Что затевает российская таможня?

Что затевает российская таможня?

15.06.2006 распечатать

Не так давно у бухгалтеров и предпринимателей появился повод понервничать. Стало известно, что ФТС планирует ввести какие-то загадочные справочники таможенной стоимости по ряду ввозимых товаров, которые в корне изменят уплату таможенных пошлин. Однако на поверку все обернулось совершенно иначе.ФТС развеивает мифы о себе

О главных изменениях «Московскому бухгалтеру» поведала руководитель пресс-службы Федеральной таможенной службы Ирина Скибинская:

— Использование таможенными органами справочников цен вообще уже обросло легендами. Хотелось бы от них избавиться. Само слово «введение» изначально предполагает некий новый нормативный документ. Участники ВЭД думают, что вчера его не было, но скоро он появится. Это не так. Справочники цен используют уже давно.

В чем их смысл? В товарной номенклатуре сегодня более 12 тысяч наименований. Представьте, утром на пункт пропуска приезжает грузовик с голландскими розами, днем — фура с бытовой техникой, а вечером — эшелон с углем. Обычный таможенник просто физически не может знать таможенную стоимость по всем товарам. Этим в свою очередь пользуются недобросовестные предприниматели, провозя через границу «серый импорт». В результате страдают те, кто честно уплачивает все налоги и пошлины. Ирина Скибинская подчеркивает:

— Добросовестным фирмам нечего бояться. Они никакого отношения к истории со справочниками цен не имеют.

Однако юрист-эксперт Алексей, пожелавший остаться неизвестным, настроен не так оптимистично:

— Формально с точки зрения Федерального закона о таможенном тарифе, Таможенного кодекса и нормативных актов о таможенной стоимости издание справочников никак не может повлиять на конечный результат таможенной оценки декларируемых товаров. Но, зная правоприменительную практику на таможнях, можно с большой долей вероятности предположить, что у сотрудников ФТС появится «объективный» критерий усомниться в достоверности заявляемой таможенной стоимости, если она окажется ниже цен справочника. В этом случае они воспользуются своим правом затребовать у декларанта дополнительные документы и сведения, подтверждающие заявленную таможенную стоимость.

Среди них могут оказаться и те бумаги, которые фирмам недоступны по определению. Например, коммерческие документы продавца или перевозчика. Поскольку у запрашиваемых бумаг статус документов, необходимых для таможенного контроля, то инспектор в соответствии с Таможенным кодексом имеет право приостановить оформление до их предоставления.

Впрочем, есть альтернатива задержке таможенного оформления, отмечает Алексей. Декларант может согласиться с условной оценкой товаров, сделанной таможней исходя из справочных цен. То есть он внесет обеспечения на сумму доначисленных таможенных платежей, исходя из скорректированной инспекторами оценки. Но это с согласия таможни. Далее последует либо мотивированный отказ декларанта от предоставления запрошенных документов по причине их отсутствия, либо предоставление документов и попытки доказать обоснованность изначально заявленной таможенной стоимости, подчеркивает юрист-эксперт.

— Как правило, все заканчивается либо согласием с фискальным гнетом, либо судебным оспариванием решений таможни. Все это никак не способствует ускорению товарооборота, к чему стремятся и ФТС, и импортеры.

Кроме того, сегодня суммы корректировок таможенной стоимости со стороны ФТС составляют зачастую символические цифры, подчеркивает Алексей.

— Они приводят к повышению таможенных платежей порой на доли процента. Таможенникам сейчас зачастую важно показать вышестоящим инстанциям сам факт корректировки таможенной стоимости, а не финансовый результат таких действий. Имея же широкий спектр справочной цифровой информации, инспекторов уже реально будет проверить на финансовый результат. Дотягивает или нет корректировка до справочного уровня. Как следствие, может резко повыситься цена вопроса, увеличиться число случаев простоя на таможне товаров, чья стоимость корректируется. Не все смогут вносить более крупные суммы обеспечения доначисленных таможенных платежей, а значит, вырастет количество судебных тяжб. В итоге более дорогая таможня повлечет рост потребительских цен на импортные товары.

Технику взяли в оборот

В группу риска сегодня входят бытовая техника, мобильные телефоны, одежда, обувь, меха и мебель. Чаще всего как раз эти товары пытаются провезти по заниженной таможенной стоимости, уверяет Ирина Скибинская.

