Алексей Клименко: Свое воздействие рассчитывайте сами

Алексей Клименко: Свое воздействие рассчитывайте сами

07.06.2005 распечатать

Весной на заседании правительства был рассмотрен проект закона «О плате за негативное воздействие на окружающую среду». Разработкой этого документа занимается Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору. О том, какие изменения ожидаются с принятием нового закона, нам рассказал Алексей Павлович Клименко, начальник Управления контроля и надзора в области охраны окружающей среды (Госэкоконтроля России), к. э. н.

– Алексей Павлович, будут ли по новому закону платежи за загрязнение окружающей среды приравнены по своему статусу к налогам?

– Нет, в документе будет четко прописано, что это неналоговый платеж. Как экологи мы заинтересованы, чтобы этот платеж был минимален. Поэтому в него, в отличие от налога, закладываются регулятивный и компенсационный принципы.

– В чем именно будут заключаться эти принципы?

– Главная особенность нового законопроекта в том, что он нацелен на уменьшение объема воздействия на окружающую среду. В частности, базой для исчисления платы будет служить масса выбросов, превышающая допустимые нормативы по загрязнению. При этом плата за превышение нормативов будет существенно увеличена.

Напомню, что сейчас порядок взимания экологических платежей регулируется постановлением Правительства России № 632 «Об утверждении Порядка определения платы за загрязнение окружающей среды». В нем прописано, что плата за сверхлимитное загрязнение взимается в пятикратном размере (п. 5 Порядка). То есть произведение величины превышения массы выбросов на ставку платы умножается на пятикратный повышающий коэффициент. Теперь же нарушители будут платить по ставке, превышающей нормативную в 25 раз.

– То есть природоохранное законодательство ужесточится?

– Не совсем так. В проекте заложен также следующий принцип. Мы не требуем от компаний расчета объемов платы. Рассчитывай сам свое воздействие и смотри, укладывается ли оно в нормативы. Если да, то компания ничего не платит. Никакой регулярной отчетности при этом предоставлять не надо.

Мы же приходим с проверкой. Если все посчитано и уплачено верно, то мы не вмешиваемся. То есть не надо каждый год стоять под дверью у нашего инспектора, согласовывать расчет платежа, приносить нам копии... Мы предоставляем возможность каждому декларировать свой уровень воздействия на окружающую среду и соответственно свою плату.

– А какая участь ждет временно согласованные нормативы на выбросы и сбросы загрязняющих веществ?

– Практике установления предприятиям подобных лимитов будет положен конец. Конечно, у промышленников это вызывает возмущение. Если сегодня завод может согласовать с региональным главой размер допустимых выбросов и платить с коэффициентом «5», то теперь ему придется платить в пять раз больше.

В то же время заводу будет предоставлена возможность производить зачет этих средств на природоохранные мероприятия. Если он вложит те же деньги в системы очистки, то сможет отнести их не на прибыль, а на себестоимость. Таким образом, будет уменьшена его база по налогу на прибыль.

– Алексей Павлович, как предприятия будут подтверждать свое право на освобождение от платежей?

– Есть такое понятие, как НСТ – новейшие существующие технологии. Плательщику необходимо встать на учет в национальном реестре НСТ и доказать, что у него такие технологии внедрены и воздействие на окружающую среду минимально. Правда, пока закон о создании этого реестра находится еще в стадии разработки.

– А если компания решит обмануть экологов?..

– Механизм ответственности также ужесточится. В частности, в Кодексе об административных правонарушениях будет увеличен штраф за недостоверно представленную информацию. Для юридических лиц он составит до 500 минимальных размеров оплаты труда с последующим возмещением нанесенного ущерба в полном объеме. При этом нарушители будут платить пени в размере одной трехсотой от ставки рефинансирования Центрального банка РФ за каждый день просрочки.

– Допустим, компания не обязана осуществлять экологические платежи. Как часто ей придется подтверждать это свое право?

– Предполагается установить период в пять лет. Если у самой компании возникают какие-то вопросы, то хоть ежегодно она может проводить химический анализ через аккредитованную лабораторию. Кроме того, в законе об охране окружающей среды есть понятие экологического аудита, но это дорогое удовольствие.

– Как будет осуществляться контроль над правильностью уплаты сборов?

– Проверки мы можем проводить не чаще одного раза в два года или по сигналу от общественности. Если такой сигнал поступит, мы придем в течение месяца, если же требуется оперативное вмешательство, то в течение суток.

– Не опасаетесь большого количества жалоб от недовольных обывателей или конкурентов по бизнесу?

– Да, некоторые особо грязные производства, например металлургической или химической промышленности, мы уже замучили проверками. И надо сказать, что это имеет свои результаты. Замечено, что, пока дела рассматриваются в прокуратуре, уровень вредных выбросов находится в допустимых пределах. Если же жалоба – это чей-то откровенный заказ, мы один раз приедем, проверим и все – мы же тоже не глупые.

– Алексей Павлович, изменится ли порядок уплаты экологических сборов?

– Да, теперь декларацию надо будет подавать раз в год. Произвести все платежи компания будет обязана до 22 февраля. Авансовых платежей больше предусмотрено не будет, хотя никто не помешает предприятию их совершать, если у него будет такое желание.

– Будет ли пересматриваться существующая система нормативов, установленная постановлением Правительства РФ № 344?

– Сейчас у нас нормирование производится с учетом региональных особенностей. В будущем же предполагается перейти на технический регламент. Положение о нем прописано в законе о техническом регулировании. Хотя лично я сильно сомневаюсь, что корректно применять одинаковые нормативы к производствам, расположенным в европейской части России и, скажем, в Сибири. Все-таки должен быть какой-то зональный коэффициент.

– Какую еще пользу бизнесу может принести новый закон?

– Сейчас собственниками твердых бытовых отходов являются природопользователи. По новому закону ими будут являться полигоны, куда передаются эти отходы. Поэтому головной боли у компаний станет меньше.

– Итак, постановление № 632 утратит свою силу. Предполагается ли внесение изменений в какие-либо еще нормативные документы, например закон об охране окружающей среды?

– Нет, этот закон рамочный, в нем как раз есть отсылочная статья. В ней говорится, что плата за негативное воздействие устанавливается действующим законодательством. Вот под эту статью и пишется новый закон. Так что мы, наоборот, сейчас расшифровываем и доводим закон об охране окружающей среды.

– Алексей Павлович, когда новый законопроект может быть принят?

– В июле проект будет внесен на рассмотрение в правительство. Думаю, до конца года он должен быть принят.

Беседовал эксперт «Консультанта» Ярослав Колпаков

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.