Выбирать из двух зол больше не придется?

Выбирать из двух зол больше не придется?

12.10.2005 распечатать

Противоречивые разъяснения налоговиков и финансистов уже перестали кого-либо удивлять. Однако для предпринимателей нестыковка во мнениях чиновников создает немало проблем - они просто не знают, чьим инструкциям надо следовать. Разрешить эту ситуацию призвана недавно созданная Межведомственная комиссия по координации взаимодействия Минфина и ФНС в налоговой сфере.

Отсутствие разногласий в комментариях законодательства, несомненно, отвечает интересам бизнеса. В то же время спорных моментов в Налоговом кодексе, по которым у каждого из ведомств имелась своя позиция, на протяжении последних нескольких лет накопилось предостаточно. Как утверждают эксперты журнала "Нормативные акты для бухгалтера", особенно богатым на противоречивые разъяснения оказался последний год — с тех пор как налоговая служба фактически оказалась в подчинении Минфина.

Когда в товарищах согласья нет…

Надо сказать, что министерство предпринимало отчаянные попытки отделить собственные полномочия от "сфер влияния" налоговиков. Последние, по мнению финансистов, изложенному в письме от 21 сентября 2004 г. № 03-02-07/39, могли лишь "доводить до налогоплательщиков ту информацию, которая ясно прописана в Налоговом кодексе". Что же касается права трактовать неясности и противоречия налогового законодательства, то согласно все тому же документу, оно должно было безраздельно принадлежать самому Минфину.

Казалось бы, чего проще — наладить работу с подведомственной структурой так, чтобы между ней и вышестоящим органом не было никаких противоречий. Однако министерству это не удалось: налоговики настойчиво продолжали выпускать собственные разъяснения по самым разнообразным вопросам трактовки Налогового кодекса. При этом довольно часто их мнение оказывалось точно противоположным позиции Минфина.

Недавняя причина разногласий — ошибки в коде бюджетной классификации, допущенные бухгалтером при заполнении платежки. По мнению представителей ФНС, даже если деньги попадут в нужный бюджет, налог все равно будет считаться неуплаченным (письмо от 25 июля 2005 г. № 10-1-13/3367). А в этом случае фирме начислят пени. Ведь, как считают налоговики, Налоговый кодекс не предусматривает освобождение от пеней по одному налогу при наличии переплаты по другому. Интересно, что этот документ налоговая служба выпустила спустя лишь несколько месяцев после того как Минфин обнародовал собственное мнение по данному вопросу (письмо от 1 марта 2005 г. № 03-02-07/1-54). Стоит ли говорить, что оно было прямо противоположным? В результате пока два ведомства разбирались что к чему, инспекторы продолжали начислять пени из-за ошибки, которая даже не приводит к бюджетным потерям.

Другим поводом для споров между Минфином и ФНС оказался порядок учета фирмой-"упрощенцем" расходов на приобретение товаров, предназначенных для последующей реализации. В письме министерства от 13 мая 2005 г. № 03-03-02-02/70 говорится, что принять такие расходы можно сразу после оплаты товара, не дожидаясь момента перепродажи продукции. Налоговики же продолжают руководствоваться старинным письмом МНС от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/ 657, которое, наоборот, запрещает учитывать такие расходы до реализации товаров, и штрафуют "упрощенцев" при любой попытке сделать по-другому.

И эти два случая, увы, не уникальны. Каждый раз, выпуская новый документ на "старую" тему, чиновники и того и другого ведомства обвиняют друг друга в том, что позиция оппонента противоречит закону. Какими же разъяснениями руководствоваться фирмам и предпринимателям, для которых, собственно, и должны выпускаться такие письма, остается загадкой.

Конец междоусобице?

К настоящему моменту необходимость решения данной проблемы признали как в Минфине, так и в ФНС. Именно с целью покончить с подобными разногласиями приказом министерства от 9 августа 2005 г. № 102н утверждено создание Межведомственной комиссии по координации взаимодействия двух ведомств в налоговой сфере (Минюст 30 августа 2005 г. признал этот приказ не нуждающимся в регистрации).

Согласно документу, сформирована данная комиссия будет на паритетных началах. В ней будет участвовать равное количество представителей ФНС и Минфина — всего их тринадцать, включая председателя комиссии, которым назначен заместитель министра финансов Сергей Шаталов.

К основным задачам деятельности комиссии как раз и относится выработка согласованной позиции по вопросам применения законодательства. Чиновники будут также вести совместную работу по подготовке поправок в Налоговый кодекс. Планируется, что заседать комиссия будет не реже одного раза в месяц, а в случае возникновения неотложных ситуаций будут проводиться внеочередные собрания. Решение комиссия будет принимать большинством голосов. Причем председатель наделен правом решающего голоса. Кроме того, для поиска лучшего решения того или иного вопроса комиссия сможет привлекать и сторонних участников. К таковым, как говорится в самом приказе, могут относиться не занятые в основном составе работники Минфина и ФНС, а также "эксперты, консультанты и иные заинтересованные лица". Кого именно имели в виду авторы документа, не совсем понятно. Однако в изложенной формулировке Приказ вовсе не исключает того, что в поиске совместных решений двух ведомств могли бы принимать участие и представители бизнеса. Но даже если такой оптимистический прогноз оправдается, к сожалению, инициатива так или иначе будет исходить от ведомственных чиновников — членов комиссии.

Если деятельность новой структуры окажется успешной, то времена непримиримых разногласий двух ведомств канут в Лету. Во всяком случае приказ Минфина описывает вполне радужные перспективы.

Однако одно "но" все же остается. Ранее выпущенные разъяснения под "зоркое око" членов комиссии могут и не попасть. Во всяком случае, в приказе о возможности пересмотра старых документов прямо не говорится. Наличие же двух писем с противоположным содержанием фактически предоставляет налогоплательщику право самому выбрать наиболее выгодную для него позицию. Напомним, согласно статье 111 Налогового кодекса, письменные разъяснения как одного, так и другого ведомства освободят его от ответственности в случае возникновения налогового спора.

Кроме того, вызывает серьезные сомнения и другой момент: окажется ли работа комиссии столь оперативной, что ее участники будут успевать рассматривать абсолютно все спорные вопросы, которых в российском налоговом законодательстве предостаточно. Так или иначе, на эти вопросы можно будет ответить только по прошествии какого-то времени. Пока же можно лишь надеяться, что бумажная война между налоговиками и финансистами с началом работы комиссии закончится.

Н.В. Ветрова, обозреватель "Федерального агентства финансовой информации"

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.