МЭРТ перекроет дорогу «серому» импорту

МЭРТ перекроет дорогу «серому» импорту

27.02.2006 распечатать

Скоро для продавцов иностранной продукции наступят трудные времена. Чиновники хотят разрешить торговлю импортом только тем торговым точкам, бухгалтерия которых кристально чиста. Таким образом власти будут бороться с «серым» ввозом товара.

Есть еще более радикальное предложение от президента Владимира Путина. 30 января на традиционном совещании в правительстве он потребовал от министра экономического развития Германа Грефа проследить за тем, чтобы поставок иностранного товара стало меньше. Речь идет не только о борьбе с «серыми» схемами, но и о снижении импорта в целом.

Оказывается, прошлый год был для импортеров весьма удачным. По сравнению с 2004 годом в Россию ввезли иностранных товаров на 28 процентов больше. Правда, непонятна причина волнения. Ведь доход от таможенных платежей соответственно тоже вырос. По данным Минэкономразвития, он составил 750 миллиардов рублей. Попробуем разобраться, чем же не угодила такая статистика президенту и как это может отразиться на столичных компаниях.

Импорт — это хорошо или плохо?

Мнения экспертов по данному вопросу разделились. Не все берут на себя смелость комментировать грядущие изменения, опасаясь оказаться в опале. Например, в Федеральной таможенной службе нам заявили, что говорить по этому поводу не будут. При этом с иронией заметили, что на такую тему лучше пообщаться с высокими чинами в правительстве. Мы и пообщались. Правда, результата это не принесло. В пресс-службе нам аккуратно сказали: «Через нас проходит столько информации, что мы не в силах комментировать каждую фразу, высказанную в стенах правительства». А вот в Торгово-промышленной палате не были столь деликатны.

— Президент не может требовать никаких сокращений импорта, — уверен главный эксперт департамента внешних связей Торгово-промышленной палаты Алексей Давыдов. — У нас нет монополии на внешнюю торговлю. Предприниматели сами с усами, и если им будут диктовать такие условия, то ни к чему хорошему это не приведет. Да и потом, не нужно забывать, что мы пытаемся войти в ВТО, то есть пока, на мой взгляд, сокращать импорт нецелесообразно.

Эксперт «ОПОРЫ России» Борис Фантаев также считает, что нет смысла ограничивать импорт:

— Зачем? Доходы бюджета растут, положительное сальдо увеличивается. Импорт, наоборот, помогает нам сдерживать инфляцию.

С этой точкой зрения согласен и директор по технической политике компании «Строймаркет» кандидат технических наук Евгений Дьяченко. Он признает, что проблема существует, но снижать размер импорта поголовно для всех компаний нельзя.

— Надо смотреть на то, каким образом таможенники смогут контролировать объем импорта, — говорит Дьяченко. — Если будут затронуты интересы порядочных компаний, то Россия от этого ничего не выиграет. А нелегалам такие запреты не страшны. Они все равно придумают, как провезти контрабандный товар. Вот когда научимся с ними справляться, тогда и потерь будет меньше. Ведь, во-первых, они не уплачивают налоги. Во-вторых, от их некачественной продукции страдают российские потребители.

Сопредседатель «Деловой России», президент Ассоциации текстильной и легкой промышленности «Восток-Сервис» Владимир Головнев предлагает бороться не только с контрабандистами, но и с теми, кто смотрит на их деятельность сквозь пальцы:

— Не нужно забывать про коррупцию. За «серыми» схемами стоят чиновники, которые на этом зарабатывают. России нужна реальная система контроля за поступающими в страну товарами.

Дешевый товар качественным не бывает

Многие покупатели импортных товаров зачастую жалуются на плохое качество продукции. Например, в столице были случаи, кода люди страдали от головной боли и не подозревали, что причина — в новом подвесном потолке, сделанном из «левых» импортных материалов. Проблема в том, что в нашей стране до сих пор нет собственного завода по изготовлению потолочных плит, поэтому их привозят из-за рубежа. Не все россияне знают об этом, а продавцы, не стесняясь, пользуются. Они выставляют на рынок под маркой отечественного товара кустарную продукцию, чаще всего китайскую. Редко кто из покупателей требует сертификат соответствия. По мнению Евгения Дьяченко, угроза идет не с китайской стороны:

— Проблема в менталитете наших строителей. Их интересует только цена, а не качество. Они знают, что китайские потолки и керамогранит не подходят для строительства, но все равно покупают.

