Вера и надежда самарских бухгалтеров

Вера и надежда самарских бухгалтеров

30.06.2006 распечатать

«Ах, Самара-городок...» – эта песня известна, пожалуй, во всех уголках нашей страны. Но местные бухгалтеры за славой не гонятся. Лучшая награда для них – стабильное и понятное законодательство. Его несовершенство они называют самой большой преградой на пути к успешной работе.

Современная Самара – это крупный промышленный город, в котором сосредоточены стратегически важные предприятия. К примеру, именно здесь не так давно с конвейера сходили знаменитые самолеты Ту-154. А производству космической техники и авиационных двигателей и по сей день уделяется особое внимание.

У Самары «беспокойное» прошлое. Здесь Максим Горький впервые опубликовал «Старуху Изергиль» и «Песню о Соколе». Знаменит город и тем, что здесь начинал свою революционную деятельность Владимир Ленин.

Современные местные бухгалтеры не унаследовали этого «беспокойства» и наотрез отказываются обвинять кого бы то ни было в своих проблемах.

Бухгалтерия со знаком плюс

С одним из самарских бухгалтеров я встретилась в первый день своей командировки. Виктор Телегин, сотрудник одного из успешных предприятий «Фабрика камня», встретил меня радушной улыбкой. Вместо того чтобы ругать власть и налоговых инспекторов, Виктор стал рассказывать о положительных моментах своей профессиональной деятельности.

– Проблем в общении с налоговыми инспекторами мы не испытываем давно. Равно как и не знаем, что такое изнурительные очереди при сдаче отчетности. Ведь уже несколько лет декларации отсылаем по электронной почте, что, на мой взгляд, очень удобно.

Виктор похвастался, что и проверки на их предприятии всегда проходят достаточно мирно, без каких-либо эксцессов.

– С ревизорами отношения у нас скорее хорошие. Конфликты бывают, но нечасто. А если они случаются, то разрешаем мы их быстро, а главное, цивилизованно. В случаях, когда мы не согласны с их выводами, – идем в суд. Причем последнее разбирательство выиграли. А в остальном мы работой инспекторов довольны. Проверяют они нас как надо – по плану.

На мой осторожный вопрос о том, встречал ли Виктор нечистых на руку налоговиков, он уверенно ответил, что в его практике такого не было.

Трудности налогового перевода

Моя следующая встреча состоялась с главным бухгалтером ОАО «Самарский хлебозавод № 9» Натальей Чайко. Наталья, как и предыдущий мой собеседник, говорила о своей работе положительно.

– Мы с налоговыми инспекторами общаемся нормально. Быть может, за счет того, что такое общение ограничивается в основном электронной почтой – с 2003 года отчитываемся по сети. При этом сказать, что у нас часто бывают с ними проб-лемы, я не могу. Большинство работников нашей инспекции – отзывчивые и компетентные люди и, когда надо, они приходят нам на помощь.

– А электронная сдача деклараций – это ваш личный выбор?

– Если честно, – нет. Наша инспекция настаивает на сдаче отчетности крупнейшими и основными налогоплательщиками в электронном виде. Но мы не расстраиваемся. А в том, что такая форма сдачи самая удобная, нет никаких сомнений. А вообще наша инспекция считается одной из лучших в городе. Инспекторы, которые там работают, очень быстро реагируют на все вносящиеся в законодательство изменения и стараются оперативно сообщать эту информацию нам.

На мой вопрос, сложно ли живется сегодня самарскому бухгалтеру, Наталья ответила, что ей трудно судить об этом, потому что она работает на успешном предприятии. А это, как правило, напрямую отражается на бухгалтерии.

– В 2002 году наш хлебозавод посетили губернатор области Константин Титов и министр сельского хозяйства Александр Гордеев. Они приняли решение предоставить нам налоговый кредит на техническое перевооружение. За счет этого получилось ввести в эксплуатацию новые производственные линии. Что же касается проблем, то они, конечно, есть. Порой бывает очень трудно уследить за поправками и изменениями в Налоговом кодексе. А еще труднее – разобраться в них. Но это ведь проблема не только наша.

Удобство и комфорт – превыше всего

Такие отзывы бухгалтеров о работе с инспекторами не могли меня не порадовать – ведь может же быть где-то хорошо? Чтобы подтвердить или опровергнуть полученную информацию, я отправилась в самое сердце налогового администрирования – Управление ФНС по Самарской области.

