Требования к залогу мешают получать кредиты

Требования к залогу мешают получать кредиты

29.11.2005 распечатать

Выбирая между предложениями различных банков, предлагающих финансирование, прежде всего заемщик оценивает процентную ставку и срок кредита. Однако не следует забывать, что стоимость банковских денег складывается не только из номинальной ставки и длительности пользования средствами

В номере 19 «Консультанта» за 2005 год мы начали рассматривать основные требования российских банков, которые предъявляются потенциальным заемщикам. Из этой статьи вы узнаете еще о некоторых характерных особенностях работы отечественных банков со своими клиентами.

Способы обеспечения по кредитам

Важным вопросом для российских кредитных организаций является покрытие рисков. В большинстве случаев банки пытаются получить в обеспечение как можно больше. При этом они ведут себя таким образом, будто точно знают, что заемщик не вернет сумму кредита. Иными словами, кредитор смотрит не на ожидаемый денежный поток заемщика, а на существующие активы компании, которые покроют потери банка в случае дефолта. Порой это напоминает настоящее ломбардное кредитование. Например, если заемщик готов передать в залог контрольный пакет акций, в дополнение к этому банк попросит имущественный комплекс. Кредиторы боятся остаться с акциями компании, из которой, возможно, уже вывели наиболее ценные активы. Другой риск банки видят в том, что не смогут взыскать предмет залога в случае перехода компании под контроль других лиц.

Сроки выдаваемых кредитов не всегда соответствуют структуре залога. Печально видеть, когда по требованию банка под краткосрочные кредиты заемщик закладывает объекты недвижимости или целый бизнес. Помимо того, что это увеличивает стоимость финансирования, такие операции задерживают процесс выдачи кредита. Тем не менее многие заемщики соглашаются на это из-за того, что по каким-либо причинам не могут найти альтернативный вариант.

Необходимо отдельно сказать о требованиях российских банков по подтверждению прав собственности на объекты залога. Справки БТИ или регистрирующие документы, карточки учета основных средств и акты ввода в эксплуатацию практически никогда не удовлетворят кредитного офицера. В дополнение он обязательно попросит копии контрактов, которые подтверждают покупку объектов, счета и копии платежных поручений. Наиболее придирчивый сотрудник залогового отдела будет проверять непосредственно контр-агентов заемщика. Заемщик может передать в залог все имеющиеся у него основные средства, оформленные множеством различных документов. В этом случае придирчивость банковского служащего может вылиться в колоссальный объем работ по подтверждению прав собственности.

Еще одним способом обеспечения в российских банках является договор о безакцептном списании средств со счетов заемщика. Выручка, приходящая на счета заемщика, может быть списана в одностороннем порядке, если тот задерживает платежи по кредиту.

В качестве обеспечения российские банки рассматривают также поручительства и гарантии третьих лиц. Однако, если поручитель не входит в состав одной группы собственности или не является звеном в коммерческой цепочке, принимать такое обеспечение банк будет неохотно. Поручитель со стороны – это дополнительная работа для него, фактически это тот же самый анализ по кредиту, но на другого заемщика. Если решение по поручителю было принято, банк попытается «захватить» его в такой же мере, как и заемщика. Поручителю будет предложено открыть счет в банке, перевести на него хотя бы часть оборота, а в некоторых случаях – заключить договор залога на определенные объекты собственности.

Оценка залога и дисконт

Отдельного рассмотрения заслуживает оценка банками рыночной стоимости объектов и установление дисконта* для определения их залоговой стоимости. Российские банки в этом вопросе предпочитают работать со своими оценщиками и не доверяют экспертам со стороны заемщика. Отчасти это справедливо, поскольку не многие компании могут профессионально оценить тот или иной вид оборудования, не говоря уже о целом бизнесе. С другой стороны, заемщик имеет все основания не доверять оценщику банка. Лучшим выходом из такой ситуации является совместный выбор оценщика, который будет не зависим от обеих сторон. Несмотря на сравнительно небольшую стоимость услуг оценщика, вопрос становится принципиальным, когда заходит речь о том, кто будет их оплачивать – банк или заемщик. Поэтому необходимо с самого начала обговорить подобные моменты. Отметим, что по своей природе расходы на оценочные услуги должны оплачиваться заемщиком, хотя это не абсолютное правило.

