Зообухгалтерия

Зообухгалтерия

02.05.2007 распечатать

Когда простой обыватель заходит в зоомагазин, вряд ли он задумывается над тем, что в этом царстве животных тоже работают бухгалтеры. Настало время выяснить, как ведется зообухгалтерия.

Место, где сбываются детские мечты, – именно так можно было бы охарактеризовать зоомагазин, расположившийся на Старом Арбате. Внутри мир, где царит оживление звуков и красок: хлопанье крыльев, возня пушистых хомячков, сладко потягивающиеся кошки, детские восторженные голоса и до боли знакомое всем родителям: «Мне так нравится. Давай купим!» Главного бухгалтера этого хозяйства, Наталью Стецко, мы нашли в тихом уютном кабинете. Наталья работает здесь с 1992 года. Она рассказала, что здание, в котором расположен магазин, построено еще в 1904 году и изначально его первый этаж был отдан под торговлю животными.

Наталья рассказала, что люди, которые раньше жили на Арбате и переехали в другие районы Москвы, стремятся приехать именно сюда, потому что для них это воспоминания детства. Да и сама она очень любит свою работу.

Продам в хорошие руки

Еще бы такую работу не любить: сложно оставаться равнодушным, когда ежедневно тебя окружают милые, забавные звери.

– У нас стандартный учет, он практически не отличается от учета на любом другом предприятии розничной торговли. Вот только ассортимент у нас совсем другой и ревизоров побольше: помимо налоговиков к нам часто приходят ветеринары. Причиной тому – вновь возникшая проблема птичьего гриппа. Поэтому мы стали более внимательно относиться к поставщикам.

В попытках выяснить, кто же эти поставщики, оказалось, что любой человек, представивший справку о том, что его питомец здоров, может продать его зоомагазину.

Вообще скупка живности у населения – это исторически сложившаяся практика. В советские времена этим занималось так называемое зоообъединение.

– Сейчас и мы закупщиков ищем сами. В этом «зверином» деле главное – надежность людей.

Собаки и кошки – извечные любимцы детворы – здесь, как правило, породистые и попадают сюда из питомников. Владельцы заключают с магазином договор на определенных условиях: хозяин устанавливает цену, а магазин делает свою наценку. Пока животное находится в магазине, за ним ухаживают специалисты, кинологи (если речь идет о собаке). Питомники тоже очень трепетно относятся к своему делу – ведь от их добросовестности зависят дальнейшие партнерские отношения с магазином.

«Здоровый» учет

– Как же происходит первое знакомство животного с магазином и как это отражается в учете?

– Безусловно, у нас есть свои нюансы. К примеру, птиц мы принимаем по количеству: звоним в питомник и заказываем необходимое количество пернатых. Когда птиц привозят, их осматривает ветеринар, и только после этого они попадают на прилавок. Помимо этого, естественно, поставщик дает нам справку, завизированную врачом из ветеринарной станции. После этого я оформляю накладную квитанцию на приемку животного. Но основная работа начинается после того, как животное продано: я выдаю поставщику расходный ордер, по которому он получает в кассе деньги.

– А что происходит, если животное погибнет? Как это отразить в учете?

– Если этот зверь поступил в магазин от частного лица, то сотрудники магазина обращаются к нему с просьбой обменять погибшее животное на здоровое. Как правило, все заинтересованы в продолжении отношений – и магазин, и поставщик, поэтому такие вопросы решаются быстро и безболезненно. И в бухгалтерской отчетности такие грустные факты никак не отражаются. По-другому ситуация складывается, если погибнет зверь из питомника: ведь там комиссионная торговля, которая осуществляется по договору. Так как такое животное не принадлежит магазину, а просто берется на реализацию, то в договоре стараются отразить такие случайности. Проводится экспертиза, выясняется причина гибели.

Зверей контролировать легко

Налоговая приходит в зоомагазин на Арбате так же часто, как и в любой другой магазин. Правда, инспекторы улыбаются гораздо чаще обычного, что немудрено, когда на тебя смотрит очаровательный, пушистый кролик. В таких условиях работать одно удовольствие.

Но не только налоговой приятно приходить сюда – Наталья считает, что и труд ее отдела в последние годы значительно облегчился с введением принципа одного окна:

– В связи с этим общаться с налоговой стало удобнее. Раньше приходилось подолгу стоять в очередях, что мешало работе. Надо было сдавать отчетность непосредственно инспектору, сидеть в очередях. Это было ужасно. Сейчас ситуация изменилась: приходишь и сдаешь все необходимые документы.

Как оказалось, Наталья предпочитает работать по старинке – хоть и оценила прелести сдачи безбумажной отчетности, но ей удобнее сдавать документы на бумаге. На мой вопрос, почему, Наталья ответила, что неудобно часто ездить для того, чтобы обновить ту или иную программу.

Косметика для кошки

Осматривая многолюдное помещение магазина, я заинтересовалась, какие животные пользуются наибольшим спросом.

– Да, вы знаете, все! Ведь они такие красивые, ухоженные. Хорошо выглядеть животным помогают производители сопутствующих товаров для животных. Они не скупятся на создание удобств для них, полагая, что звери наравне с человеком вправе рассчитывать на комфорт и уют.

И действительно обилие различных аксессуаров для животных, домики для грызунов, клетки, красивые ошейники и многое другое выглядят очень красочно, ярко.

Наталья, досконально разбирающаяся в тонкостях продажи животных, говорит, что в начале ее карьеры такого изобилия не было.

– А была ли раньше такая же тяга к экзотике, какую мы наблюдаем сейчас?