Пообщаться со мной согласилась заместитель руководителя Антонина Зубкова. Один из первых моих вопросов касался сдачи деклараций в электронном виде. Ведь не секрет, что во многих регионах переход на этот вид отчетности является для большинства бухгалтеров очень болезненным и они всячески этому противятся.

– Количество организаций, выбирающих такой способ сдачи деклараций, с каждым годом растет. К примеру, в 2005 году их количество увеличилось в 3 раза. А это уже серьезный результат, – отметила Антонина Зубкова.

– От одного из бухгалтеров, с которыми мне довелось пообщаться, я услышала, что крупные налогоплательщики и вовсе выбора не имеют – их заставляют отчитываться на дискете. Правда ли это? Ведь по действующему законодательству бумажная отчетность пока не отменена.

– Все 50 крупнейших налогоплательщиков представляют отчетность в электронном виде, в том числе по телекоммуникационным каналам связи через специализированных операторов связи – 44 организации. Это объясняется активной информационно-разъяснительной работой по популяризации способа представления отчетности по телекоммуникационным каналам связи, направленной прежде всего на предприятия, имеющие значительный объем отчетности и большие обороты. Бухгалтеры сами довольны этим – все быстро и без очередей. Разве нет? Кроме того, это облегчает жизнь не только бухгалтерам, но и сотрудникам налоговых органов, поскольку отпадает необходимость в переносе данных в компьютер вручную. Машина делает все сама. И мы очень надеемся, что со временем каждый бухгалтер поймет это и откажется от дедовского способа отчета.

Я поинтересовалась, часто ли бухгалтеры делают ошибки, спровоцированные изменениями в Налоговом кодексе.

– Да, такое происходит часто. Но мы стараемся оперативно доводить новости о поправках до их сведения. Так, во всех территориальных инспекциях функционируют телефоны справочной службы: набрав наш номер, бухгалтер может получить ответы на интересующие его вопросы. Причем надо отметить, что такой способ пользуется популярностью. Например, за 2005 год наши специалисты ответили по телефону справочной службы примерно на 33 тысячи вопросов. Кроме того, мы используем другие традиционные методы – размещение информации на стендах в самих инспекциях, а также через публикации в специализированных средствах массовой информации, на региональном интернет-сайте. Словом, мы делаем все, чтобы помочь бухгалтерам правильно понять изменения и свести количество ошибок до минимума.

– А приходится ли бухгалтерам отстаивать очереди для того, чтобы отчитаться? – обратилась я к своей собеседнице. – Ведь не у всех есть возможность сдавать отчетность по «электронке».

– Да, действительно, тех, кто отчитывается на бумаге, пока большинство. И им, к сожалению, приходится стоять в очередях. Однако налоговые органы области стремятся к четкому соблюдению сроков предоставления налогоплательщикам услуг и процедур, установленных Единым стандартом обслуживания налогоплательщиков. Ведь, согласно этому документу, время ожидания в очереди должно составлять не более 30 минут, а при «пиковых» нагрузках – не более часа.

Проблемы: коротко, но ясно

Другую картину жизни самарских бухгалтеров представили их коллеги по учетному цеху.

Так, по мнению Константина Павловича, налогового консультанта Energy Consulting, затруднения, с которыми сталкиваются самарские предприятия в общении с налоговыми органами, во многом отражают проблемы, характерные для большинства российских регионов. Начиная с 2003 года, вопреки неоднократным сигналам со стороны Президента, продолжается усиление давления со стороны налоговых органов, выражающееся в том числе:

  • в предъявлении претензий, не основанных на законодательстве о налогах и сборах. При этом нередки случаи, когда сотрудники налоговых органов, необоснованно доначислив сумму налогов, превышающую 1,5 миллиона рублей, требуют от налогоплательщиков не оспаривать решения налоговых органов, угрожая уголовными делами, которые автоматически заводятся на руководителя и главного бухгалтера налогоплательщика;
  • в запросах (при проведении камеральных проверок) практически неограниченного количества документов, на подготовку копий которых требуется немало трудовых и материальных ресурсов налогоплательщиков. При этом, как правило, требование о предоставлении документов сформулировано крайне неконкретно, а направленные документы анализируются выборочно либо не анализируются вообще;
  • в автоматическом отказе от возмещения «экспортного» НДС.