Дисконт, устанавливаемый в российских банках на рыночную стоимость, зачастую безосновательно завышен. Во многих банках его принимают «на глазок», примерно определяя расходы на реализацию предметов залога. Это, в свою очередь, снижает возможности заемщика по предоставлению обеспечения по другим кредитам. Только крупные банки, имеющие в своем активе сотни кредитных сделок, создают специализированные залоговые отделы. Они четко ранжируют все виды имущества по стоимости их реализации и проводят собственные исследования по вопросам ликвидности оборудования, недвижимости и ценных бумаг. Такие отделы являются своего рода контролерами оценочных компаний. Знания и умения сотрудников залоговых отделов часто оказываются даже выше, чем у профессионального оценщика. Поэтому банк, имеющий подобный отдел, иногда даже не поднимает вопрос об оценке, ориентируясь на собственных экспертов.

Ставки реальная и эффективная

Не следует забывать, что на стоимость финансирования влияют различные мероприятия, связанные с обслуживанием кредита. Если компания привлекает кредитную линию, то после получения первого транша банк потребует подтвердить использование каждого рубля. Кредиторам важно знать, на что ушли выданные деньги. В качестве оправдательных документов они могут запросить копии договоров на поставку, предоставление услуг и выполнение работ, оформленные и подписанные счета. Если банк не получит этих бумаг, то ограничит сумму финансирования, а на невыбранный остаток начислит комиссию. Кроме того, заемщик уплатит единовременную комиссию за открытие кредитной линии или за организацию кредитования.

Таким образом банк доводит собственную доходность по сделке до необходимого уровня. Заемщик может получить средства под достаточно низкий процент (порой это очень выгодно в целях формирования финансового имиджа заемщика), но при этом эффективная ставка для него может оказаться намного выше номинальной. Эффективная процентная ставка – это ставка по кредиту, включающая, помимо процентных платежей, затраты на его обслуживание. Поэтому финансовым директорам и менеджерам необходимо тщательно оценивать сопутствующие расходы и не откладывать их анализ до момента закрытия сделки.

В случае долгосрочного сотрудничества заемщику следует обратить внимание на требования по минимальным оборотам по счетам, минимальному остатку денежных средств, комиссиям за расчетно-кассовое обслуживание. Все эти расходы могут существенно повлиять на эффективную ставку привлечения финансирования. При разовой сделке вопрос о реальной стоимости финансирования тем более необходимо ставить на первое место.

Последующий контроль заемщика

Получив кредит, заемщик начинает активно общаться с различными отделами банка. Прежде всего работа строится с кредитным отделом, который проводит мониторинг финансового состояния клиента. Предварительно заемщик и кредитный отдел согласовывают формат представления данных отчетности (как правило, управленческой отчетности) и график передачи этой информации.

Кроме того, залоговый отдел будет постоянно интересоваться состоянием обеспечения, устраивая выездные контрольные проверки. Таким образом устанавливается физическое состояние объектов залога, правомерность их принадлежности заемщику, правильность ведения учета. Часто российские банки прибегают к услугам сторонних организаций, которые занимаются только подобной деятельностью. Поэтому заемщик должен быть готов к работе не только с залоговым отделом банка, но и с такой специализированной фирмой.

Хитрости с залогом

Дмитрий Комаров, независимый консультант по организации финансирования:

«Кредитные сделки делятся на две большие группы – ломбардные и сделки по кредитованию бизнеса. Первые представляют собой кредитование без рассмотрения фактического состояния заемщика. При этом требования к обеспечению жестки (высоколиквидный залог с низкими рисками изменения стоимости и утраты), а норма дисконта высока (30–60% от рыночной). Однако это удел небольших банков. При настоящем кредитовании бизнеса требования к залогу все-таки вторичны по отношению к вопросу, кто заемщик. Известной компании с хорошими финансовыми показателями кредит могут предоставить и под формальное обеспечение.