– У нас был период, когда мы продавали экзотических птиц. Позже запретили выставлять их на продажу. Многие, конечно, хотят приобрести какое-нибудь уникальное животное, но в большинстве случаев этих зверей привозят контрабандой, поэтому покупателям экзотики стоит поинтересоваться у продавца, есть ли у него документы на животное: ведь нелегально ввезенные они не подвергаются ветеринарному осмотру и могут являться переносчиками опасных заболеваний.

Звери бывают разные...

Следующий визит мы нанесли в узкоспециализированный магазин, нацеленный на продажу тех, кто обитает в террариумах и аквариумах. Зоомагазин Тerrariy.ru притаился в одном из двориков на юге столицы в полуподвальном помещении. Хозяин и по совместительству бухгалтер этого заведения, Алексей Кабанов, радушно нас принял и показал своих подопечных. Оказалось, что выбор места расположения магазина не случаен: пресмыкающиеся – особы капризные, и чрезмерного человеческого внимания не выносят.

– То, что у нас нет яркой вывески, то, что мы находимся в тихом месте – это часть нашей политики. Так мы избегаем внимания простых любопытных, которые приходят просто поглазеть на экзотику.

К нам люди едут специально. И если уж человек к нам пришел, то без покупки не уходит.

Алексея с полным правом можно назвать новатором в его области: магазин существует всего полтора года – немного по законам развития бизнеса, а о нем уже знают не понаслышке как ценители скользких и чешуйчатых созданий, так и те, для кого красиво оформленный террариум – элемент имиджа. Работа над VIP-заказами – одно из профилирующих направлений деятельности организации и является своего рода одним из способов окупить магазин.

На вопрос о том, как ведется учет в его «ведомстве», Алексей охотно ответил:

– Мы работаем по упрощенной системе. Основные особенности в том, что на наш товар нельзя наклеить ценник или штрих-код, чтобы все это четко учитывалось, или живой корм, которым мы также торгуем. По большому счету четкого учета того же сверчка провести невозможно, поэтому чаще всего нам приходится верить поставщику на слово: если он заявляет, что в коробке три тысячи сверчков, то это можно определить только приблизительно. Спасает то, что мы отчитываемся не количественно, а деньгами – что мы продали живого корма за месяц на 6 тысяч рублей и с этой суммы уже платим налоги. Что касается товара, например, декоративных материалов – коряг, камней, лиан, то отчет тоже идет по деньгам. Поэтому и основная сложность в нашей работе – это подсчет материалов. Мы стараемся выходить из положения, вводим какие-то свои обозначения для тех же коряг, например, пишем КГ—1, КГ—2, в зависимости от размера.

Все эти «находки» мне как бухгалтеру очень облегчают жизнь.

По сравнению с обычным зоомагазином у нас есть отличия в учете: например, в случае гибели животного оно списывается в расходы по закупочной цене. Но и тут есть свои сложности: мы можем купить маленькую змейку, она не продастся сразу, а побудет у нас месяца два, а потом погибнет. Понятно, что за это время она увеличилась в размере и соответственно выросла ее цена.

О гадах начистоту

Магазин, специализирующийся на змеях, ящерицах, игуанах и лягушках задумывался Алексеем как эксперимент. Пока о серьезной коммерческой выгоде говорить сложно – магазин поддерживает сам себя: люди работают, получают зарплату, платят за арену помещения и не забывают о налогах. Рынок пресмыкающихся бурно развивается, но до цивилизованного ему еще далеко. Но в последнее время можно говорить о его большей легализации. Но проблемы все-таки есть: многие магазины ориентируются на цену животного, а не на сопроводительные документы – ведь незаконно ввезенные животные стоят дешевле. Но зато они чаще гибнут, поэтому недобросовестные продавцы стремятся их поскорее продать. В магазине Алексея к таким «методам» относятся с осуждением.

Иногда обычному человеку с необычным увлечением непросто завести свое дело. Но Алексей оказался счастливым исключением. Он убедил инвесторов, что открытие такого магазина это не авантюра, а оправданный риск. И расчет оказался верным: у магазина уже есть и постоянные покупатели, и те, кто хочет здесь работать.

– Насколько легко вам было зарегистрировать предприятие, снять помещение, ведь обитателям террариумов подойдет не каждое?

– Мы изначально пошли по цивилизованному пути – непосредственно перед открытием было образовано ООО, и магазин сразу стал работать «вбелую». Мы регулярно сдаем все балансы, годовые отчеты. Это сыграло положительную роль: мы сотрудничаем с серьезными оптовиками, которые не работают с физическими лицами. У нас все документы в порядке – и те, которые относятся бухгалтерии, и те, что касаются происхождения животных. Пока к нам отношение со стороны контролирующих органов непредвзятое.

Правда, без проблем не обходится – есть трудности с кадрами: не много специалистов в такой узкой области, а работать с дилетантами не хочется.

Алексей полон идей дальнейшего развития бизнеса. Он и его единомышленники хотят стать оптовиками в области производства террариумов. А вот заветная мечта – самому разводить любимых змей и лягушек – пока что неосуществима: слишком много административных барьеров придется преодолеть.

Бухгалтерия зоомагазинов, как оказалось, работает по тем же самым принципам, что и любое предприятие розничной торговли. Но есть и отличие. Оно состоит в том, что продают здесь больше, чем кошку, собаку или удава – здесь приобретают друзей.

Татьяна ИЩЕНКО

Большинство экзотических животных ввозят в Россию из Африки и Южной Америки, где их разводят на специальных фермах. Поставщики предоставляют покупателю все документы – ветеринарные и таможенные. Так, новый владелец всегда может подтвердить происхождение того или иного животного.

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...