— Именно по ним надо собирать данные, а их нет. Автомобильные справочники по ценам производителей издают сами европейские компании, а по бытовой технике такой информации просто не существует. Основное препятствие — широкий модельный ряд. Например, ассортимент мобильных телефонов или фотоаппаратов постоянно пополняется.

Навстречу ФТС пошла Ассоциация производителей и импортеров бытовой техники и электроники (РАТЕК). Действительно, легальным бизнесменам «серые схемы» создают нездоровую конкуренцию. Только за I квартал этого года законным путем в страну импортировали электробытовых приборов на 1311,7 миллиона долларов. Закупки за первые три месяца возросли в 2,6 раза. Однако количество «серого импорта» все равно достаточно велико. Цену же на товар, не прошедший таможенное оформление, с которого не заплачены пошлины и НДС, «уклонисты» могут установить немного ниже. А в результате пострадает добросовестный налогоплательщик, перечисливший в бюджет все пошлины и налоги. Поэтому предприниматели сами заинтересованы в том, чтобы устранить недобросовестных конкурентов. То есть помогать ФТС наводить порядок на этом рынке, подчеркивает Ирина Скибинская.

— Сейчас мы собираем цены на технику на ассортиментном уровне: от самых дешевых до баснословно дорогих. Все делается только для того, чтобы у таможенника была справочная информация. Причем это внутренний документ ФТС, который рассылают по таможенным органам. Справочники регулярно обновляют, потому что модельный ряд постоянно растет. То, что в начале года стоило 500 долларов, в конце года может уже подешеветь до 100, а мы не имеем права заставлять людей платить больший размер пошлины, чем это предписано законом.

Последняя обновленная информация, которая дошла до пунктов контроля, была по мясу. Оно тоже входит в группу товаров с высокой степенью риска. Однако справочники таможенной стоимости — не книжки. Это секретная компьютерная база данных, распространяемая по таможенным органам. Увидеть ее в свободном доступе бухгалтерам не светит. Кстати, в Минэкономразвития планируют создать глобальную базу данных по всей номенклатуре товаров. Работа над этим уже идет. Директор Таможенно-правового департамента ЗАО «И.Л.Т.С.» Игорь Новокшонов отмечает, что справочные цены на различные группы импортируемых товаров, отражающие, по мнению представителей таможенной службы, их «среднемировой» уровень, существуют уже очень давно:

— Раньше эти цены доводились до таможен в виде писем ГТК России. Сейчас массив информации просто упорядочивают в единую справочную базу данных. Справочные цены таможенники используют как для контроля таможенной стоимости, заявленной импортером, так и для ее корректировки по резервному методу определения таможенной стоимости. Однако вызывает определенные сомнения желание ФТС засекретить эти данные и сделать их исключительно «для служебного пользования». Почему бы не дать возможность участнику ВЭД заранее узнать, является его контрактная цена «проходной» или нужно сразу начинать готовить дополнительные бумаги для ее подтверждения?

Таможенная стоимость зависит от печати

Ирина Скибинская рассказала также, чем руководствуются сотрудники ФТС при определении таможенной стоимости.

— Сначала инспектор смотрит бумаги по сделке — ту цену, за которую перевозчик купил товар у производителя. Затем уже определяет размер таможенной пошлины: 5 процентов от таможенной стоимости. Для добросовестного предпринимателя это та цена, по которой он заключил контракт.

Бывает, что она действительно очень низкая. Но если импортер предоставит полный пакет документов, где доказано, что он купил этот товар дешевле, проблем у него не возникнет. Например потому, что он постоянный покупатель, ему дали скидку за покупку крупной партии или у него какое-то специальное соглашение с тем или иным производителем. Полный пакет достоверных документов, подтверждающих стоимость, заявленную в декларации, гарантирует прохождение по зеленому коридору. Напомним, порядок определения таможенной стоимости товаров прописан в статье 323 Таможенного кодекса.

Действительно, в основном таможня занимается документальным контролем. Контейнеры с товаром инспекторы вскрывают лишь в том случае, если проверка бумаг выявит какие-либо погрешности. Например, когда документы перевозчика вызывают явное сомнение в их подлинности: смазана печать или есть следы подтирок, подчисток. Или когда фура приходит с сорванной пломбой-печатью, которая по сути является средством таможенной идентификации. Только тогда у таможенника есть право усомниться в достоверности задекларированной стоимости, а значит, обратиться к справочнику. Таможенная стоимость в данном случае считается объективной, реальной ценой, которую все платят на мировом рынке за данный товар.

