Посторонних в... бухгалтерию?

Посторонних в... бухгалтерию?

17.02.2006 распечатать

Из-за решения директора компании сменить штатных бухгалтеров на внештатных нашей читательнице Наталии МОРОЗОВОЙ, главбуху из Москвы, пришлось изучить рынок аутстаффинговых услуг, чтобы выбрать подходящих ей сотрудников. Результатами своих исследований она поделилась с нашим журналом.

Аутстаффинг в законе

Нанять сторонних бухгалтеров директору позволяет закон о бухгалтерском учете. Точнее, статья 6 этого закона, где сказано, что руководители компании могут передать на договорных началах ведение бухгалтерского учета централизованной бухгалтерии, специализированной организации или бухгалтеру-специалисту.

Расходы на услуги по предоставлению работников сторонними организациями можно учесть при налогообложении прибыли в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 19 п. 1 ст. 264 НК). Таким образом, у компании есть законное право уменьшить налоговую базу по налогу на прибыль на ту сумму, которую она заплатила аутстаффинговой компании за ее услуги. Эта сумма должна быть прописана в договоре. Проще всего заключить договор о возмездном оказании услуг (глава 39 ГК) или подряда (глава 37 ГК). Важный момент – проследите, чтобы в договоре не упоминалось слово «аренда», иначе контролеры из налоговой или трудовой инспекции вполне справедливо заявят вам, что время рабства закончилось. А значит, все ваши расходы на оплату труда «арендованных» сотрудников совершенно незаконны.

Далеко ли, близко...

Есть два варианта работы внештатных бухгалтеров: когда они постоянно сидят у вас в офисе и когда они лишь периодически приходят на работу. Например, для того, чтобы разобрать первичку, отвезти платежки в банк или принести вам сделанные отчеты. И уже исходя из этого нужно выбирать компанию, которая будет оказывать услуги по аутстаффингу персонала.

Если сотрудники требуются на время, то лучше, чтобы организация располагалась как можно ближе к «телу», то бишь к офису. Так вам будет проще в случае чего вызвать смену для заболевшего сотрудника или встретиться непосредственно с руководством, если вдруг возникнут какие-то проблемы. Если же сотрудники вам нужны постоянно, то на расположение компании можно не обращать внимания. Главное в таком случае – подобрать сотрудников, которые понравились бы именно вам. Постарайтесь не просто познакомиться с резюме кандидатов на вакансии бухгалтеров, предложенных вам аутстаффинговой компанией, но и провести дополнительные собеседования с каждым из них. Специалисты серьезных аутстаффинговых компаний обычно предоставляют такую возможность. Они же советуют обратить внимание на практические навыки будущих сотрудников. Лучше всего брать тех, кто знаком с бухгалтерскими программами и видом деятельности вашей компании очень хорошо. Ведь в отличие от штатных сотрудников, в обучение которых предприятию выгодно вкладывать деньги, внештатных вы учить не должны. Главное – они должны прийти и начать работать, не дергая вас по пустякам и не спрашивая, как выполнить ту или иную операцию в вашей программе.

Если компания не горит желанием показывать вам резюме будущих сотрудников, то лучше не рисковать и отказаться от услуг такой фирмы, как бы привлекательно дешевы они ни были. Скорее всего «качество» специалистов в таких компаниях оставляет желать лучшего.

Сколько стоят в рублях

К предложениям «приобрести» бухгалтера за 50 долларов, в огромном количестве встречающимся в интернете и приходящих к вам на электронную почту, не нужно относиться всерьез. За свои услуги аутстаффинговые компании берут от 10 до 25 процентов от фонда оплаты труда соответствующего специалиста. Например, ваш директор пожелал, чтобы у него в компании работал специалист по обработке первичной документации. Фонд оплаты этого бухгалтера на вашей фирме составляет, к примеру, десять тысяч рублей. Значит, за этого сотрудника вы должны будете заплатить порядка тысячи рублей. Общая сумма, указанная в договоре на оказание услуг, будет складываться из следующих затрат: фонд оплаты труда – десять тысяч рублей, единый социальный налог – 14 процентов (если аутстаффинговая фирма на упрощенке) – 1400 рублей или 26 процентов (если фирма на общей системе налогообложения) – 2600 рублей. Прибавляем к этому вознаграждение – тысячу рублей. Итого получаем – 12 400 или 13 600 рублей. Такие расчеты вы можете сделать примерно по каждому специалисту, которого ваш директор собирается нанять.

Услуги, предоставляемые аутстаффинговыми фирмами, как правило, одинаковы, однако стоимость их существенно различается. Поэтому будьте внимательны, чтобы не переплачивать. Ведь расходы на приглашенных специалистов и так будут превышать затраты на своих собственных сотрудников. Впрочем, финансовые потери несколько компенсируются снижением временных затрат на оформление трудовых отношений между работником и работодателем.

Прием на работу постоянных сотрудников влечет за собой необходимость в оформлении множества документов: начиная от ведения и хранения трудовых книжек и заканчивая отчетностью в различные ведомства. Если же принятый на работу сотрудник по каким-то причинам не подошел, то фирму ждет увлекательная процедура по его увольнению – в лучшем случае – и разбирательство с трудовой инспекцией – в худшем.

По договору аутстаффинга все отношения между компаниями регулируются нормами гражданского права. Вы платите компании деньги – она заботится о предоставленном персонале.

Что тут у вас?

Как определить надежность компании? Очень просто – посмотрите на ее отношение к клиенту. В хорошей компании вам сразу же предложат, во-первых, координаты тех фирм, которые уже пользуются ее услугами, дабы вы смогли получить отзывы. Во-вторых, ни одна уважающая себя аутстаффинговая компания не будет заключать с вами договор, пока не войдет в курс дела. К вам должен сразу же выехать специалист, который определит состояние бухгалтерского учета в компании, оценит сложность работы и круг обязанностей и уже после этого заведет речь о заключении договора.

Что дает аутстаффинг главному бухгалтеру

Плюсы

1. Возможность произвести замену «забракованного» бухгалтера после проведения соответствующего тестирования на профессиональную пригодность.

2. В случае необходимости можно будет быстро заказать на открытый участок работы сотрудника.

3. Если услуги аутстаффинга оказывает компания, в которой имеются специалисты по налогообложению и грамотные консультанты, то можно будет всегда получить у них совет по какому-либо вопросу текущего учета и законодательства.

4. Возможность получить дополнительные знания и более тесно общаться с руководством компании по вопросам реконструкции управленческого учета.

Минусы

1. Необходимость проводить дополнительную работу, дополнительное общение, а также потеря части времени на новую организацию своего структурного подразделения.

2. Необходимо первое время более тщательно проверять работу новых сотрудников. Если положиться только на аутстаффинговую компанию при найме персонала и не принимать участия в отборе сотрудников бухгалтерии, то можно будет потом долго исправлять ошибки, сделанные неквалифицированным бухгалтером.

3. Ответственность за работу всего подразделения по-прежнему лежит на главном бухгалтере предприятия.

Комментарий специалиста

– Из того, что директор поставил вас перед фактом уже заключенного договора и обязанности работать с подобранным персоналом, все же можно извлечь выгоду для себя. В том случае, если на предприятии в ходе налоговой проверки будут обнаружены какие-либо недочеты или ошибки, главный бухгалтер сможет переложить часть вины на нанятый персонал. Конечно, тем самым вы не избежите ответственности перед налоговой инспекцией, но в глазах руководителя компании вы сможете хоть как-то оправдать себя, – утверждает Светлана Стрижева, директор департамента управления научно-исследовательского бухгалтерского центра «Содействие».

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...