Отечественные производители искренне обрадуются, если импорт действительно ограничат. Еще бы, лучшей возможности избавиться от успешных конкурентов и быть не может. Парадокс заключается в том, что далеко не все верят в такую радикальную меру. Просто потому, что ограничить импорт, по их мнению, невозможно.

Сейчас отечественные фирмы стараются не отмахиваться от конкурентов, а сблизиться с ними. Как это сделать с наибольшей выгодой для России, обсуждали участники круглого стола, который прошел 2 февраля. Они дискутировали на тему «Сколько стоит российско-зарубежное экономическое партнерство?». Несмотря на некоторые разногласия, сошлись в одном: в популярности у нас низкокачественного товара виноваты не иностранные производители, а российские компании-импортеры. Никто не заставляет отечественных «купцов» покупать плохой товар, допустим, у китайских производителей.

Но, к сожалению, российские потребители видят разницу в цене между товарами отечественными и из-за рубежа. Как правило, она не в пользу первых. Поэтому покупатели и думают о дешевизне, а не о своей безопасности.

Представители отечественной текстильной и обувной промышленности сами себя называют пострадавшей стороной, так как признают, что Китай их здесь обошел. Как ни странно, обиды на своих соседей не чувствуют. Более того, они уверены в том, что нужно сотрудничать и перенимать опыт у китайских коллег. А поучиться у них есть чему, считают наши производители. Например, китайцы долгое время заключали убыточные для себя контракты только для того, чтобы привлечь в свою страну валюту.

— Сейчас у Китая есть мировой цех по производству товаров, — отметил президент Ассоциации текстильной и легкой промышленности «Восток-Сервис» Владимир Головнев. — Это настоящий каток, и его уже тру-дно остановить. Помимо этого в Китае государственная политика диаметрально противоположна нашей. Беда в том, что у нас власть занимает неправильную позицию, формируя имидж российского бизнеса. Пока власть четко не скажет, что бизнес — это хорошо, мало что может получиться.

Российские производители призывают органы власти хотя бы бороться с контрабандой, от которой страдают и потребители, и отечественные фирмы, и государство.

Все силы будут брошены на контрабанду

По словам генерального директора Национального обувного союза Натальи Демидовой, в 2005 году общий объем китайской обуви, поставленной в Россию, превышал задекларированный в 18 раз.

— Контрабанда — это основной наш конкурент. За нее вообще никто не платит никаких пошлин, — негодовала в ходе круглого стола Наталья Демидова.

Первый заместитель главы Федеральной таможенной службы Владимир Шамахов предложил разрешить продавать импортные товары только через уполномоченные магазины. Эксперт «ОПОРЫ России» Борис Фантаев его поддержал, но в то же время засомневался, как это можно осуществить на практике.

— Ведь, если одним позволить торговать импортом, а другим запретить, тогда будет нарушен закон о торговле, — в сердцах заявил он. — Да и потом, как организовать контроль? Невозможно возле каждого киоска поставить милиционера. Я считаю, что прежде всего нужно снизить пошлину до 10 процентов и ввести отложенный платеж НДС. Пусть его перечисляет конечный продавец, а не импортер. Тогда все постепенно перейдут на «белую» схему.

Тем не менее Владимир Головнев заявил, что одним снижением пошлины проблему не решить. По его словам, сначала нужно определить, какие отрасли являются приоритетными, а затем уже развивать их, в том числе с помощью налогового регулирования.

— За сотрудниками ИФНС тоже нужен контроль. Пока налоги у нас носят только фискальный характер: лишь бы изъять, а за что — разберемся потом. Если они будут продолжать так работать, то хоть до 8 процентов снижайте нагрузку — не поможет.

Как мы уже сказали, усиливать контроль скорее всего придется главе Минэкономразвития Герману Грефу. Он уже сделал несколько шагов в этом направлении.

Во-первых, поручил создать в текущем году единую базу данных таможенных и налоговых органов. Благодаря этому ведомства смогут сообщать друг другу об экспортно-импортных операциях и уплате налога на добавленную стоимость.

Во-вторых, в этом же году на каждый пограничный пропускной пункт поставят электронные весы и инспекционно-досмотровые комплексы. Все это делают как раз для борьбы с контрабандой и «серым» импортом или экспортом.

ИМПОРТНЫЕ ИГРУШКИ ВРЕДНЫ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ

По данным главного санитарного врача России Геннадия Онищенко, сотрудники Роспотребнадзора за 2005 год проверили 758 тысяч детских игрушек. Из них 67 процентов оказались опасными для здоровья малышей. Несколько партий игрушек санитарные врачи полностью забраковали, потому что обнаружили в них ртуть.

Марина Басович

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.