В целом, как отмечает Константин Павлович, можно говорить о том, что презумпция невиновности в отношении налогоплательщика сменилась на обязанность налогоплательщика доказывать свою добросовестность. Причем делать это налогоплательщикам приходится, как правило:

  • ежемесячно – в отношении НДС;
  • ежеквартально – в отношении налога на прибыль.

Ошибки, возникающие у бухгалтеров, прокомментировала Светлана Чупрынина – ведущий аудитор компании «Аудит-СВ».

– Самой большой проблемой для бухгалтеров является сегодня несовершенство налогового законодательства. Просто голова идет кругом! Ошибки бывают самые разные. Большинство трудностей возникает из-за бесконечных поправок в Налоговом кодексе. Ну и разночтения в толковании законодательства жизнь бухгалтеру совсем не облегчают. Я приведу простой пример. Мы уже который год пытаемся выяснить, что же такое розница для целей применения ЕНВД. И что вы думаете – мы не можем докопаться до истины. Чиновники такого наворотили, объясняя, что они конкретно имели в виду, – даже у самих налоговиков глаза на лоб лезут! Хотя, казалось бы, вопрос проще простого – стоит только нормально, по-человечески его прописать. Но, как ни странно, сотрудники ИФНС частенько подсказывают наиболее безопасный вариант применения этих загадочных писем.

Кто есть кто

А вот по поводу отношений между бухгалтерами и налоговыми инспекторами Светлана была более красноречива.

– Я всегда говорила и буду говорить своим клиентам, что с инспекторами, конечно, лучше «дружить», но при этом знать меру. Иными словами, «в рот им смотреть» и беспрекословно выполнять все их советы и предписания, конечно, не стоит. Ну а уж если инспектор «наглеет», то и нам не грех воспользоваться всеми лазейками в законодательстве, защищая себя.

– Взяточник в инспекторе просыпается тогда, когда вы ему это позволяете. А если бухгалтер «подкован» в законодательстве и может постоять за себя – вряд ли кто-то рискнет пойти на вымогательство. Причем иногда мне кажется, что у многих налоговиков уже выработалось какое-то чутье: они понимают, с кем можно себя вести так, а с кем – нельзя. Ведь права обратиться в суд у налогоплательщика никто не отнимал! И иногда, к сожалению, случается так, что этим правом налогоплательщик вынужден воспользоваться! Часто мы тоже включаемся в процесс и всеми силами пытаемся помочь клиенту. А вообще-то работы у нас много, я вот уже четыре года не могу уйти в отпуск, – грустно поделилась со мной Светлана.

На дне

Чтобы узнать, как чувствуют себя крупные предприятия, я отправилась в самарское отделение Российского союза промышленников и предпринимателей (Союз работодателей Самарской области). Мне удалось застать на месте заместителя исполнительного директора союза Владимира Богданова. Процветающие некогда предприятия с приходом рыночной экономики оказались на дне. Чтобы решить их проблемы, не хватает ни средств, ни квалифицированных работников.

Также как и бухгалтеров, промышленников волнуют частые изменения в законодательстве. По словам Владимира Богданова, в такой ситуации никто не может быть уверен в завтрашнем дне, а без этого очень сложно развиваться дальше.

– Радует одно, что в области мы можем хоть как-то влиять на принимаемые законы, так как имеем законодательную инициативу. У нас даже заключен договор с Самарской областной думой по разработке законопроектов, так или иначе касающихся предпринимателей. Помимо этого мы входим в более чем 30 различных рабочих групп, комитетов в правительстве области, где присутствуем совещательным голосом.

В весьма затруднительном положении находится крупнейшее транспортное предприятие России – самарский «Волготанкер». Причиной тому стали претензии со стороны налоговых ревизоров, которые попросту парализовали работу компании. Конфликт разгорелся из-за того, что налоговики поставили под сомнение возможность крупнейшего перевозчика и экспортера нефти и нефтепродуктов применять нулевую ставку налога на добавленную стоимость. Вот инспекторы и потребовали у «Волготанкера» вернуть возмещенные им ранее суммы налога, да еще и со штрафами и пенями.

