Белые пятна «упрощенки»

Белые пятна «упрощенки»

22.10.2003 распечатать

Уже "открыт сезон" подачи заявлений на "упрощенку" 2004-го года, а чиновники все еще разъясняют спорные вопросы этого спецрежима.

Проблемы с применением "упрощенки" начались еще с начала 2003 года, когда многие фирмы приняли знаменательное решение перейти на эту новую еще "необкатанную" систему. Больше всего неясностей возникло у тех фирм, которые платят единый налог с разницы между доходами и расходами.

НДС прошлого года: сказали "А", не сказав "Б"

Фирмы, которые в 2003-м году перешли на "упрощенку", от уплаты НДС освобождены. Однако забыть о нем так и не получилось. Вопросов, связанных с пересечением НДС и "упрощенки" оказалось слишком много.

Так, почти не одна фирма, перешедшая на "упрощенку", до сих пор не знает, правильно ли она рассталась с прошлогодним НДС. Причем ситуаций, которые связанны с этим вопросом, — море. А разъяснения по ним ни Минфин, ни МНС давать не спешат. Однако теперь лед, кажется, тронулся.

В письме от 26 мая 2003 года № 22-1-15/1265-У188 МНС России разъяснило, нужно ли уплачивать НДС по товарам, отгруженным в прошлом году, а оплаченным в этом.

Разъяснения касаются только тех фирм, которые в 2002 году определяли выручку "по оплате". Когда они получили деньги от покупателей, такие фирмы уже не являлись плательщиками НДС. Однако чиновники считают, что налог все-таки платить надо. Обосновывают они это так.

С реализации своих товаров фирма должна платить НДС (ст. 146 НК РФ). Причем товары считаются реализованными в момент перехода право собственности на них от продавца к покупателю (ст. 39 НК РФ). Если иное не предусмотрено договором это происходит непосредственно в момент передачи товара (ст. 223 ГК РФ). Исходя из этого, налоговые инспекторы посчитали, что обязанность уплатить НДС наступает сразу, как только фирма отгрузила товары. А дата начисления налога, по их мнению, значения не имеет.

Однако, заняв такую позицию, МНС не ответило на самый интересный вопрос. А именно: можно ли учесть НДС, который фирма обязана заплатить в этом году, в расходах по "упрощенке"? За разъяснениями мы решили обратиться в Минфин. Вот что нам ответила Мареева В.Н., консультант департамента налоговой политики: "По моему мнению, учесть НДС прошлого года в расходах по единому налогу, нельзя. Ведь в 2003-м году фирма уже не является плательщиком НДС". Разумеется, она не права. Ведь сами налоговики доказывали, что заплатить НДС требует кодекс. Ну а все налоги (в том числе НДС), "уплаченные в соответствии с законодательством", можно включить в расходы при расчете единого налога. Так гласит статья 346.16 Налогового кодекса.

Непростые основные средства

Стоимость основных средств, которые куплены в 2003 году, "упрощенцы" могут сразу включать в расходы. А вот то оборудование, которое осталось с прошлого года, нужно списывать по остаточной стоимости, причем частями в зависимости от срока его полезного использования (п.3 ст. 346.16 НК РФ).

В письме от 26 мая 2003 года № 22-1-14/1255-У107 МНС России высказало свое мнение о том, откуда брать остаточную стоимость фирмам, которые со старой "упрощенки" перешли на новую. Определить ее, по мнению налоговиков, можно по книге доходов и расходов, которую "упрощенцы" вели в 2002 году. Налоговики решили, что фирмы должны были отражать там начисленную амортизацию по основным средствам и нематериальным активам. Откуда они это взяли? Оказывается, из инструкции к заполнению этой книги. Действительно, в ней написано, что в графе 7 можно указывать прочие расходы, в том числе суммы начисленной амортизации. Причем эти суммы не уменьшали доход, облагаемый единым налогом. Однако разве это было обязанностью? По нашему мнению, нет.

Доказать это можно так. Работая по старой "упрощенке", фирмы имели право не вести бухгалтерский учет. Отдельных требований вести учет основных средств и рассчитывать амортизацию по ним, в законе не было. Это значит, что те фирмы, которые на законных основаниях этого не делали, определить остаточную стоимость на начало 2003 года не могут. Как же им поступить? В такой ситуации нужно включать в расходы покупную стоимость основного средства. Поскольку амортизация по нему не начислялась, то она же для них и является остаточной.

Расходы на аудит — это не только…

Как известно, в состав расходов по "упрощенке" можно включать только те затраты, которые непосредственно перечислены в статье 346.16 Налогового кодекса. В письме от 31 июля 2003 г. № 04-02-05/3/61 Минфин еще раз напомнил, что приведенный там перечень — исчерпывающий, и в него нельзя ничего добавить. Однако некоторые понятия можно расшифровать. Если это сделать, то список уже не кажется таким ограниченным.

Так, многие бухгалтеры все это время были разочарованы тем, что к расходам "упрощенцев" не относятся затраты на юридические и консультационные услуги. Однако Минфин разъяснил: оплату таких услуг можно учесть при расчете единого налога. Однако с одним условием: что оказывают их аудиторские фирмы.