Во всех странах мира физический досмотр импорта составляет 8—10 процентов от общего объема грузов. Несмотря на то что в России этот показатель выше, таможня стремится его уменьшить, уверяет Ирина Скибинская. Правда, пока этому мешают нерадивые участники внешнеэкономической деятельности, указывая более низкую таможенную стоимость ввозимого товара. Они пытаются минимизировать свои платежи, ведь это налогооблагаемая база, с которой взимают пошлину и уплачивают НДС. Отметим, что только за I квартал в Россию легально ввезено мобильных телефонов на 664,8 миллиона долларов. И это вопреки тому, что множество товаров все равно проходит по «серым схемам».

Погранзону очистят от лишнего контроля

Впрочем, справочники не единственная инновация таможенников, которую они планируют ввести в недалеком будущем. Приоритетное направление развития ФТС на ближайшие годы — оптимизация таможенного контроля в пунктах пропуска.

Одна из основных проблем госконтроля на границе — столпотворение, которое творится в режимной зоне. В ней сосредоточено слишком много контролирующих структур. Таможня — это последний орган, куда идет перевозчик, пересекая границу. Кроме инспекторов ФТС в зоне находятся пограничники, миграционная служба, фитосанитарный, ветеринарный и санитарный контроль, транспортная инспекция. Всех их перевозчик должен обойти и только на последнем этапе принести в таможню документы с печатями, отмечает Ирина Скибинская.

— Мы давно выступаем за то, чтобы в режимной зоне остались только две службы — пограничная и таможенная. При этом мы не берем на себя функции остальных ведомств, потому что в этом ничего не понимаем. Просто они должны быть выведены за пределы погранзоны, им следует создать условия для нормальной работы.

Если концепцию ФТС примут, то процедура оформления будет выглядеть таким образом. Перевозчик отдает пакет документов сотруднику ФТС, и только если есть сомнения в их подлинности, таможенник посылает бумаги в соответствующую службу, которая находится в 200 метрах от границы, вне режимной зоны. Алексей полагает, что в этом случае все будет зависеть от организации процесса.

— Даже незаметные на первый взгляд нюансы процедуры, а она должна измениться с введением указанного новшества, могут существенно повлиять на скорость и цену.

Игорь Новокшонов также считает, что не все пройдет гладко.

— Очевидно, что чем меньше проверяющих на границе, тем процедуры будут проходить быстрее. Однако право иных контролирующих структур находиться на границе определено в законах и других нормативных актах. Ревизия нормативной базы их деятельности займет достаточно длительный срок. Кроме того, известно, что удаляемые с границы органы сопротивляются такому сокращению своих полномочий.

А вот граница, по мнению главы пресс-службы ФТС, будет работать как часы. Правда, для этого должна быть создана единая база данных всех контролирующих органов. Зайдя в нее, инспектор сразу сможет увидеть, действительно ли этот документ был выдан ветеринарным или санитарным контролем. Единственный минус — создание базы данных потребует значительных затрат. Несмотря на это, проект уже получил одобрение правительства.

Справочники цен таможенники начали применять много лет назад по отношению к автомобилям. Когда-то именно они входили в группу товаров с высоким риском, по которой фиксировали значительное количество правонарушений. Выглядело это таким образом. На таможенный пункт пригоняли автомобиль и предъявляли документ, согласно которому машина стоила 200 долларов. Соответственно только с этих денег и надо платить пошлину.

Спустя какое-то время крупнейшие иностранные компании совместно с таможенниками издали общемировые справочники цен. Теперь, когда границу пересекает автомобиль в улучшенной комплектации, а по бумагам он стоит меньше велосипеда, у таможенника есть на руках аргумент заставить перевозчика заплатить реальную пошлину. Рынок автомобилей, по данным ФТС, легализован на 99 процентов. Следующие на очереди — бытовая техника, мобильные телефоны, обувь и одежда.

Импорт течет рекой

  • Одежда из кожи — 12,5 миллиона долларов (1,7%)
  • Одежда из натурального меха — 2,5 миллиона долларов (0,34%)
  • Трикотажные изделия — 143 миллиона долларов (19,52%)
  • Обувь — 273 миллиона долларов (37,26%)
  • Другое — 301,7 миллиона долларов (41,18%)

Данные за январь—апрель 2006 года по импорту кожаной и меховой одежды, трикотажа, швейных изделий и обуви (всего 732,7 млн долл.)

Елена Березина

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.