Заметим, что в определении рыночной стоимости при оценке объектов залога есть один нюанс. Теоретически можно попробовать немного увеличить сумму обеспечения. Например, по недвижимости, а также машинам и оборудованию можно организовать оценку на нужную сумму, “поработав” с оценщиками. Другой вариант – при приобретении нового оборудования провести его через “прокладку” и отобразить по завышенной цене.

В случае с товарами в обороте иная ситуация. Как правило, за рыночную стоимость банки считают отображенную в балансе. Однако иногда их удается убедить считать рыночной стоимость товаров с учетом планируемой нормы прибыли и НДС. Таким образом можно “подтянуть” залоговую стоимость процентов на 50.

Разумеется, злоупотреблять такими хитростями не стоит. Реально они могут увеличить залоговую стоимость процентов на 30. В противном случае манипуляции становятся слишком очевидными и могут сильно испортить отношения с банком».


«Уникальное оборудование в залог банки берут неохотно...»

Для большинства крупных предприятий активом, пригодным в качестве залога под банковский кредит, является промышленное оборудование. Как правило, это дорогостоящие, а нередко уникальные станки, агрегаты или производственные линии. С точки зрения предприятия такой залог сверхликвиден, так как обладает высокой балансовой и производственной стоимостью. Менеджмент завода обычно особо подчеркивает, что надежность залога обусловлена его жизненной необходимостью для предприятия. Следовательно, оно будет в высшей степени заинтересовано расплатиться с банком.

Между тем большинство банков крайне неохотно работают с залогами такого рода. Это связано, во-первых, с тем, что многие банки не обладают квалифицированными партнерами-оценщиками в некой специфической области. Балансовая же стоимость не может служить ориентиром, поскольку нередко на балансе предприятия стоит оборудование, фактически являющееся металлоломом. Во-вторых, уникальность оборудования может означать его невостребованность на широком рынке, а значит, невозможность его реализации. В случае проблем с возвратом кредита заемщик может использовать это обстоятельство для давления на банк. В-третьих, затраты по демонтажу и перевозке могут превысить залоговую стоимость либо существенно ухудшить состояние оборудования.

В результате банки часто соглашаются принимать такой залог по цене металлолома (с дисконтом 75–85%) и повышают процентную ставку. Это вынуждает предприятия замораживать крупные активы под незначительные дорогие заимствования.

Чтобы решить эту проблему, заемщику необходимо предпринять ряд мер. Во-первых, несмотря на высокую стоимость оборудования, нужно получить у авторитетного оценщика заключение по ликвидационной стоимости. Она должна учитывать все аспекты, вплоть до амортизации, стоимости демонтажа, перевозки и стоимости реализации оборудования на рынке. Во-вторых, следует привлечь к сделке партнеров.

В ряде случаев банки соглашаются принимать в залог уникальное оборудование, если одновременно заключается соглашение о его безакцептном выкупе либо с собственниками завода, либо с другим крупным предприятием. Наконец, можно попытаться найти банк-кредитор, ориентированный на работу с предприятиями конкретной отрасли в силу специализации его владельцев или основной клиентуры.

Альтернативным решением рассматриваемой проблемы может быть использование схемы возвратного лизинга. При ней предприятие продает оборудование лизинговой компании по согласованной стоимости. Одновременно оно получает его назад в лизинг с условием, что приобретет права собственности на него после выплаты всех лизинговых платежей. Преимуществами такого варианта являются:

– более низкий размер дисконта (30–50%) за счет снижения риска кредитора (оборудование является не залогом, а собственностью лизинговой компании);

– снижение для заемщика налогового бремени (предприятие не платит налог на имущество в течение срока лизинга и относит все лизинговые платежи на себестоимость).

Сергей Смирнов, управляющий партнер консалтинговой компании Financial & Banking Solutions


* Дисконт (здесь) – отрицательная разница между залоговой стоимостью предмета залога и его рыночной (балансовой) стоимостью.

Айс Шараев, консультант ООО «НРБ Финансы»

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.
Loading...