Объясняется это так. Расходы на оплату аудиторских услуг предусмотрены в статье 346.16 НК РФ. А под аудитом понимается не только проверка бухгалтерского учета и отчетности, но и сопутствующие ему услуги (ст. 1 Федерального закона "Об аудиторской деятельности" от 7 августа 2001 года № 119-ФЗ). В частности, к ним относятся:

  • бухгалтерское, налоговое, экономическое и финансовое консультирование;
  • правовое консультирование и представительство в судебных и налоговых органах;
  • проведение маркетинговых исследований;
  • разработка инвестиционных проектов и составление бизнес-планов.

Так что если вам понадобятся такие услуги, заказывайте их у аудиторов имеющих лицензию. Тогда вы сможете включить стоимость этих услуг в расходы при расчете единого налога.

Доставку включайте в цену

Если "упрощенец" покупает товары для перепродажи, то при расчете единого налога их стоимость уменьшает налогооблагаемый доход фирмы.

Налоговики уже высказывали свое мнение о том, что сделать не можно не раньше, чем поступят деньги от продажи товаров (письмо МНС России от 11 июня 2003 г. № СА-6-22/657). Теперь чиновники другого ведомства решили ответить еще на один вопрос. А именно: можно ли при расчете единого налога включать в их стоимость расходы на доставку? Ответ на него дал Минфин России в письме от 31 июля 2003 года № 04-02-05/3/62.

Сразу скажем, что решение принято не в пользу фирм. Объясняется это так. Многие расходы "упрощенцев" рассчитываются по тем правилам, которые установлены для налога на прибыль (например, зарплата, затраты на обязательное страхование и т. д.). Расходов на покупку товаров в этом перечне нет. А глава кодекса, посвященная упрощенной системе, не предусматривает уменьшение налогооблагаемой базы на сумму расходов по их доставке. Поэтому, по мнению Минфина, в расходы по "упрощенке" можно включать только стоимость самого товара, без каких либо дополнительных затрат.

Чтобы все-таки учесть такие расходы, не оформляйте их отдельными документами. Для этого попросите поставщика включить стоимость услуг по доставке непосредственно в цену товара. Тогда они уменьшат ваш облагаемый доход в составе его покупной стоимости.

Пример 1

ООО "Актив" занимается оптовой торговлей. В 2003 году фирма работает "на упрощенке" и платит единый налог с доходов, уменьшенных на расходы. Поставщики товара самостоятельно доставляют его до склада фирмы и берут за это отдельную плату.

Ситуация 1.
В сентябре 2003 года ООО "Актив" заключило договор на поставку товара с фирмой ЗАО "Трейд". В договоре отдельным пунктом предусмотрено, что поставщик предоставляет услуги по доставке товара. Стоимость товара по договору составила 145 000 руб., стоимость доставки — 5000 руб. В октябре 2003 года "Актив" перечислил "Трейду" 150 000 руб. В этом же месяце товары были проданы и оплачены покупателями.
При расчете единого налога за 9 месяцев 2003 года "Актив" может уменьшить доходы на покупную стоимость товаров в сумме 145 000 руб. Стоимость доставки в сумме 5000 руб. в расходы включить нельзя.

Ситуация 2.
ООО "Актив" попросила ЗАО "Трейд" не выделять стоимость услуг по доставке товара в договоре. Поставщик включил стоимость доставки в цену товара. Таким образом, стоимость товара составила 150 000 руб.
В этом случае, рассчитывая единый налог, "Актив" может уменьшить доходы на 150 000 руб.

Белые пятна работают на нас

Пробелов в законодательстве об "упрощенке" осталось еще много. Иногда они помогают фирмам сэкономить. Согласитесь, грех этим не воспользоваться.

Так, для фирм, которые рассчитывают единый налог с разницы между доходами и расходами, в Налоговом кодексе есть интересная лазейка. В главе об упрощенке сказано, что в расходах можно учесть суммы налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам, работам и услугам (подп. 8 п. 1 ст. 346.16 НК РФ). О том, что этот НДС должен относиться только к тем товарам (работам, услугам), стоимость которых включается в расходы при расчете единого налога, ничего не сказано. Получается, что любой НДС, уплаченный поставщикам, включается в расходы "упрощенцев".

Пример 2

В октябре 2003 года главный бухгалтер фирмы ООО "Актив" ходил на семинар по бухгалтерскому учету и налогообложению. Стоимость семинара — 3000 руб. (в том числе НДС — 500 руб.). Учебный центр выставил "Активу" счет-фактуру с выделенной суммой НДС. В этом же месяце "Актив" оплатил семинар.
При расчете единого налога за 9 месяцев 2003 года бухгалтер ООО "Актив" может уменьшить сумму доходов на 500 руб. — сумму НДС, уплаченного за семинар. Стоимость самого семинара (2500 руб.) включать в расходы нельзя.

Как видите, поблажка существенная. Однако мы хотим вас предостеречь: налоговым инспекторам вряд ли понравится такое положение дел. Они очень не любят признавать свои ошибки и будут искать любые аргументы, чтобы вернуть себе упущенные деньги. Так что, если вы все же хотите сэкономить, будьте готовы отстаивать свою правоту в суде. При этом доказательства у вас весомые: прямой текст Налогового кодекса.

Г. Соколова, эксперт «ПБ»

Выбор читателей

Составьте правильно и проверьте свой РСВ за 9 месяцев вместе с бератором.
Регистрируйтесь бесплатно.