По словам вице-президента компании Андрея Клейменова, начиная с 2001 года налоговые органы Самарской области неоднократно под разными предлогами стали отказывать «Волготанкеру» в возмещении НДС. Предприятие успешно обжаловало действия инспекторов в арбитражном суде. Практически во всех случаях арбитражные суды трех инстанций принимали решение в пользу пароходства. Однако сейчас ревизоры продолжают настаивать на своем и требуют возврата сумм налога, возмещенных предприятием за прошлые годы, которые с учетом пеней и штрафов превысили три миллиарда рублей.

Мал бизнес, да успешен

Более оптимистично дела обстоят, как ни странно, с малыми предприятиями и фирмами. Об успехах на этом поприще мне рассказал президент Торгово-промышленной палаты Самарской области Борис Ардалин.

– По количеству предпринимателей, занятых в малом бизнесе, мы занимаем четвертое место по России и первое по округу. Но, по правде говоря, лидеры мы – лучшие среди худших. Нам еще ой как далеко до европейских показателей. Но мы стараемся к ним приблизиться.

Я попросила своего собеседника рассказать, чем именно занимается его организация и какие программы по поддержке малых предпринимателей существуют в Самаре.

– Мы зачастую выступаем соисполнителями по многим проблемным вопросам для малых предпринимателей и оказываем им помощь. К примеру, сейчас правительством Самарской области разработана программа на 2004–2010 годы, где мы принимаем в разработке и исполнении самое активное участие. Месяц назад палата организовала в рамках этой программы участие предприятий малого бизнеса, занимающегося инновационными разработками в Международной ремесленной выставке в Мюнхене. Помимо этого у нас создана хорошая инфраструктура – действуют центры поддержки малого предпринимательства, бизнес-инкубаторы. Сейчас на территории области существует 12 таких спецзон, где предприниматели могут попробовать свои силы в бизнесе.

«Золотой» фонд России

Занимается палата и разрешением проблем, связанных с административными барьерами и налоговыми проверками. Борис Ардалин отметил, что отношение к малым предпринимателям пока оставляет желать лучшего.

– Порой создается впечатление, что налоговые инспекторы, приходящие к предпринимателю с проверкой, забывают о презумпции невиновности, заранее уверены, что идут к жулику. И переубедить их в этом крайне сложно. Могу сказать с уверенностью: пока в сознании чиновников не укрепится тот факт, что развитие малого бизнеса очень важно для развития экономики всей страны, процветать мы не будем. Ведь именно такие предприниматели создают прибавочную стоимость, предоставляют услуги, товары, которые могут улучшить качество нашей жизни. Поэтому, считаю, что надо в корне изменить систему всевозможных ревизий. К примеру, составлять графики проверок и доводить их до сведения самих предпринимателей. От этого стало бы лучше не только предпринимателям, но и самим налоговикам.

Таможня № 1

Готовясь к поездке в Самару, я просматривала публикации о городе и наткнулась на сообщение о том, что самарская таможня в этом году признана лучшей в России. Этот факт меня очень заинтересовал, и я решила пообщаться с должностными лицами таможенной службы. Встретиться со мной согласился первый заместитель начальника таможни Александр Архипов. Я попросила рассказать его о достижениях управления.

– Такого результата мы добились благодаря тому, что перечислили в федеральный бюджет свыше 10 524 000 000 рублей. Самарская таможня внедряет современные технологии и прогрессивные формы таможенного оформления. К их числу прежде всего можно отнести электронное декларирование, которое позволяет принимать декларации, а также выпускать их в отсутствие декларанта. В настоящее время уже более 98 процентов грузовых таможенных деклараций оформляется за один день. Мы практически перешли на оформление по принципу «одного окна». На всех таможенных постах уже сегодня 100 процентов грузов оформляется одним должностным лицом. А это в свою очередь облегчило жизнь как предпринимателям, оформляющим грузы, так и самим таможенникам.

Мой собеседник с гордостью демонстрировал возможности новых программ. Оказывается, теперь руководство может с рабочего места следить за оформлением таможенных деклараций.

Эта была моя последняя запланированная встреча, после чего я отправилась в столицу. Вспоминая своих собеседников, я пришла к выводу, что для нормальной работы им нужно не так уж и много. К примеру, качество работы бухгалтеров существенно возросло бы при стабильном законодательстве, а самарским предприятиям не хватает внимания государства и финансирования. Однако эти проблемы самарцы считают текущими и верят, что в ближайшем будущем их жизнь изменится к лучшему.

Елена КОВАЛИШИНА

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.