Оптимальная «реорганизация» налогов

Оптимальная «реорганизация» налогов

26.04.2007 распечатать

Сама по себе реорганизация довольно хлопотный процесс. Выделение из компании новой фирмы или просто ее разделение неминуемо ведут к разделу не только обязательств, но и имущества, естественно, с учетом принципов правопреемственности. Однако законодательство довольно благосклонно к новичкам, позволяя им в некоторых случаях выбирать самостоятельную учетную «дорожку». Именно этот факт дает возможность компаниям совершенно легально сэкономить как на налоге на имущество, так и на налоге на прибыль.

Наиболее распространенными формами реорганизации, уже засветившимися в процессе налоговой оптимизации, стали разделение и выделение. Вместе с тем и смену организационно-правовой формы (преобразование), и слияние также можно довольно эффективно использовать с целью оптимизации «имущественных» налогов.

Итак, суть схемы заключается в том, что при реорганизации новая фирма является правопреемницей своих учредителей. Соответственно она получает хотя бы часть их обязательств и имущества, от учета и оценки которого во многом и будет зависеть налоговое бремя новичка. Ведь если оценить имущество по остаточной стоимости, то часть объектов, которые в итоге будут стоить менее 10 000 рублей, компания вправе списать сразу как материально-производственные запасы. Таким образом, единовременно можно довольно прилично уменьшить базу по налогу на прибыль и вывести объекты из-под налога на имущество. Кто-то может воскликнуть: есть проблема! Если исходить из принципа правопреемственности, то учетные постулаты фирм-основателей должны определять соответственно учетные моменты вновь созданного лица. Ан нет.

Новичкам позволено вести самостоятельную учетно-налоговую систему. Косвенным подтверждением того можно считать нормы Закона о бухгалтерском учете от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ, в пункте 3 статьи 5 которого сказано, что каждая организация вправе самостоятельно формировать учетную политику вне зависимости от кого-либо. То есть фирма-предшественница никоим образом не может повлиять на систему учета во вновь созданном юрлице.

Хорошо, но как быть, если компания всего лишь сменила ОПФ? На этот вопрос, конечно, сложнее ответить, однако стоит обратиться к положениям Методических указаний по формированию бухгалтерской отчетности (утверждены приказом Минфина от 20 мая 2003 г. № 44н). В частности, в пункте 14 указаний сказано, что при реорганизации компания вправе изменить срок и способ начисления амортизации по тому имуществу, которое участвует в реорганизации.

Можно сделать вывод, что новички вправе формировать свою амортизационную политику без оглядки на правила «предшественниц», в том числе и производить оценку активов. На последней остановимся подробнее.

Оценка по справедливости

Имущество, получаемое компанией при реорганизации, в большинстве случаев уже использовалось ее так называемыми учредителями. То есть оценивать его по рыночной стоимости зачастую просто нецелесообразно. Наиболее оптимальным вариантом является оценка по остаточной стоимости, тем более что законодательством это допускается. Так, в статье 252 Налогового кодекса сказано, что при реорганизации объекты ОС принимаются к налоговому учету по остаточной стоимости по данным передающей стороны. Для целей бухгалтерского учета стоимость таких активов определяется в соответствии с решением (договором) о реорганизации. В нем можно предусмотреть разные способы оценки: от все той же рыночной до любой иной, в том числе и остаточной (п. 7 Методических указаний № 44н). То есть в бухучете определяющим фактором будет содержание договора о реорганизации, в котором учредители с легкостью могут прописать необходимые положения.

Однако важно помнить, что при оценке передаваемого имущества по остаточной стоимости отражение этих объектов в передаточном акте или разделительном балансе реорганизуемой компании производится в сумме, которая приведена в бухгалтерской отчетности, являющейся основанием для составления вышеназванных документов.

Напомним, что при реорганизации в форме разделения и выделения составляется разделительный баланс, а при преобразовании – передаточный акт. К разделительному балансу и передаточному акту пунктом 1 статьи 59 Гражданского кодекса предъявляются практически одинаковые требования. И тот и другой должны определять, к кому какие именно права и обязанности переходят. В передаточный акт и разделительный баланс необходимо включить весь комплекс обязательств реорганизованного юридического лица, в том числе и те требования, по которым не наступил срок исполнения, а также обязательства, которые реорганизуемая фирма оспаривает. Указанные документы обязательно должны быть утверждены лицами, которые приняли решение о реорганизации предприятия.

Тем не менее, прописав в решении о реорганизации условие об оценке имущества по остаточной стоимости и подготовив все необходимые бумаги, все-таки стоит позаботиться еще об одной детали. Дело в том, что налоговики могут потребовать от компании доказательства того, что производить оценку имущества по рыночной стоимости нецелесообразно. Подтвердить свою правоту фирме помогут, например, прайс-листы на аналогичное оборудование и расценки на услуги оценщика. Ведь рыночную стоимость зачастую без него определить довольно сложно. Если налицо экономическая необоснованность затрат на оценку, то с инспекторами можно смело вступать в спор.

Принимаем на баланс

Ввод основных средств в эксплуатацию оформляется через счет 08 «Вложения во внеоборотные активы». Если же их остаточная стоимость в бухгалтерском учете меньше 20 000 рублей, а в налоговом менее 10 000, то использовать счет 08 нет необходимости. Такие объекты можно сразу списывать на счет 10 «Материалы», естественно, по остаточной стоимости. Во избежание проблем с проверяющими органами лучше всего прописать этот порядок в учетной политике.

Пример

ООО «Север» было создано 22 мая 2007 года путем выделения из ООО «Крит». Решением о реорганизации предусмотрено, что оценка имущества будет производится по остаточной стоимости. Вновь созданная организация в числе прочих активов получила оборудование:

  • холодильник, первоначальная стоимость которого составила 50 000 рублей, сумма начисленной амортизации по данным как бухгалтерского, так и налогового учета, равнялась 42 000 рублей;
  • стеллажи с первоначальной стоимостью 42 000 рублей и суммой начисленной амортизации 21 000 рублей.

При вводе имущества в эксплуатацию бухгалтер ООО «Север» произвел его переоценку:

  • остаточная стоимость холодильника: 50 000 – 42 000 = 8000 руб.;
  • остаточная стоимость стеллажей: 42 000 – 21 000 = 21 000 руб.

Выходит, что стоимость холодильника можно единовременно учесть для целей уплаты налога на прибыль и списать в бухучете на счет 10 «Материалы», а то же самое в отношении стеллажей нельзя. Их надо приходовать на счет 08, а затем переводить на счет 01 и постепенно, через амортизацию, учитывать в себестоимости.

Т. Макарова, эксперт «Федерального агентства финансовой информации»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.