течение 20 дней (раньше члены конкурсной комиссии должны были принять решение о допуске участников к конкурсу всего за 10 дней). А контракт может быть заключен не ранее чем через 10 дней со дня размещения протокола оценки на официальном сайте.

Малый бизнес — это наше все

Поправки в закон должны простимулировать малый бизнес. Напомним, еще при обсуждении проекта нового закона премьер Михаил Фрадков заявил: «Госзакупки — это поддержка малого и среднего бизнеса». Теперь на предприятиях малого бизнеса можно будет размещать не фиксированные 15 процентов от всего госзаказа, а от 10 до 20 процентов.

Новым законом устанавливается возможность размещения заказа у субъектов малого предпринимательства не только путем проведения торгов, но и путем запроса котировок, что значительно упрощает участие представителей малого бизнеса в размещении госзаказа.

Начальная цена контракта при размещении заказа на поставку товара, выполнение работ не должна превышать 3 миллиона рублей; при размещении заказа на оказание услуг — 2 миллиона рублей.

Кроме уже принятого закона о госзакупках, возможно скоро будет принят еще один защитный закон. В последнее время при госзакупках распространилось рейдерство, и Торгово-промышленная палата разработала и предлагает Госдуме принять поправки в Уголовный кодекс, ужесточающие наказание за этот вид мошенничества. За незаконное поглощение предлагается сажать на 20 лет с конфискацией имущества. А судье, вынесшему заведомо неправомерное решение в пользу участников криминального захвата предприятия, грозит 10 лет. В действующем УК нет статьи, наказывающей за рейдерство. Тем не менее, судьи находят способы наказать участников криминального захвата. Они используют для этого статью 159 (мошенничество), 163 (вымогательство), 179 (принуждение к совершению сделки или отказу от ее совершения), 330 (самоуправство) и 327 (подделка документов).

Эта беда больнее всего бьет именно по малому бизнесу. Схема работы мошенников следующая: компания-рейдер во время проведения конкурса выясняет слабые стороны победившего предприятия, после чего начинает его шантажировать. Решением данной проблемы может быть только тщательно подготовленная конкурсная заявка компаний-участников конкурса и также соответствие законодательству конкурсной документации, всех процедур и действий, как заказчика, так и самого участника конкурса. Рейдерам позволяет действовать только некачественно подготовленная документация, неправильно оформленная заявка. Победа по такой заявке дает возможность ущемлять права участника. Поэтому пока не приняли поправки в Уголовный кодекс: спасение компании от рейдеров — дело рук самой компании.

Перед законом — все равны

ФЗ-94 убрал проведение квалификационных отборов, как очень удобного инструмента для отсева «неугодных» поставщиков, не имеющих «необходимого» опыта, комплекта техники, квалифицированного персонала и прочее. Но многие заказчики, как показала практика прошедшего года, умудрялись запрашивать все тот же огромный пакет документов подтверждающих квалификацию участников, аргументируя это требованием описания функциональных характеристик. Поскольку в законе не были четко разделены требования к товару, работе, услуге и к самому участнику размещения заказа, то доказывать заказчику неправомерность его действий было себе дороже.

Теперь, что называется «черным по белому» прописана невозможность предъявления подобных требований. Не допускается включать в конкурсную документацию (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работ, услуг, требований к функциональным характеристикам или потребительским свойствам товара) требования:

  • к поставщику (в том числе требования к его квалификации, наличию опыта работы);
  • к его деловой репутации;
  • о наличии у поставщика производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, выполнения работ, оказания услуг.

Все на аукцион!

Пожалуй, самое главное нововведение нового закона — это установление с 1 января 2008 года требования о размещении заказов на строительство, реконструкцию и капитальный ремонт объектов для государственных нужд путем проведения аукциона. Руководитель ФАС Игорь Артемьев уже успел окрестить эту норму — «исторической». Сейчас большинство строительных подрядов распределяется государственными чиновниками, которые искусственно конструируют результаты так называемых конкурсов в пользу той или иной компании, заведомо зная, кто победит. И сама процедура очень коррупционна. Аукцион означает настоящую конкуренцию и состязательность. Претенденты будут бороться за снижение цены, и государство сэкономит много денег.

Основное отличие от процедуры конкурса — это разделение этапов допуска к участию в процедуре размещения заказа и собственно самой процедуры. В конкурсе — участники подали предложения в закрытых конвертах, и далее все карты — в руки заказчику. Он видит предложения и документы всех конкурсных заявок. Соответственно, может отсекать «лишних» участников.

При аукционе, сначала допускают или не допускают участников до процедуры. И только на самом аукционе, в «живом эфире» заказчик узнает ценовые предложения участников.

Аукцион проводится путем снижения начальной цены контракта, указанной в извещении о проведении открытого аукциона, на «шаг аукциона». «Шаг аукциона» устанавливается в размере пяти процентов от цены. В случае, если после троекратного объявления последнего предложения о цене контракта ни один из участников аукциона не заявил о своем намерении предложить более низкую цену контракта, заказчик, обязан снизить «шаг аукциона» на полпроцента начальной цены контракта. Так он будет снижаться до минимального предела шага — 0,5% цены. Победителем аукциона признается лицо, предложившее наиболее низкую цену контракта. Все просто, прозрачно и честно.

Требование об отмене даже минимальной квалификации распространяется и на аукцион. И все хорошо, но не очень понятно, каким образом заказчик будет выбирать подрядчиков, не имея о них никаких сведений, кроме регистрационных данных. Зарегистрировать или купить документы на фирму можно очень быстро и дешево. И вот для того, чтобы претендовать на строительные контракты наличия этих документов достаточно. Конечно, закон дает заказчику возможность установить требование обеспечения заявки на участие в аукционе (без указанная предельного размера) и обеспечения контракта (не более 30% от суммы контракта).

Но сможет ли обеспечение дать гарантию добросовестности поставщиков? Все-таки качество и надежность строительных объектов имеют немаловажное значение, а их обеспечение требует ресурсов. Будем надеяться, что участники аукционов в погоне за победой в последствии не будут компенсировать низкие цены низким качеством, а законодатели успеют внести очередные поправки в законодательство о госзаказе. Поправки, которые приблизят нас к «золотой середине»: смогут гарантировать равные возможности участия, и создадут механизм для выбора самых достойных поставщиков, обеспечивающих наивысшее качество работ при оптимальных ценах. И надеемся, это произойдет до того, как в результате проведенных по новому закону аукционов с ориентиром только на предлагаемую минимальную цену, начнут рушиться жилые и промышленные здания, мосты, дороги, взлетные полосы и тоннели.

Ю. Бринева, начальник отдела маркетинга — для «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.